Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.




Содержание

Введение ………………………………………………………………..4

1. Понятие«антикризисное управление». Его применение на практике……..5

2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший прин­цип стратегического антикризисного управления………………………..6

3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фир­мы………………………………………………………………………………...10

Заключение ……………………………………………………..........13

Список использованной литературы …………………………….14

 

 

Введение.

В еще недавнем прошлом, в условиях советской экономики, проблемы антикризисного управления не только не были акту­альными, но даже не упоминались. В стране господствовала офи­циальная установка относительно пропорционального и плано­мерного, соответственно и бескризисного развития экономики, отсюда не было и нужды в антикризисном управлении. Правда, часть предприятий и в советский период была убыточной, в про­мышленности примерно 20%, в сельском хозяйстве около 30%. Но только наличие убыточных предприятий объяснялось тем, что государство сознательно устанавливает более низкие це­ны на продукцию части предприятий, в связи с чем возникает та­кой феномен в экономике, как планово-убыточные предприятия.

В условиях проведения радикальных рыночных реформ в Рос­сии проблемы антикризисного управления приоб­рели особую актуальность.

Во-первых, в условиях рыночно капита­листического хозяйства антикризисное управление играет особо важную роль в оздоровлении экономики. Во-вторых, по мере про­движения по пути "реформ" в России с катастрофической скоростью нарастало число убыточных предприятий. Начиная с 1995 г., удель­ный вес убыточных предприятий в нашей стране превысил 50% и продолжает расти. Удельный вес неплатежеспособных пред­приятий (банкротов по существу) значительно больше, так как мно­гие прибыльные предприятия имеют недостаточно доходов для по крытая своих денежных обязательств.

Успех стратегии антикризисного управления в первую очередь зависит от того, как сможет менеджмент фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы.

Понятие «антикризисное управление». Его применение на практике.

Антикризисное управление — что это такое, каково его применение на практи­ке? В последнее время, многие пытаются ответить на эти вопросы. Большинство дает такое определение: предотвращение банкротства — систе­ма мер, именуемая антикризисным управлением. Наиболее полное определение может выглядеть так: управление в условиях риска (в нашей стране можно гово­рить о любом предприятии, так как внешняя нестабильная обстановка в стране уже сама по себе является фактором риска). Поэтому антикризисное управле­ние применимо и его необходимо применять на любом предприятии, даже финансово стабильном.

Таким образом, антикризисное управление — это:

• анализ состояния макро-микросреды и выбор предпочтительной миссии фирмы;

• познание экономического механизма возникновения кризисной ситуации и создание системы сканирования внешней и внутренней сред фирмы с це­лью раннего обнаружения сигналов об угрозе приближения кризиса;

• стратегический контроллинг фирмы и выработка стратегии предотвраще­ния ее несостоятельности;

• оперативная оценка и анализ финансового состояния фирмы и выявление возможности наступления несостоятельности (банкротства) — оператив­ный контроллинг;

• разработка предпочтительной политики поведения в условиях наступивше­го кризиса и вывода из него фирмы;

• постоянный учет риска предпринимательской деятельности и выработка мер по его снижению.

Совершенно ясно, что действие механизма возникновения кризисного состоя­ния производственной системы вообще и фирмы в частности протекает во времени.

Успех стратегии антикризисного управления во многом зависит от или, уда­лось ли руководству фирмы своевременно обнаружить возникновение исходного события, с которого начинается движение к кризисному переломному состоянию фирмы. Раннее обнаружение таких событий возможно лишь в том случае, если аналитические службы фирмы ведут постоянное слежение за множеством сигна­лов, поступающих из внешней среды, а также сигналов о состоянии процессов, протекающих в самой фирме. Назовем их внешними и внутренними сигналами о возможных изменениях состояния фирмы.

2. Постоянное ожидание сигналов о надвигающемся кризисе - важнейший прин­цип стратегического антикризисного управления

Поскольку и внешняя, и внутренняя среды фирмы динамичны, указанные ис­ходные события могут проявляться в любой момент. Поэтому важнейшим прин­ципом стратегического антикризисного управления является состояние постоян­ного ожидания сигналов о надвигающемся кризисе и немедленная реакция на эти сигналы.

Наиболее существенные источники и характер подобных сигналов могут быть определены по своему влиянию. На основе методики А. П. Градова можно свести все данные о внешних событиях и сигналах в одну таблицу (см. табл.).

Наиболее сложным в процессе антикризисного управления является выявление цепочек экономических явлений, возникающих после обнаружения того или иного сигнала, и выработка соответствующих решений, направленных либо на усиление положительных последствий, либо на ослабление угроз, обусловленных этими це­почками.

Важно увязать антикризисное управление с этапами жизненного цикла кон­курентного преимущества фирмы. При этом следует иметь в виду, что жизненный цикл конкурентного преимущества и жизненный цикл фирмы — понятия разные.

Таблица: Внешние сигналы о возможных изменениях состояния фирмы

Факторы внешней среды, определяющие условия функционирования фирмы   Сигналы о возникновении исходных экономических явлений, запускающих механизм изменения состояния фирмы  
Агрегиро- ­ванные 1. Детализирова- нные 2. сигналы о нарастании угроз выполнению миссии фирмы   3.  
  Параметры спроса     Величина спроса   Падение величины спроса на товары фирмы; рост величины спроса на аналогичные товары конкурентов Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы Усиление колебаний в спросе и прибылях от продажи товаров фирмы.
    Стабильность спроса  
    Требования покупате­лей к качеству товаров фирмы   Нарастание спроса на товары, превышающие стандарты качества  
    Эластичность спроса   Усиление эластичности спроса на товары фирмы  
    Разнообразие (сегмен­тация) потребителей товаров фирмы   Во всех обслуживаемых сегментах рынка утрачивается интерес к товарам фирмы  
    Экономический Потенциал покупателей   Снижение покупательной способности населения  
2..Параметры факторов   Конъюнктура рынков сырьевых и материаль­ных ресурсов   Сокращение предложения сырьевых и материальных ресурсов; рост цен на сырье и материалы  
    Конъюнктура Рынков Трудовых ресурсов   Сокращение источников пополнения трудовых ресурсов; рост уровня оплаты труда в связи с инфля­цией  
    Конъюнктура Рынков Финансовых ресурсов   Повышение процентных ставок по кредитам коммерческих банков; падение курса собственных акций фирмы; прекращение субсидий из фондов благотворительных организации  
    Развитие инновацион­ной деятельности   Рост стоимости лицензий на использование изобретений и открытий; ужесточение условий получения грантов и государственных заказов на НИОКР  
    Конъюнктура рынков средств производства   Сокращение предложения средств производ­ства; рост цен на средства производства  
3. Параметры родственных и поддерживаю- ­щих отраслей   Изменение Потенциала Родственных отраслей   Свертывание производства родственных отраслей; переориентация родственных отраслей на новую технологию  
    Производственная инфраструктура товаров фирмы   Стагнация научно-технического экономи­ческого потенциала отраслей; внешней инфраструктуры  
    Социальная инфра­структура   Рост цен на услуги отраслей инфраструктуры  
    Использование дости­жений, полученных в родственных отраслях   Неприемлемость достижений родственных отраслей для целей фирмы; недоступность достижений ввиду высокой стоимости  
4. Параметры конкурентной среды   Соперничество между существующими конкурирующими системами   Конкурентный статус фирмы конкурента существенно повысился; число конкурирующих фирм существенно возросло; ценовая война началась  
          Конкурентные силы, возника- ющие вследствие угрозы со стороны товаров-заменителей       «Потолок цен» создаваемый товаром-заменителем, суще- ственно снижает потен­циальную прибыль; покупатели охотно «переключаются» на товар-заменитель ввиду его дешевизны  
        Конкурентные силы, возникающие вслед­ствие угрозы появления новых конкурентов   Барьер для входа на рынок практически отсутствует; фирмы, функционирующие на рынке, проявляют лояльность к новым конкурен­там  
        Конкурентные силы, возника- ющие вслед­ствие экономических возмож- ностей и торговых способно­стей поставщиков   Экономический потенциал поставщиков высок ввиду существенной доли затрат на их продукцию в издержках покупателя; поставщики — субъекты рынка совершенной конкуренции: основная масса покупателей; субъекты монополии  
5. Деятель­ность государ­ственных властных структур   Налоговая политика   Повышение налоговых ставок; снятие налоговых льгот с товаров фирмы; введение новых налогов; введение налоговых льгот на субституты  
    Кредитно- денежная политика   Повышение учетной ставки Центрального банка; неблагоприятное изменение валютного курса рубля; жесткая политика финансовой стабилизации  
    Таможенная политика   Неблагоприятное изменение экспортных и импортных таможенных пошлин  
    Правовая среда   Изменчивое гражданское и коммерческое законодательство; введение разрешительного порядка  
    Политика цен и доходов   Введен контроль за ценами; введено налогообложение, стимулирующее снижение доходов в зависимости от динамики цен  
6. Случайные явления   Форс-мажорные обстоятельства   Стихийные бедствия и т. п.  
    Внешняя Политика Иностранных государств — партнеров по бизнесу   Случайна и нестабильна; надежность инвестиций не гарантируется  
    Научно- технические   Новые изобретения и т. п.  

 

 

Своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества по­зволяет поддерживать живучесть фирмы. Это происходит в случае своевременного обнаружения сигналов утраты конкурентного преимущества фирмы и принятия адекватных мер противостояния этой угрозе.

3. Факторы внутренней среды, определяющие условия функционирования фир­мы

Факторами внутренней среды, определяющей условия функционирования фир­мы, являются:

1. Параметры технических ресурсов фирмы:

• средства технического оснащения;

• сырье, материалы, полуфабрикаты;

• энергия.

2. Параметры технологических ресурсов:

• НИОКР;

• технология изготовления товаров фирмы.

3. Параметры кадровых ресурсов:

• работники, определяющие цели фирмы;

• работники, разрабатывающие средства достижения целей фирмы;

• работники, организующие процесс создания средств достижения целей фирмы;

• работники, непосредственно создающие средства достижения целей фир­мы;

• работники, обслуживающие процесс создания средств достижения це­лей фирмы.

4. Параметры пространственных ресурсов:

• территория площадки фирмы;

• производственные здания;

• непроизводственные здания;

• сооружения и инженерные коммуникации.

5. Параметры ресурсов организационной структуры фирмы:

• степень адекватности и время прохождения управленческих воздействий по уровням иерархии;

• степень автономии, лиц принимающих решения (ЛПР),на каждом уров­не иерархии управления фирмой;

• степень гибкости организационной структуры системы управления фир­мой.

6. Параметры организационных ресурсов:

• информационное обеспечение производства;

• информационное обеспечение НИОКР;

• информационное обеспечение управления фирмой;

• научно-информационное обслуживание.

7. Параметры финансовых ресурсов:

• степень зависимости от привлекаемых источников финансирования. 8. Параметры стратегического потенциала фирмы:

• соответствие стратегического потенциала фирмы (СПФ) ее целям фор­мирования конкурентного преимущества (КПФ).

В качестве просматривающей внешнюю и внутреннюю среды фирмы, должна выступать группа экспертов — специалистов в области маркетинга, стратегиче­ского контроллинга и внутрифирменного экономического анализа, а также служ­ба информационного обеспечения фирмы.

Сканирование осуществляется на основе предварительно разрабатываемых ме­тодических материалов, перечисленных ниже:

• перечень подвергаемых наблюдению общих и специфических для каждой фирмы параметров внешней и внутренней среды;

• принципы количественной и качественной оценки внешних сигналов о со­стоянии и динамике экономической конъюнктуры;

• принципы количественной и качественной оценки внутренних сигналов о состоянии и динамике стратегического потенциала и конкурентного стату­са фирмы;

• периодичность наблюдения установленных параметров состояния внутрен­ней и внешней сред фирмы;

• методы анализа возможных последствий, выявленных в процессе наблюде­ния исходных экономических явлений, которые могут вызвать кризисное состояние фирмы;

• методы определения «контрольных точек» в цепочках» экономических яв­лений;

• методы внутрифирменного экономического анализа, обобщающего резуль­таты наблюдения динамики значений параметров внешней и внутренней среды фирмы и оценка результатов анализа;

• принципы выработки антикризисных управленческих решений на основе использования результатов наблюдений и внутрифирменного экономиче­ского анализа.

 

Заключение.

В заключении можно сказать. Чтопри подробном анализе перечисленных выше внутренних и внешних факто­ров представляется возможным заранее и определенно судить о возникновении в фирме кризисной ситуации.

Интенсивность противостояния утрате конкурентного преимущества, т. е. сте­пень агрессивности маркетинговой стратегии, предопределяет продолжительность жизненного цикла существования фирмы с ее первоначальной миссией.

Кризисное состояние наступает только тогда, когда все возможности поддержа­ния конкурентного преимущества в рамках первоначальной миссии исчерпаны.

Истинным сигналом о начинающемся движении к потенциальному кризисно­му состоянию является начало роста величин отклонений тех или иных показате­лей, характеризующих состояние внешней и внутренней сред фирмы. Точнее го­воря, их выход за пределы долгосрочной тенденции изменения этих показателей. Следовательно, для раннего обнаружения подобных слабых сигналов необходи­мо постоянное наблюдение (сканирование) состояния внешней и внутренней среды фирмы.

 

 

Список используемой литературы.

1. Крутик А. Б., Муравьев А. И. Антикризисный менеджмент. – СПб., 2001.

2. Ларионов И. К. Антикризисное упраление. – М., 2001.

3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю. В. Пискулова. - М., 1996.

4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э. А. Уткина. – М., 1999.

5. Уткин Э. А. Управление фирмой. – М., 1996.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: