Парфюмерные товары
Парфюмерные товары — это средства, предназначенные для ароматизации и освежения кожи, волос, одежды человека.
Основу ассортимента парфюмерных товаров составляют парфюмерные жидкости.
Парфюмерные жидкости — это спиртовые, спиртоводные или водно-спиртовые растворы душистых веществ — парфюмерных композиций сложного состава. Духи, парфюмерные и туалетные воды применяют как ароматизирующие средства, а одеколоны и душистые воды применяют чаще всего как гигиенические и освежающие средства.
Особенности состава. Для составления парфюмерных композиций в промышленности используют душистые вещества натурального и синтетического происхождения. Натуральные душистые вещества извлекают из растительного или животного сырья. Душистые вещества растительные — это эфирные масла, настои, экстракты и др. Их получают из цветков, листьев, корней и других частей эфиромасличных растений; из смол и бальзамов. Наиболее известными душистыми веществами животного происхождения являются мускус, амбра, цибет (цивет) и кастореум. В парфюмерных композициях используют спиртовые растворы этих веществ, которые являются фиксаторами основного запаха парфюмерии, повышают его стойкость, гармонизуют запах духов и кожи человека. В составе парфюмерных жидкостей в настоящее время лишь около 20% составляют натуральные душистые вещества и вероятнее всего в дорогой эксклюзивной продукции. Натуральные душистые вещества применяют ограниченно из-за высокой стоимости и сложности получения, ограничения сырьевой базы. Основная масса современной парфюмерной продукции на 100% состоит из синтетических душистых веществ (СДВ).
|
Характеристика ассортимента. Парфюмерные жидкости согласно ГОСТ Р 51578-2000 “Изделия парфюмерные жидкие. Общие технические условия” по составу и показателям качества подразделяются на семь групп: духи концентрированные, духи группы “Экстра”, духи, парфюмерные воды, туалетные воды, одеколоны и душистые воды, что соответствует общепринятой французской группировке парфюмерии (табл. 15.2).
Все парфюмерные жидкости должны быть прозрачными. Для парфюмерных жидкостей, кроме духов экстра, допускается легкая опалесценция (при просмотре изделия в проходящем свете). Прозрачность жидкостей должна сохраняться при понижении температуры до 3 °С (одеколоны и душистые воды — до 5 °С).
Стойкость запаха и сумма массовых долей душистых веществ —- это ассортиментные признаки и наиболее важные качественные показатели парфюмерных жидкостей. Стойкость запаха определяется природой душистых веществ, входящих в парфюмерную композицию, и практически коррелирует с суммарным содержанием душистых веществ в изделии: поэтому духи всегда имеют более высокую стойкость запаха, чем туалетные воды и одеколоны.
Помимо жидкой парфюмерии выпускают твердые, кремообразные, порошкообразные духи. Твердые духи представляют собой смесь жировых и воскоподобных веществ, в которые введена парфюмерная композиция. Концентрированные твердые духи в виде губной помады или карандаша (традиционный или механический) имеют более высокую стойкость запаха, чем жидкие спиртовые духи, однако в настоящее время выпуск их ограничен. Крем-духи — ароматизированная кремовая масса, предназначенная для нанесения на кожу и расфасованная в баночки.
|
Физико-химические показатели качества парфюмерных жидкостей
Наименование показателя | Наименования французского аналога | ||||||
Extrait | Parfum | Parfum | Eau de parfum; Parfum de toilette | Eau de toilette | Eau de Cologne | Eau Parfumee | |
Духи концентрированные | Духи группы “Экстра” | Духи | Парфюмерная вода | Туалетная вода | Одеколон | Душистая вода | |
Характеристика и норма ГОСТ Р 51578-2000 | |||||||
Стойкость запаха, ч, не менее | - | ||||||
Объемная доля этилового спирта, % об., не менее | 55,0 | 70,0 | 85,0 | 75,0 | 75,0 | 60,0 | 20,0 |
Сумма массовых долей душистых веществ, %, не менее | 30,0 | 15,0 | 10,0 | 10,0 | 4,0 | 1,5 | 1,0 |
Их удобно хранить в косметичке или сумочке и пользоваться ими в течение дня.
Порошкообразные духи “саше” — это сухая смесь талька, крахмала и парфюмерной композиции. Они используются для ароматизации белья, одежды, носовых платков. В качестве порошка-носителя может использоваться целлюлоза, лепестки цветов, например розы, или измельченные в порошок корни ириса или фиалки. Сухие духи выпускают упакованными в шелковые мешочки (саше, сашет) или бумажные пакетики.
Парфюмерия подразделяется на женскую, мужскую, детскую и унисекс.
Женская и мужская парфюмерия различаются по характеру и направлению запаха, по дизайну и цветовому решению упаковки, по назначению.
Ароматы унисекс — это парфюмерия, которая предназначена для обоих полов одновременно. Для нее характерны легкие, свежие ароматы.
Детская парфюмерия представлена в основном одеколонами, туалетными и душистыми водами, которые имеют более низкую концентрацию душистых веществ (преимущественно высококачественные СДВ), не содержат спирта или концентрация его не превышает 20 об.%. Запахи детской парфюмерии должны быть легкими, “съедобными” или цветочными.
|
Парфюмерные жидкости принято классифицировать по характеру аромата (по семействам или группам), которые, в свою очередь, состоят из отдельных подгрупп (оттенков, нот). В настоящее время в мире принята классификация ароматов, разработанная в 1990 г. технической комиссией французского общества парфюмеров. Все известные парфюмерные ароматы объединены в семь семейств: цветочные (основная тема — запах цветка чистый или с добавлением других нот: цветочно-альдегидный, цветочно-древесный, цветочно-зеленый, цветочно-древесно- фруктовый); шипровые — с ароматической композицией: пачули, дубовый мох, бергамот и ладанная камедь; цитрусовые (лимон, мандарин, апельсин, бергамот); древесные (теплые — сандал и пачули; сухие — кедр, ветивер со свежестью лаванды, цитрусовых); фужере — с запахом лаванды, кумарина, дубового мха, герани и др.; амбровые (ориентальные или восточные) — с запахом ванили, ладанной камеди, мускуса, амбры; кожаные — своеобразное семейство, которое объединяет парфюмерию с сухими нотами, воспроизводящими запах натуральной выделанной кожи с различными оттенками (дым костра, табак, цветок).
Ароматы кожаные, фужере и древесные — типично мужские; цветочные и амбровые — типично женские; шипровые и цитрусовые ароматы используются в парфюмерии унисекс.
Парфюмерные изделия выпускаются в виде единичных изделий (упаковочных единиц), в виде подарочных наборов, парфюмерных серий одного наименования. Парфюмерия различается по виду и типу тары и упаковки; по способу ее нанесения. Для концентрированных духов характерно точечное нанесение на пульсирующие точки тела; механическое распыление с помощью пульверизатора — для парфюмерных, туалетных вод и одеколонов; аэрозольное распыление — для парфюмерных дезодорантов, парфюмерии для волос.
К парфюмерии можно отнести также средства для ароматизации жилых помещений — гостиной, спальни (аэрозоли, эфирные масла, фитопопурри, ароматические свечи, курительная бумага и др.) и средства для ароматизации ванн (ароматические соли, эссенции, пены и др.).
По стоимости различают: недорогую парфюмерию масс-маркет (mass-market), парфюмерию средней ценовой категории мидл- маркет (middle-market), продукцию дорогую -— премиум-класса, в том числе селективных марок, эксклюзивную класса люкс.
Упаковка, маркировка и хранение парфюмерных жидкостей. Парфюмерные жидкости фасуют во флаконы и пробирки, более 90% от общего количества которых приходится на стеклянную тару.
Существует дифференциация флаконов по объему в зависимости от вида (группы) парфюмерной жидкости. Духи фасуют во флаконы объемом 7-15 мл, а пробные — от 2 (в пробирки) до 5 мл. Отечественные духи могут быть расфасованы во флаконы вместимостью до 50 мл (16, 24, 30 мл и др.). Парфюмерные воды — 30—50 мл (отечественные — до 100 мл); туалетные воды — 30, 50, 75,100 мл; одеколоны и душистые воды — от 100 мл и более (по ГОСТ Р 51578-2000 максимальный объем флакона — 255 мл); парфюмированные дезодоранты (в аэрозольных баллонах) — 75, 100 мл.
В качестве укупорочных средств используют пробки, колпачки, пульверизаторы, аэрозольные распылители (ГОСТ 53767-2010 “Средства укупорочные полимерные и комбинированные для парфюмерно-косметической продукции”). Наибольшим удобством использования обладают флаконы с пульверизаторами (натуральные спреи). Стеклянные пробирки (пробники) укупоривают полиэтиленовыми пробками.
Флаконы с плечиками заполняют до уровня плечиков, во всех остальных видах флаконов соблюдается правило — флакон должен иметь свободное воздушное пространство не более 4% вместимости флакона (при повышении температуры воздуха спиртосодержащая жидкость увеличивает объем). На изделии должен быть указан объем жидкости. При указании объема парфюмерных жидкостей вместо массы нетто принято указывать ее точный объем (е) в миллилитрах. В современной продукции дополнительно объем указывается в жидкостных унциях (fluid ounce), сокращенно fl. oz. Пересчет: 1 fl. oz. = 29,57 мл ~ ~ 30 мл, т. e. 1/2 fl. oz. = 15 мл, 1/4 fl. oz.= 7,5 мл и т. п.
Флаконы с парфюмерией упаковывают в художественно оформленные футляры, которые бывают клееные, складные из картона, сборные (пластмассовые, металлические, деревянные и комбинированные). Флакон может располагаться внутри футляра на специальном фиксаторе — картонной или пластмассовой вставке (либо в ложе-углублении). Большая часть футляров с парфюмерией обтягивается целлофановой или другой прозрачной пленкой.
Средством маркирования и оформления парфюмерных жидкостей могут быть этикетки, которые бывают бумажные
(литографические), из металлизированной бумаги и каширо- вальной фольги (облаточные) и из полимерной пленки. Используются этикетки-манжеты из термоусадочной пленки, которая после нагревания плотно облегает стекло и становится невидимой, создавая впечатление, что рисунок нанесен непосредственно на флакон.
В ряде случаев на флакон наносится только рисунок или надпись методом тампонной печати, а этикетка наносится на дно флакона; или наименование изделия указывается на лицевой стороне этикетки, остальные обозначения можно указать на обратной стороне этикетки, контрэтикетке или на футляре изделия.
Парфюмерные изделия хранят при температуре не ниже 5 и не выше 25 °С в крытых складских помещениях в упаковке изготовителя. Изделия при хранении не должны подвергаться непосредственному воздействию солнечного света. Срок хранения — 3-5 лет.