СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ




СТИЛИСТИКА И ЛИТЕРАТУРНОЕ РЕДАКТИРОВАНИЕ

 

Методические указания

по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения,

обучающихся по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», направленность «Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении» и «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

 

Санкт-Петербург

 

УДК -----------

ББК -----------

Г--------

Рассмотрено и рекомендовано к изданию Методическим советом

Института гуманитарных и социальных наук

(протокол № ____ от 29 сентября 2016 г.)

 

Составитель: кандидат социологических наук, доцент Г.К.Пуринова

 

Рецензент:

кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой маркетинга и

социальных коммуникаций И.А.Ильина

 

О-64 Стилистика и литературное редактирование: методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения / сост. Г.К.Пуринова, И.А.Ильина; С.-Петерб. ун-т технол. упр. и экон. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург­ского университета технологий управления и экономики, 2016. — 25 с.

 

ISBN 978-5-----------------------------

 

Методические указания разработаны на основании Макета методических указаний по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения, разработанного и утвержденного Институтом образовательных программ СПбУТУиЭ.

 

Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения предназначены для студентов высших учебных заведений (бакалавров), обучающихся по направлению 42.03.01 «Реклама и связи с общественностью», направленность «Реклама и связи с общественностью в государственном и муниципальном управлении» и «Реклама и связи с общественностью в коммерческой сфере»

 

УДК ----------

ББК -----------

 

ISBN 978-5----------------------------- © Пуринова Г.К., составление, 2016

© Ильина И.А., составление, 2016

© СПбУТУиЭ, 2016

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольной работы  
1.1. Структура работы  
1.2. Объем работы  
2. Требования к написанию контрольной работы  
2.1 Сбор материала  
2.2. Рекомендации для практической работы с текстами  
2.2.1.Выписывание и конспектирование  
2.2.2. Подготовка текста письменной работы  
2.2.3. Использование в реферате лекционного материала  
3.Критерии оценки выполнения контрольной работы  
4. Перечень тем контрольной работы  
Заключение  
Список рекомендуемой литературы  
Приложение  
Приложение 1. Образец оформления титульного листа реферата  
Приложение 2. Образец оформления Содержания  
Приложение 3. Образец оформления Списка использованной литературы    

 

 

Введение

 

Написание контрольной работы является обязательным видом работы, предусмотренным учебным планом по подготовке бакалавров заочной формы обучения по дисциплине «Стилистика и литературное редактирование» и допуском к зачету по данной дисциплине.

Оформление реферата и стиль изложения материала должны соответствовать стандарту, принятому для студенческих научных работ. По дисциплине «Стилистика и литературное редактирование» выполняется контрольная работа в форме реферата и представляет собой самостоятельную работу студента, в которой излагается сущность какого-либо вопроса учебной программы на основе анализа учебной и научной литературы. Контрольная работа рассматривает вопросы теоретической подготовки, проблемы практического использования знаний, полученных в период освоения дисциплины «Стилистика и литературное редактирование». Контрольная работа является основным свидетельством того, что студент изучал данную дисциплину, искал материалы по различным темам. Работал с поисковыми системами различных электронных порталов и библиотек.

Целью написания контрольной работы является развитие и закрепление навыков самостоятельной работы с научной, научно-методической, нормативно-правовой и прочими видами литературы, умение анализировать и отвечать на вопросы, поставленные темой работы, а также делать выводы на основе проведенного анализа.

Целью работы студентов над рефератом является организация систематического изучения дисциплины «Стилистика и литературное редактирование», закрепление и углубление полученных знаний и навыков, подготовка к предстоящим занятиям, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Для достижения данной цели, необходимо решить следующие задачи:

- закрепление, расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных студентами на аудиторных занятиях под руководством преподавателей;

- изучение студентами дополнительных материалов по дисциплине и умение выбирать необходимый материал из различных источников;

- воспитание у студентов самостоятельности, организованности, самодисциплины, творческой активности, потребности развития познавательных способностей и упорства в достижении поставленных целей.

 

1. Общие требования к подготовке и выполнению контрольной работы

 

Выполнение работы начинается с выбора темы. Студенту необходимо ознакомиться со списком тем, предложенных для написания работы при изучении данной дисциплины. Постараться выбрать тему, наиболее интересную для него, что позволит студенту более творчески подойти к выполнению этой работы. Если же ни одна из предложенных тем не заинтересует студента должным образом, он может выбрать тему самостоятельно в соответствии с разделами и темами, указанными в рабочей программе данной дисциплины. При этом, о своем выборе он должен сообщить преподавателю.

 

1.1.Структура работы.

Прежде всего необходимо продумать и составить план-содержание, тем более, что «содержание» является неотъемлемой частью любой работы. (См.Приложение 2) Содержание должно иметь определенную структуру: Введение, основную часть, где рассматриваются 3-5 вопросов по теме контрольной работы, Заключение, Список использованной литературы и Приложение.

Во введении следует указать цель данной работы, основные задачи, которые необходимо решить в ходе выполнения работы и актуальность выбранной темы. Основная часть и краткое содержание контрольной работы может состоять из трех или нескольких подчастей (глав) по выбору студента. Основная часть реферата представляет собой обобщенное изложение реферируемого текста по существу вопроса.

Слово “referre” - латинское, означает “докладывать”, “сообщать”. Ваша задача - сжато передать основные концепции автора. Если Вы не согласны с автором (авторами), аргументируйте свою позицию. Считаете ли Вы позицию автора современной или устаревшей?

На основании анализа и развития темы отдельным разделом формируются «выводы», где может быть отражено собственное отношение к данной проблеме, если это позволяет специфика дисциплины, по которой пишется контрольная работа.

Там же кратко излагаются основные вопросы, рассмотренные в работе и выводы по ним. Вывод или заключение - самая ответственная часть работы. В выводе необходимо обобщить материал Вашего исследования, лаконично подать сущность взглядов авторов на рассматриваемый вопрос. Ориентировочно анализ пяти - семи литературных источников предполагает формулировку 4 - 10 выводов. Выводы должны быть краткими. Вы можете повторить в выводах то, что уже излагали в основной части реферата, но должны это сделать сжато, четко, обоснованно. Содержание выводов должно логически следовать из материала, представленного в Вашей работе.

Заключение представляет собой выводы с аргументацией.

Список использованной литературы должен содержать не менее 5, но, вероятно, и не более 10 наименований. При этом в тексте работы необходимо сослаться на все цитируемые или использованные материалы. Указываются: автор публикации, его инициалы, название источника, том, место издания, название издательства, год выпуска. (См.Приложение 3.)

Приложений в контрольной работе может и не быть, но если в работе имеются схемы, рисунки, таблицы и пр., их можно вынести в Приложение.

 

1.2.Объем работы

Объем работы должен быть в пределах 12-15 страниц машинописного текста 14 шрифтом через 1,5 интервала. Объем работы зависит от выбранной темы. Работа описательного характера может составлять и 15-20 рукописных страниц. Работа обобщающего, теоретического плана может быть меньшей по объему, чем описательная.

Количество времени, которое может потребоваться для написания работы, зависит от студента: его работоспособности и ответственности.

Работа должна быть выполнена на компьютере или аккуратно переписана от руки на листах формата А-4. Поле с левой стороны должно быть не менее 30 мм, с правой стороны – не менее 15 мм, а сверху и снизу – по 20 мм. Все страницы нумеруются по центру внизу. Первая страница (титульный лист) не нумеруется. Работа должна быть сброшюрована, эстетично оформлена.

Образец оформления титульного листа рефератов приведен ниже. (См. Приложение 1.) Не допускается предъявление рефератов, составленных из разрозненных листов.

 

2.Требования к написанию контрольной работы

2.1. Сбор материала

 

Значимость для освоения дисциплины студентом заочного обучения написания контрольной работы трудно переоценить, так как: самостоятельная работа позволяет студентам глубоко вникнуть в суть изучаемой проблемы и разобраться в ней «изнутри»;

В ходе самостоятельной работы студентов по сбору материала формируются такие ценные качества, как трудолюбие, организованность, инициатива, сила воли, дисциплинированность, аккуратность, активность, целеустремленность, творческий подход к делу, самостоятельность мышления;

Систематическая самостоятельная работа студентов повышает культуру их умственного труда, развивает у них умение самостоятельно приобретать и углублять знания, что особенно важно в условиях бурного развития науки и техники, когда специалисту после окончания учебного заведения приходится постоянно заниматься самообразованием – повышать уровень своих знаний путем самостоятельного изучения различных источников информации.

Правильно организованная работа студента имеет огромное образовательное и воспитательное значение, является одним из главных условий в достижении высоких результатов в обучении, в формировании нравственных качеств, помогает превращению полученных знаний в стойкие убеждения, развивает умение учиться, заниматься самообразованием и, следовательно, является как средством, так и целью обучения. Только через самостоятельную работу студент может стать хорошим специалистом.

Работа студентов над написанием контрольной является важнейшим видом освоения ими содержания дисциплины, подготовки к зачету. Сюда же относится и самостоятельное углубленное изучение тем дисциплины, при котором необходимую помощь призвано оказать настоящее пособие. Приступая к самостоятельному изучению темы, выбранной для написания реферата, внимательно ознакомьтесь с ее содержанием в РПУД. Специфика предмета и специальности, которую получают студенты, не предполагают глубокой исследовательской и источниковедческой работы, но сводят самостоятельную работу студента над письменной работой к чтению специальной литературы, как научной, так и научно-популярной и методической. Кроме этого, интересующемуся студенту доступны хрестоматии. Поиск литературы по интересующему вопросу можно начинать с этого учебно-методического комплекса. Здесь содержатся списки основной и дополнительной литературы по курсу, имеющейся в библиотеке ВУЗа. Также стоит обратить внимание на списки книг, рекомендованных для подготовки к семинару. В библиотеке нашего университета содержится электронный учебник УЧЕБНИК с лекциями по всем основным темам для подготовки и написания контрольной работы. Учебник содержит все необходимые методические рекомендации и вспомогательные материалы для создания реферата.

Возможно также использование ресурсов Интернета. Здесь необходимо быть осторожным и критически относиться к предоставляемым материалам, неопытному пользователю трудно отличить мистификацию или сознательное искажение от информации достоверной. Ниже приведены ссылки на сайты академического характера.

Следует отметить, что значение самостоятельной работы по изучению дисциплины и написанию реферата очевидно. Постоянный поиск новых форм и методов для этой работы необходим каждому студенту - как начинающему, так и имеющему определенный опыт.

Учебным планом по данной дисциплине предусмотрены: самостоятельное изучение теоретического материала; работа с источниками и литературой по курсу; написание контрольной работы (реферата) – для студентов заочной формы обучения.

Самостоятельное изучение теоретического материала предполагает следующие формы работы студента: заполнение несложных таблиц; повторное изучение учебного материала по заданному плану или опорным конспектам; выполнение упражнений; осуществление частичного самостоятельного поиска: выявление наиболее существенных сторон изучаемого материала, его внутренних и внешних связей, общих закономерностей; анализ собственной познавательной деятельности.

Эти формы изучения теоретического материала позволяют сформировать творческое отношение студентов к изучаемому материалу, перейти от информационного и репродуктивного метода освоения учебной дисциплины к исследовательскому и проблемному. Освоение проблемного и исследовательского методов изучения теоретического материала способствует приобретению навыков теоретического мышления студентов, становлению их профессиональных умений и навыков.

Литературу по дисциплине можно разделить на основную, дополнительную и справочную (энциклопедии, словари, справочники). В основной литературе (учебники и учебные пособия) дается систематическое изложение всего курса или основных его разделов. Наряду с лекциями в электронном учебнике они представляют необходимый минимум для усвоения курса.

Дополнительная литература расширяет и углубляет знания по более конкретным вопросам. Она может быть использована студентами по выбору и для раскрытия содержания темы письменной работы.

При сборе материала для написания контрольной работы студенту необходимы справочные материалы: словари, энциклопедии, справочники и т.д. Студенты должны помнить, что главный способ усвоения учебного материала – самостоятельная работа с книгой. Ее надо уметь вдумчиво читать и делать соответствующие записи в виде трех основных формах – планов, тезисов, конспектов.

2.2.Рекомендации для практической работы с текстами

2.2.1.Выписывание и конспектирование

 

Запись изучаемого текста – опора памяти при работе с научной книгой. Читая книгу, рекомендуется делать выписки, зарисовки, составлять схемы, тезисы, выписывать цифры, цитаты, вести конспекты. Запись изучаемой литературы лучше делать наглядной, легко обозримой, расчлененной на абзацы и пункты.

Различают основные формы составления текста:

1. Дословная выписка, или цитата, в целях подкрепления того или иного положения, авторского довода. Эта форма применяется в тех случаях, когда нельзя выписать мысль автора своими словами, не рискуя потерять ее суть. Запись цитаты надо правильно оформить: она не терпит произвольной подмены одних слов другими; каждую цитату надо заключить в кавычки, в скобках указать ее источник: фамилию и инициалы автора, название труда, место издания, название издательства, год издания, страницу.

2. Цитирование следует производить только после ознакомления со статьей в целом или с ближайшим к цитате текстом. В противном случае можно выхватить отдельные мысли, не всегда точно или полно отражающие взгляды автора на данный вопрос в целом.

3. Тезисная форма записи. Тезис в записи – это положение, вбирающее в себя существо значительной части текста, то, что доказывает или опровергает автор; то, в чем он стремится убедить читателя; вывод, к которому он его подводит. Тезис – это доказываемое или опровергаемое положение. В отличие от выписок, могущих содержать только иллюстративный или фактический материал, тезисы должны всегда иметь доказательства рассуждением; другими словами, идеи тезисов могут быть защищены.

4. Конспективная выписка. Имеет важное значение для овладения знаниями. Конспект – наиболее эффективная форма записей при изучении научной книги. Делая в дословные выписки особенно важных мест книги, нельзя допускать, чтобы весь текст был «списыванием» с книги. Усвоенные мысли необходимо выразить своими словами, оформить своим слогом и стилем.

Конспект – это систематическая, логически связанная запись, объединяющая план, тезисы, выписки или, по крайней мере, два из этих типов записи. Конспект в большей степени, чем другие виды записей, ясен, краток и объективен. Конспект более универсален, чем иные виды записей. По этой же причине к конспектам можно с успехом обращаться через несколько лет после их написания.

При написании конспекта можно стремиться к форме связного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. В отличие от тезисов, содержащих только основные положения, и выписок, которые отображают материал в любых соотношениях главного и второстепенного, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но факты и доказательства, примеры и иллюстрации. Поэтому при составлении нужно избегать повторения, если оно хоть немного по-иному подводит к вопросу или по-другому, метко и более выразительно, освещает его.

Конспекты условно подразделяются на четыре вида: плановые, текстуальные, свободные, тематические.

В плановом конспекте (план-конспект) каждому вопросу содержания темы, лекции соответствует определенная часть текста в виде пунктов плана. Там, где пункт плана не требует дополнений и разъяснений, он текстом не сопровождается. Это одна из особенностей стройного, ясного и короткого плана конспекта, помогающая лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Содержание книги, лекции закрепляется в памяти уже при создании плана-конспекта. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая ее содержание в формулировках плана.

При наличии навыка план-конспект составляют достаточно быстро, он краток, прост и ясен по своей форме. Эти преимущества делают его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления, сообщения. Однако по прошествии времени с момента его написания работать с ним становится трудно, так как не всегда легко удается восстановить в памяти содержание источника. Самым простым плановым конспектом является вопросно-ответный конспект. В этом случае на пункты плана, выраженные в вопросительной форме, конспект дает точные ответы.

Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из цитат, связанных друг с другом цепью логических переходов. Текстуальный конспект – прекрасный источник дословных высказываний автора, лектора, а также приводимых им фактов. Такой конспект, например, научной статьи поможет выявить спорные моменты, которые значительно труднее найти по пересказу – свободному конспекту. Отсюда следует вывод о целесообразности применения текстуальных конспектов при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Текстуальный конспект в большинстве случаев – пособие, используемое длительное время. При создании текстуального конспекта от студента требуется определенное умение быстрого и правильного выбора основных цитат (умение делать выписки).

Свободный конспект требует от студента умения самостоятельного четкого и краткого формулирования основных положений лекции, книги, для чего ему необходимы как глубокое осмысление материала, так и обладание большим словарным запасом. Составление этого вида конспекта прекрасно развивает указанные выше качества.

Свободный конспект в высшей степени способствует лучшему усвоению материала, не привязывая составителя к авторским формулировкам. При составлении свободного конспекта используются все типы записей: планы, тезисы, выписки.

Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ (в зависимости от числа привлеченных источников и другого материала, скажем, своих же записей) на поставленный вопрос-тему. Специфика этого конспекта заключается в разработке определенной темы по ряду источников; он может не отображать сколько-нибудь полно содержания каждого из используемых произведений. Составление тематического текста учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Тематический конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников. Создавая тематический конспект, приходится мобилизовывать свои знания, привлекать личный опыт, наблюдения, концентрировать память, вспоминать события, факты, мысли, теорию, книгу, в которой вы встретили то или иное нужное вам положение, ваш рабочий каталог, картотеки, наконец, ваши же конспекты и другие записи должны помочь этому.

При составлении конспекта, тематического обзора на определенную тему с привлечением одного или чаще нескольких источников используется обзорный тематический конспект. К обзорному тематическому конспекту можно отнести и хронологический конспект, в котором все записи расположены в хронологической последовательности событий.

Хронологический конспект, в отличие от обзорного, значительно более краток.

Правильное ведение и составление конспекта влияет и на содержание записи, и на удобство пользования, и на логику изложения. И все это, в конечном счете, отражается на уровне знаний. В конспекте важное место занимает система всевозможных выделений, подзаголовков, система сокращений и некоторая символика. В каждом деле есть свои правила.

В конспекте рекомендуется составлять оглавление, а иногда и тематический указатель содержания. Решающим является не количество материала, а характер его содержания. Сокращения в конспектировании хороши, но в меру.

 

2.2.2. Подготовка текста письменной работы

При подготовке текста необходимо:

1) выбрать тему;

2) подобрать необходимую литературу по теме и глубоко изучить ее;

3) хорошо продумать и составить подробный план;

4) выделить основные положения в изучаемых источниках;

5) подтвердить выдвигаемые положения примерами из текста;

6) подумать над правильностью и доказательностью выдвигаемых в источниках положений;

7) сопоставить рассматриваемые в литературе факты, выделить в них общее и особенное, обобщить изученный материал в соответствии с намеченным планом;

8) сделать выводы;

9) подготовить необходимые в работе личные наблюдения, примеры, иллюстрации.

При работе над рефератом студент, помимо рекомендуемой литературы,

должен самостоятельно подобрать другие источники по выбранной им теме.

 

2.2.3. Использование в реферате лекционного материала

 

Важнейшее правило составления текста – каждая информация (текст) имеет три составляющих: основную, комментирующую, дополняющую (иллюстративную).

Основная информация включает аксиомы, важнейшие определения, теоретические положения, формулы. Каждое слово в ней несет большую смысловую нагрузку. Изменение основной информации нежелательно, т.к. это может привести к искажению смысла.

Комментирующая информация разъясняет основную, излагает ее проще, дает развернутые, подробные формулировки. Такого типа информацию можно без ущерба смысла сокращать до 50 % объема.

Дополнительная (иллюстративная) информация помогает окончательно понять основную и в какой-то мере дублирует комментирующую. Ее можно сокращать на 75–100 %.

Регулярное выполнение этого задания будет свидетельствовать о прилежании и дисциплинированности студента и повлияет на его результат по написанию контрольной работы.

Особое внимание следует уделять работе над конспектам лекций, ибо они обладают рядом преимуществ по сравнению с печатной продукцией. Как правило, они более детальные, иллюстрированные, что позволяет оценивать современную ситуацию, отражать самую свежую научную и оперативную информацию, тогда как при написании и опубликовании печатной продукции проходит определенное время и материал быстро устаревает.

В то же время подготовка текста по одним конспектам лекций недостаточна, необходимо использовать и иную учебную литературу. Дать однозначную рекомендацию, какие учебники лучше использовать, потому что идеальных учебников не бывает.

Они пишутся представителями различных научных школ и направлений, по-разному освещают, интерпретируют социальные процессы в обществе, в каждом из них есть плюсы и минусы, сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки, одни проблемы раскрываются более глубоко и основательно, другие поверхностно или вообще не раскрываются. Поэтому для сравнения учебной информации и раскрытия всего многообразия данного явления желательно использовать два и более учебных пособия.

Необходимо исходить из принципа плюрализма. Это значит, что студент вправе выбирать любую точку зрения, даже если она не совпадает с мнением преподавателя, но с условием ее достаточно основательной аргументации.

Среди основных критериев оценки текста можно выделить следующие:

правильность материала, то есть верное, четкое и достаточно глубокое изложение идей, понятий, фактов; полнота и одновременно лаконичность текста; новизна информации, степень использования последних научных достижений и нормативных источников; умение связать теорию с практикой и творчески применить знания к оценке сложившейся ситуации; логика и аргументированность изложения; грамотное комментирование, приведение примеров и аналогий; грамотность.

Все это позволяет преподавателю оценивать как содержание, так и форму изложения материала.

 

3. Критерии оценки контрольной работы (реферата)

 

Оценка «отлично» ставится за контрольные работы, которые отвечают следующим требованиям:

в работе обоснована актуальность темы, имеются признаки новизны;

работа носит самостоятельный характер и отражает творческий подход автора; автор владеет методикой анализа, полно и последовательно излагает материал, делает аргументированные выводы;

работа выдержана в научном стиле с соблюдением норм орфографии и пунктуации; оформление работы соответствует предъявляемым требованиям; в тексте студент смог обосновать актуальность избранной темы, определить ее место в кругу других проблем, доказать выдвигаемые в работе положения, точно и правильно сформулировать цель работы и выдвинуть конкретные задачи для её реализации.

Оценка «хорошо» ставится за работу, в основном отвечающую предъявленным выше требованиям, но имеющую незначительные недоработки в подаче анализируемого материала и в оформлении. Поводом для снижения оценки могут быть 1-2 фактические неточности и грамматические ошибки.

Оценка «удовлетворительно» ставится за работу, которая свидетельствует о том, что автор с трудом разобрался в теме, сделал поверхностные выводы, которые нуждаются в уточнении, обнаружил неуверенность в цитировании и оформлении библиографии. Низкая грамотность или небрежное оформление также могут повлечь за собой снижение оценки до «удовлетворительно».

Оценка «неудовлетворительно» ставится в случаях, когда студент не смог выполнить контрольную работу или когда в представленном им сочинении имеются принципиальные ошибки и неправильные выводы. Орфографическая и пунктуационная неграмотность могут быть основанием для неудовлетворительной оценки.


4. Перечень тем контрольных работ (реферат)

 

1. Стилистика и её роль в профессиональной деятельности специалиста в сфере связей с общественностью.

2. Литературный язык – основа культуры речи. Взаимосвязь культуры речи и стилистики.

3. Понятие нормы. Нормативность литературной речи.

4. Прошлое и настоящее стилистической системы русского литературного языка.

5. Вклад ученых и мастеров слова в развитие стилистической системы русского языка.

6. Лексическая сочетаемость.

7. Речевая недостаточность.

8. Речевая избыточность. Повтор

9. Стилистическое использование в речи синонимов и антонимов.

10. Стилистическое использование омонимов и многозначности слов.

11. Стилистические свойства паронимов и парономазии.

12. Стилистические свойства слов, связанные со сферой их употребления.

13. Стилистические свойства и роль старославянской лексики.

14. Активный и пассивный состав языка.

15. Экспрессивная окраска речи.

16. Роль жаргонизмов в русском языке.

17. Стилистические свойства слов, связанные с их происхождением.

18. Стилистический анализ и роль заимствований из классических языков, европейских и восточных.

19. Стилистические свойства лексики, имеющей ограниченную сферу употребления.

20. Терминологическая лексика и её свойства.

21. Профессиональная лексика и её стилистическая роль.

22. Роль диалектной лексики.

23. Стилистическое использование фразеологических средств языка.

24. Библейская фразеология. Заимствованная фразеология.

25. Фразеология советских и российских комедий.

26. Изобразительно- выразительные средства языка.

27. Тропы речи.

28. Стилистические фигуры речи.

29. Варваризмы, экзотизмы, макароническая лексика.

30. Язык Петербурга. Исторический и стилистический аспекты

31. Стилистика словообразования.

32. Стилистический синтаксис.

33. Стилистика частей речи

34. Фоника. Благозвучие речи. Звукопись.

35. Стилистика и лексикография.

 

Заключение

 

В заключение следует отметить, что постоянный поиск форм и методов составления текста письменной работы необходим каждому студенту — начинающему, и имеющему определенный опыт.

В настоящее время происходит осознание того, что решение многих проблем социально-экономического развития зависит от уровня подготовки руководителя, принимающего решения, от компетентности специалистов, работающих во всех сферах жизни и деятельности общества, состояния культуры граждан, от возможности налаживания культурного диалога между представителями разных народов. В этой работе немалую роль призвана сыграть такая дисциплина гуманитарного цикла как «Стилистика и литературное редактирование», призванная сформировать у студентов представление о роли и значении специалиста в духовной культуре человечества. Учебный курс «Стилистика и литературное редактирование» сегодня обретает особую актуальность в силу обострения этнических и национальных конфликтов, с одной стороны, и характерного для мировой культуры возрождения интереса к проблемам позитивного развития нашей страны. Исходя из этого, данное пособие призвано помочь студентам осознать свои духовные культурные традиции, понять и оценить языковую и речевую культуру общения между гражданами в своей стране и в коммуникации с другими народами. Умение достойно осуществлять письменную коммуникацию формирует такой вид учебного процесса, как контрольная работа, развивающая самостоятельное мышление и творческое отношение к действительности.

 

Список рекомендуемой литературы

а) основная литература

1. Дмитриева О.И., Орлова Н.М., Павлова Н.И. Русский язык и культура речи. — Москва: Флинта 2014 г.— 224 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-2108-7

2. Кожина М.Н., Дускаева Л.Р., Салимовский В.А. Стилистика русского языка. — Москва: Флинта 2011 г.— 464 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-0256-7

3. Петрова Л. И. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов. — Минск: РИПО 2013 г.— 373 с. — Электронное издание. — ISBN 978-985-503-335-7

4. Трофимова О.В. Основы делового письма. — Москва: Флинта 2016 г.— 304 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-0930-6

5. Сбитнева А.А. Литературное редактирование: история, теория, практика. — Москва: Флинта 2009 г.— 208 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-0768-5

6. Голуб И. Б. Литературное редактирование: учеб. Пособие. — Москва: Логос 2013 г.— 432 с. — Электронное издание. ISBN 978-5-98704-305-0

7. Курдюкова Л. А. Литературное редактирование: учебное пособие для PR-специалистов / Ин-т соц.-экон. прогнозир. и моделир., 2011.- 216 с.

8. Накорякова, К.М. Литературное редактирование. Общая методика работы над текстом: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / К. М. Накорякова, 2011.- 334 с.

9. Сбитнева, А. А. Литературное редактирование: история, теория, практика: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / А. А. Сбитнева, 2011.- 208 с.

10. Пуринова, Г.К.. Стилистика и литературное редактирование [Электр.ресурс]: Электронное учебно-методическое пособие / Г. К. Пуринова, 2008.- 1 CD-ROM

 

б) дополнительная литература

1. Лыткина О.И. Практическая стилистика русского языка. — Москва: Флинта 2009 г.— 208 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-0821-7

2. Максимов В. И. Грамматический справочник: традиционно-системное и функционально-системное описание русской грамматики. — Санкт-Петербург: Златоуст 2010 г.— 220 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-86547-563-7

3. Копнина Г.А. Риторические приемы современного русского литературного языка: опыт системного описания: монография. — Москва: Флинта 2012 г.— 576 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-9765-0824-8

4. Крылова О. А. Стилистика: учебное пособие. — Москва: ЕАОИ 2010 г.— 163 с. — Электронное издание. — ISBN 978-5-374-00370-3

5. Рахманин, Л. В.. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Л. В. Рахманин, 2012.- 256 с.

6. Руженцева, Н. Б. Стилистика и литературное редактирование рекламных и PR-текстов: учебное пособие для вузов: рекомендовано методсоветом по направлению / Н. Б. Руженцева, 2012.- 184 с.

Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины

1. Информационно-образовательный портал СПБУУЭ. - https://e.spbume.ru/

2. Электронная библиотека СПБУУЭ. - https://library.ime.ru

3. Электронные информационные ресурсы «Редакторам.RU».:

Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационных справочных систем

Справочная правовая система «Гарант» https://www.garant.ru/

 

Приложение 1.

Образец оформления титульного листа реферата

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: