Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях.
Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве.
Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус).
Тематический план
Год обучения
(33 часа)
Дата
по
плану
Дата
по факту
№ п/п
Наименоваие тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Знакомство с оригами
2.
Квадрат- основная фигура оригами
3.
Базовая форма «Треугольник»
4.
Базовая форма «Воздушный змей»
5.
Базовая форма «Двойной треугольник»
6.
Базовая форма «Двойной квадрат»
7.
Базовая форма «Конверт»
8.
Цветы к празднику 8 марта
9.
Впереди - лето!
10.
Итоговое занятие. Оформление выставочных работ
ИТОГО:
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Год обучения
Дата
по
плану
Дата
по факту
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие. Диагностика обученности учащихс
2.
Простые базовые формы оригами
3.
Осенние композиции
4.
Базовая форма «Треугольник»
5.
Базовая форма «Воздушный змей»
6.
Базовая форма «Двойной треугольник»
7.
Базовая форма «Двойной квадрат»
8.
Базовая форма «Конверт»
9.
Новые базовые формы. Базовая форма «Рыба»
10.
Базовая форма «Дверь»
11.
Поздравительная открытка к празднику 8 марта
12.
Итоговое занятие
13.
Оформление выставочных работ
ИТОГО:
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Дата
по
плану
Дата
по факту
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводное занятие
2.
Диагностика обученности учащихся
3.
Чудесные превращения бумажного листа
4.
Модульное оригами
5.
Оригами на праздничном столе
6.
Валентинки из оригами
7.
Объёмные цветы к празднику 8 Марта
8.
Оригами - почта!
9.
Базовая форма «Дом»
10.
Впереди – лето!
11.
Итоговое занятие
12.
Оформление выставочных работ
ИТОГО:
Тематический план
Год обучения
(34 часа)
Дата
по
плану
Дата
по факту
№ п/п
Наименование тем
Количество часов
теория
практика
всего
1.
Вводные занятия.
2.
Оригами в Интернете
3.
Изделия из складки
4.
Базовая форма «Катамаран»
5.
Новогодние украшения
6.
Базовая форма «Птица»
7.
Цветы и вазы оригами
8.
Базовая форма «Лягушка»
9.
Творческие работы
10.
Итоговое занятие
11.
Оформление выставочных работ
ИТОГО:
Содержание программы
Класс (33 часа)
№
п/п
Дата
по
плану
Дата фактическая
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
Знакомство с оригами
1 ч.
Знакомство с видами бумаги и её основными свойствами, с инструментами для обработки.
Правила безопасности труда при работе ручным инструментом.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Квадрат – основная форма оригами
4 ч.
1. Знакомство с понятием «базовые формы».
2. Изготовление квадрата из прямоугольного листа бумаги (два способа).
3.Знакомство с условными знаками, принятыми в оригами. 4.Инструкционные карты, демонстрирующие процесс складывания.
Познавательные
- знаково-символические;
- умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение выражать свои мысли полно и точно;
Регулятивные
- целеполагание;
- волевая саморегуляция;
Личностные
- самоопределение;
Базовая форма: «Треугольник»
5 ч.
1.Стилизованный цветок.
2.Лисёнок и собачка.
3.Яхта и пароход.
4.Стаканчик.
5.Синица и снегирь. Композиция «Птицы в лесу».
Познавательные
- поиск и выделение информации;
- знаково-символические
- моделирование
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
- смыслообразование;
Базовая форма: «Воздушный змей»
5 ч.
1.Кролик и щенок.
2.Курочка и петушок.
3.Сова.
4.Сказочные птицы.
5.Композиция «Домашние птицы на лужайке».
Базовая форма: «Двойной треугольник»
4 ч.
1.Рыбка и бабочка.
2.Головастик и жук.
3-4.Лилия.
Базовая форма: «Двойной квадрат»
3 ч.
1.Жаба.
2.Яхта.
3.Композиция «Островок в пруду».
Базовая форма «Конверт»
3 ч.
1.Пароход и подводная 2-3.лодка. Композиция «В море».
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
1.8 марта – международный женский праздник. Легенды о цветах (Нарцисс, волшебный цветок папоротника).
2-3.Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток.
Познавательные
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
- поиск и выделение информации;
Коммуникативные
- постановка вопросов;
- умение точно выражать свои мысли;
Регулятивные
- планирование и прогнозирование;
- контроль;
- коррекция;
Личностные
- нравственно- этическое оценивание;
Впереди – лето!
2 ч.
1-2.Парусный кораблик. Соревнования «Гонки на столе».
1.Подведение итогов работы за год.
2.Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?»
3.Выставка моделей, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- целеполагание;
- оценка;
Личностные
- самоопределение;
Содержание программы
Класс (34 часа)
№
п/п
Дата
по
плану
Дата
фактическая
Тематическое планирование
Часы
Деятельность учащихся
Формирование УУД
1.
Вводные занятия
2 ч.
1.Цели и задачи второго года обучения. Правила техники безопасности.
2.Заполнение диагностической карты «Оценка результатов освоения программы».
Закладки.
Коробки.
Изготовление и оформление подарков.
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- прогнозирование;
Модульное оригами
5 ч.
Изделия, складывающиеся из одинаковых деталей – модулей. Бусы для елки.
Новогодние украшения – звезды из 4, 8 и 16 модулей. Новогодняя открытка «Ветка ели с игрушками».
Познавательные
- формулирование познавательной цели
- поиск и выделение информации;
- моделирование;
- знаково-символические;
Личностные
- мотивация учения;
- нравственно-этическое оценивание;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний;
-контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- контроль и коррекция;
- волевая саморегуляция;
4.
Оригами на праздничном столе
5 ч.
Правила этикета.
Складывание приглашений, поздравительных открыток. Салфетки, стаканчики, коробочки и вазочки.
Итоговое практическое занятие: оформление праздничного стола.
Познавательные
- формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение информации;
- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
- анализ и синтез;
Личностные
- мотивация учения;
Коммуникативные
-построение речевых высказываний, вопросов;
- контроль, оценка, коррекция действий партнёра;
Регулятивные
- целеполагание;
- планирование;
- прогнозирование;
5.
Валентинки из оригами
1 ч.
Изготовление валентинок.
6.
Цветы к празднику 8 Марта
3 ч.
Складывание цветов на основе изученных базовых форм. Оформление композиций и поздравительных открыток. Объемные цветы (тюльпаны, колокольчики) и японская ваза для цветов.
7.
Оригами – почта
3 ч.
Солдатский треугольник и прямоугольное письмо.
Датское и английское письмо. Оригинальный конверт (2 варианта).
8.
Базовая форма «Дом»
2 ч.
Знакомство с новой базовой формой.
Изготовление пилотки и шапочки с козырьком.
https://sch139.5ballov.ru/origami/ – сайт Омского центра оригами. https://www.origami.ru – сайт Московского центра оригами. «Travel to Oriland» – сайт Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами». Компьютерные презентации.
Знакомство с базовой формой «Птица». Складывание изделий на ее основе. Журавлик на гнезде. Японский журавлик. Журавлик, машущий крыльями. Праздничный журавлик.
Ваза «Два журавля».
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
Регулятивные
- оценка и коррекция;
Личностные
- самоопределение;
- смыслообразование.
11.
Оформление выставочных работ
2 ч.
Оформление тематических выставок. Моделирование оригами из нескольких деталей.
Список литературы для учителя
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Всё об оригами [Текст] справочник/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – СПб: Кристалл, 2005.
2. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игрушки из бумаги [Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб: Литера, 1997.
3. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Игры и фокусы с бумагой [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1994
4. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Собаки и коты – бумажные хвосты [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
5. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Цветущий сад оригами [ Текст] / Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. - СПб, Химия, 1995
6. Богатеева, З.А. Чудесные поделки из бумаги [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ З.А. Богатеева. – М.: Просвещение, 1999
7. Выгонов,В.В. Я иду на урок. Начальная школа. Трудовое обучение. Поделки и модели [Текст]: книга для учителя / В.В.Выгонов. - М.: Первое сентября, 2002.
8. Долженко, Г.И. 100 оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Г.И. Долженко.- Ярославль: Академия холдинг, 2007.
9. Коротеев, И.А. Оригами для малышей [Текст]: книга для воспитателей детского сада и родителей/ И.А. Коротеев. - М.: Просвещение: АО Учебная литература, 1996.
10. Сержантова, Т. Б. 366 моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2006
11.
Сержантова, Т. Б. 100 праздничных моделей оригами [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ Т.Б.Сержантова. М.: Айрис-пресс, 2007
12. Соколова, С.В. Игрушки и забавы. Оригами [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб.: Нева, 2007
13. Соколова, С.В. Игрушки - оригамушки [Текст]: книга для родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Химия, 2001
14. Соколова, С.В. Театр оригами. Теремок [Текст]: книга для воспитателей детского сада, учителей начальной школы и родителей/ С.В.Соколова. - СПб: Нева, 2005
Список литературы для обучающихся
1. Афонькина, Е. Ю, Афонькин, С. Ю. Уроки оригами в школе и дома [Текст]: экспериментальный учебник для начальной школы/ Е.Ю. Афонькина, С.Ю. Афонькин. – М.: Аким, 1995.
2. Черенкова, Е.Ф. Оригами для малышей. 200 простейших моделей [Текст]: учебное пособие/ Е.Ф.Черенкова. – СПб.: Дом XXI век. Рипол Классик, 2007.