Тема 8. Содержание производственной программы организации. Производственная мощность
1. Производственная программа: содержание, методы измерения и показатели
Производственная мощность предприятия и методика ее определения
Система материально-технического обеспечения производства
1. Производственная программа: содержание, методы измерения и показатели
Перед любым предприятием в начале своей производственной деятельности встает задача определения того объема производства, который принесет ему максимальную прибыль, высокую рентабельность и максимальные объемы продаж. Для решения этой задачи предприятие, в первую очередь, разрабатывает производственную программу.
Производственная программа предприятия представляет собой перечень продукции, работ и услуг по заказам и договорам потребителей.
Производственная программа (план производства и реализации продукции) состоит из трех разделов:
· плана производства продукции (услуг) в натуральном выражении;
· плана производства продукции (услуг) в стоимостном выражении;
· плана поставок.
Определяющую роль в производственной программе отводится плану производства продукции (услуг) в натуральном выражении. Этот раздел является особенно важным потому, что в условиях рыночных отношений потребителям необходима не продукция вообще и в неограниченном количестве, а продукция совершенно определенного вида, типа, в определенном объеме. Натуральные измерители (штуки, тонны, метры, условно-натуральные и т.д.) характеризуют производственную специализацию предприятия, долю на рынке и необходимы для сбалансированности предприятия.
Основными показателями производственной программы в натуральном выражении являются номенклатура и ассортимент выпускаемой продукции.
Номенклатура – это укрупненный перечень видов продукции, производимой предприятием (например, нефтепродукты, стекловолокно, кондитерские, хлебобулочные изделия).
Ассортимент – детальнохарактеризует разновидности продукции по сортам, маркам, рисункам и т.п.
При определении производственной программы важным аспектом является правильный выбор единицы измерения. При этом предприятие должно использовать те единицы, которые отражают наиболее важные для покупателя свойства товара.
Производственная программа (план производства и реализации продукции), является одним из определяющих разделов плана социально-экономического развития предприятия и связана с другими его разделами (планом по труду, планом материально-технического обеспечения, планом по себестоимости и т.п.).
Предприятия формируют свою производственную программу на основе:
· госзаказа;
· заказов потребителей;
· потребительского спроса.
Затем формируется портфель заказов, т.е объем производства для оптовых поставок:
Qn = Qc –Qd) х Кп
где Qс - величина спроса на товар;
Qd - объем заключенных договоров с другими поставщиками;
Кп - коэффициент платежеспособности;
N - количество рыночных секторов.
Наиболее оптимальной считается ситуация, когда объем рыночного спроса будет равен количеству заключенных договоров. Если предприятие захочет расширить свое влияние на рынке, ему требуется разработка новой стратегии и тактики конкурентной борьбы.
План производства продукции в стоимостном выражении дает возможность не только позволяет определить объем производства продукции различных видов, темпы и структуру роста, но и рассчитать фонд оплаты труда, как части стоимости, фондоотдачу и другие показатели эффективности производства.
Обобщающим показателем производственной программы предприятия является объем продаж или реализованная продукция. Первый термин применяется в мировой практике, второй – в отечественной.
Объем продаж – это стоимость товаров и услуг, произведенных и реализованных предприятием за определенный период времени.
Товарная продукция (ТП) – стоимость готовой продукции и услуг промышленного характера, произведенных в течение определенного календарного периода и предназначенных для реализации на сторону.
Товарная продукция включает:
- объем выпуска готовых изделий, укомплектованных и сданных на склад;
- полуфабрикаты для реализации на сторону;
- изделия и запасные части для проведения собственного капитального ремонта;
услуги вспомогательных цехов на сторону и собственных нужд;
- инструменты собственного производства, входящие в состав основных средств предприятия.
Товарная продукция определяется в действующих и сопоставимых ценах предприятия как произведение объема производства в натуральном выражении на отпускную цену продукции.
ТП= (Qi х Цi) + Уi
Валовая продукция – стоимость общего объема всех выполненных работ в течение определенного календарного периода независимо от степени готовности продукции. Она включает товарную продукцию, изменения остатков незавершенного производства, изменение запасов полуфабрикатов на складе.
ВП = ТП + (Н2-Н1)
где Н2,Н1 – стоимость остатков незавершенного производства и полуфабрикатов собственного производства на начало и конец расчетного периода.
Чистая продукция – это вновь созданная стоимость на предприятии (чистый результат производства). По экономической сути в нее входит оплата труда, выданная в виде зарплаты, невыплаченная, но вошедшая в стоимость товара в виде налогов и различных начислений, а также прибыль. В чистую продукцию не входит перенесенная стоимость, созданная на других предприятиях (оплата сырья, материалов, энергии, топлива и амортизационных отчислений с основных средств). Этот показатель может определяться от товарной или валовой продукции.
Чистая продукция = Товарная (валовая) продукция – материальные затраты – амортизация.
Чистая продукция как показатель микроэкономики на макроэкономическом уровне воплощается в аналогичный по содержанию показатель – национальный доход.