Индивидуальный стиль образовательной деятельности.




Особой программой, предупреждающей возникновение у группы проблем, является модернизированная методика «учебного цикла Д.Колба». Напомним эту методику, Цикл научения по Д.Колбу предполагает чередование следующих фаз: обретение конкретного опыта, рефлексия (проверка, самооценка) в отношении полученного опыта; концептуализация полученного опыта (то есть – вписывание его в ту или иную концепцию); активное экспериментирование (порождение нового опыта).

Однако, это цикл можно рассмотреть иначе, если построить соответствующие ценностные ориентиры на четырех осях координат.

Конкретный опыт

 

 

Активное Рефлексия

экспериментирование

 

 

Концептуализация

 

Современные исследователи все чаще склоняются к несколько иному видению проблемы научения в связи с циклом Д.Койлба; каждому человеку присущ его индивидуальный стиль обучения, в котором в различных процентных составляющих присутствуют такие элементы как:

- стремление учиться на конкретных моделях, путем освоения практических алгоритмов и методик;

- желание самостоятельно оценивать представленный опыт или его теоретическое описание, вырабатывать собственное мнение по каждой изучаемой проблеме;

- потребность в теоретическом обосновании фактов и явлений действительности, восприятие только того знания, которое вписывается в доказательную концепцию;

- самостоятельное экспериментирование как источник нового знания и нового опыта, желание учиться на своих собственных удачах и ошибках, ценным представляется только тот опыт, который построен самостоятельно.

В конце данной главы мы предлагаем методику, с помощью которой может быть построен как индивидуальный, так и групповой учебный профиль. Очевидно, что в группе будут люди с различными доминантами. Именно поэтому и наши программы, и наши пособия, и рабочие тетради построены таким образом, чтобы обеспечить каждому обучающемуся наиболее комфортную ситуацию обучения: в процессе обучения мы рекомендуем сочетать как теоретический анализ проблемы (анализ текстов, групповые дискуссии по проблемным вопросам), так и практическое «научение» (освоение методик, представленных в пособиях, выполнение практических заданий); рефлексию (групповые дискуссии, эссе, тестовый контроль); активное экспериментирование (проектные методики, работа кейс-методом).

Подведем итоги.

Итак, в пространстве этой главы появились три основных героя: учении, педагог и программа. Попробуем сгруппировать, суммировать полученную информацию и свести ее к «сухому остатку».

Ключевой фигурой образовательного процесса является ученик. Активность ученика как необходимое условие качества процесса заставляет нас выбирать соответствующие методы организации процесса и проектировать образовательную программу «от ученика», то есть – размышлять не о том, что в образовательном процессе будет делать преподаватель, а о том – какие действия практического преобразующего характера с помощью полученного образования сможет получить наш обучающийся.

Работа с материалами курса предполагает:

- изучение текста главы;

- ответ на задания проверочного характера по материалам главы;

- решение практических задач с использованием методик, представленных в главах;

- выработка собственной позиции по проблемным вопросам в ходе групповой дискуссии;

- анализ проблемных ситуаций в логике метода кейсов;

- разработка собственных УМК;

- оценка и самооценка в процессе обучения через выполнение тестовых заданий, написание эссе, взаимную экспертизу компонентов (проектов, методик) портфолио.

 

Вопросы и задания для самоконтроля:

1. Попробуйте составить образовательную программу на основе принципа «проектировать от ученика» на содержании выбранной вами темы.

2. Проведите диагностику собственного стиля обучения, выделите те технологические элементы организации образовательного процесса, которые наиболее соответствуют Вашему стилю обучения.

3. Оцените потенциальные проблемы, с которыми в образовательном процессе Вам предстоит встретиться в качестве разработчика УМК, реализующего свой образовательный модуль.

(по материалам методического пособия: Казакова Е.И.Книга для тьютора. – М. НФПК, 2005)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: