Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему «Синонимы»




Цель урока: дать понятие синонимов и их роли в речи.

Задачи:

- обучающие: научить различать синонимы с разными оттенками значений; эмоциональной окраской и стилевой неоднородностью;

- развивающие: развивать умение подбирать синонимы к данному слову, использовать синонимы в речи, развивать монологическую речь учащихся;

- воспитательные: воспитывать любовь к слову, интерес к русскому языку.

Тип урока: изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная

Оборудование: учебник, презентация, компьютер.

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся
1.Организационный момент Приветственное слово учителя: - Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Начнём наш урок (проверка готовности учащегося к уроку, организация внимания учащегося). Приветствует учителя
2.Актуализация знаний Лексический диктант (по лексическому значению учащийся должен определить слова и записать их. Все слова языка (лексика). Раздел лингвистики, изучающей лексику (лексикология). Слова, имеющие одно лексическое значение (однозначные). Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные). Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы). Слова с противоположным лексическим значением (антонимы). Самостоятельно записывает слова.
3. Введение в тему Сегодня мы познакомимся с новым явлением лексики и для ваших наблюдений предлагается отрывок из сказки Д. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго зайца…». Собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи – все слушают, как хвастается заяц… - Эй, ты, косой глаз, ты и волка не боишься? - И волка не боюсь, и лисицы и медведя – никого не боюсь! Это уж выходило совсем забавно. Хихикнули молодые зайчата, засмеялись добрые старушки зайчихи, улыбнулись даже старые зайцы. 1.Назовите глаголы движения, характеризующие зайцев в лесу. Чем интересны эти глаголы? (Собрались, сбежались, приплелись). 2. Как отреагировали зайцы на хвастовство главного героя? (Хихикнули, засмеялись, улыбнулись). Итак, об одном и том же можно сказать разными словами, которые по смыслу близки, но различаются оттенками значения. Ученик находит синонимы в тексте, определяет их значение.
4. Определение темы и целей урока. - Подумайте, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? В течение урока мы должны ответить на следующие вопросы: Синонимы – это … (примеры) Синонимический ряд – это … (свои примеры) Это группа слов, объединённых синонимическими отношениями.Роль синонимов в речи… Формулирует тему и цель урока.
5. Открытие нового знания. 1. Объяснение новой темы. Что же это за слова «синонимы»? Постараемся выяснить и дополнить наши знания. - Назовите слова, обозначающие место, где живёт человек. Учитель показывает слайды, ответы записываются в тетрадях. (Дом, х ижина, курень, изба, коттедж, вилла). Дом - общеупотребительное слово и является стилитически нейтральным синонимом для остальных слов, употребляется в текстах разных стилей. Хижина - устаревшее слово, коттедж, вилла - заимствованные, пришедшие из другого языка. - Слова эти одной части речи, обозначают одно и то же, но могут отличаться друг от друга оттенками лексического значения и употреблением в речи. Эти слова называются синонимами. ВЫВОД: Синонимы разнообразят нашу речь, делают ее богаче, ярче, выразительнее. Синонимы отличаются оттенками лексического значения. Ученик определяет значение каждого слова, находит различия в значении слов, делает вывод.
6.Закрепление знаний Определение роли синонимов в речи 1. Редактирование текста.Ученику предлагается текст с повторяющимися словами. Необходимо заменить их синонимами. Нет более робкого животного, чем заяц. Даже при слабом шуме он пугается и бежит. Только поздно вечером или ночью робкий зайчишка выходит из своего убежища, а с рассветом прячется в каком-нибудь укромном уголке. Много у робкого зайчика врагов. За ним охотятся и голодный волк, и хищный ястреб, и охотник. Слова для справок: робкий, пугливый, трусливый, боязливый. (Объяснить знаки препинания схемой в последнем предложении) Какой текст звучит лучше, тот, который был предложен вам или тот, который создали вы? Сделайте вывод: а для чего нам нужны синонимы? Синонимы нам необходимы, так как делают нашу речь более яркой, выразительной, помогают избегать повторов и не допускать речевых ошибок   2. Спишите предложения. Вместо точек вставьте стоящие в скобках слова в нужном падеже. 1) Партизаны отразили все... противника. Вся природа ждала... весны. (атака, наступление) 2) Учитель регулярно проводил... с родителями. Он оплатил на почте... по телефону. (беседа, разговор) 3) Из окна открывался красивый... на море. ... в романах Тургенева играет важную роль. (вид, пейзаж). Работают с текстом, делают выводы   Записывает предложения в тетради, вставляя слова в нужном падеже.
7. Контроль усвоения материала Мини-тест 1. Подберите синоним к слову БОРОТЬСЯ. А) состязание Б) сражаться В) борьба 2. Какое из данных слов не является синонимом к слову АККУРАТНЫЙ? А) чистоплотный Б) опрятный В) аккуратно 3. Какая из данных строк является синонимическим рядом? А) добрый – участливый – человеколюбие Б) лёгкий – воздушный – невесомый В) молодость – юность - молодеть Участвует в тестировании.
8. Итог урока Подводит итог урока, выставляет оценки, комментирует работу учащегося на уроке. Воспринимает информацию. Оценивает свою работу
9.Домашнее задание §67, упр. 353  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: