СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.
Словосочетание состоит из г лавного и зависимого слова.
От главного слова к зависимому ставится вопрос.
Яркий шарф, кататься на коньках.
Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается
с помощью 1) окончания зависимого слова, 2) окончания и предлога.
Солнечн ого дня; жить у мор я.
Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях
с главным словом только по смыслу.
Говорить громко.
Словосочетанием не является:
1. подлежащее и сказуемое: Наступилаосень.
2. однородные члены предложения: белый и синий (! в данном случае –
сочинительная связь)
3. существительное (местоимение) с предлогом:
в лесу, с ним
4. слова без смысла: громко смотреть
5. повелительное наклонение глаголов с частицей пусть (пускай):
пусть будет
6. составное сказуемое: начал петь; было тихо
7. сравнительная степень прилагательных и наречий:
с амый красивый.
8. фразеологический оборот:
Бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (=обманывать)
- утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом.
Словосочетание
глагольное | именное | наречное |
главное слово: главное слово: главное слово:
глагол существительное наречие
причастие прилагательное х
деепричастие числительное вдали от дороги
х местоимение х
выполнить долг х где-нибудь во дворе
х кабинет директора
потемневший от загара х
белый от снега
х
смущенно улыбаясь
Способы подчинительной связи
согласование | управление | примыкание |
зависимое слово стоит главное слово требует зависимое слово
в том же роде, числе и постановки зависимого связывается с главным
падеже, что и главное слова в определенном только по смыслу
. падеже
м.р., Р.п.,ед.ч × ×
тихого шепота × В.п. бежать быстро
идти в школу
Главное слово Зависимое слово
Самостоятельные части речи | согласование | прилагательное причастие порядковое числительное местоимение, по форме сходное с ними |
управление | существительное местоимение по форме сходное с ними | |
примыкание | наречие деепричастие неопределенная форма глагола притяжательные местоимения его, её, их |
Грамматическое значение словосочетаний
Грамматическое значение словосочетания | Каким членом предложения является зависимое слово | Вид связи | Примеры |
Предмет и его признак (определительное) | Определение (какой? чей?) | Согласование управление, примыкание | Большой дом, ветер с севера, яйца всмятку |
Действие или признак и предмет (дополнительное) | Дополнение (вопросы косвенных падежей) | Управление | Построить дом, добрый к детям |
Действие и его признак (обстоятельственное) | Обстоятельство (как? где? куда? когда? и др. | Примыкание, управление | Бегать быстро, очень справедливый, трудиться с удовольствием |
Некоторые нормы управления
1. В словосочетаниях с видом связи управление необходимо правильно выбрать падежную форму и соответствующий предлог:
Гармонировать (с чем?) не: чему?
дифференцировать (что?) не: с чем?
неугодный (кому?) не: для кого?
очевидный (для кого?) не: кому?
Формы со словами, близкими по значению либо структуре, необходимо запоминать или проверять в словаре.
доволен (чем?) | рад (чему?) |
естественный, характерный (для чего?) | свойственный (чему?) |
заведующий, управляющий, командующий (чем?) | директор (чего?) |
заслужть (что?) | заслуживать (чего?) |
идентичный (чему?) | одинаковый (с чем?) |
компенсировать (что?) | компенсация (за что?) |
наполнен (чем?) | полон (чего?) |
обрадованный (чем?) | обрадоваться (чему?) |
огорченный (чем?) | огорчаться (чему?) |
очевидец (чего?) | свидетель (чего? чему?) |
плата (за что?) | оплата (чего?) |
платить, уплатть (за что?) | оплачивать, оплатить (что?) |
радоваться, удивляться (чему?) | восхищаться, восторгаться (чем?) |
различать (что и что?) | отличать (что от чего?) |
укорять (в чём?) | порицать (за что?) |
2. Предлог по чаще всего употребляется с Д.п.: тосковать по детям, стрелять по ним. Однако, если предлог по имеет значение «после», существительное употребляется в форме П.п.: по приезде домой, по возвращении из командировки.
Рекомендуется употреблять в П.п. с предлогом по местоименя 1-го и 2-го лица множ. Числа в сочетании с глаголами, обозначающими чувства, и со словом «стрелять»: тосковать по нас, стрелять по вас.
3. Предлог в (с пространственным значением) соотностся с предлогом из, предлог на - с предлогом с (со): пойду в школу – вернулся из школы,
Прибыл на Кавказ – вернулся с Кавказа.
Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления
Виды ошибки | Примеры | Правильный вариант |
Неправильный выбор падежной формы сущ-го либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, попреки и др. | по возвращению домой, согласно указа президента, вопреки принятого решения | по возвращении домой, согласно указупрезидента, вопреки принятомурешению |
Неправильный выбор предлога | вернуться со школы, заверил освоей преданности | вернуться изшколы, заверил в своей преданности |
Смешание конструкций со словами, близкими по звучанию или составу, но требующими разного управления. | радуюсь жизнью, заведующий склада свойственный для этой поры года | радуюсь жизни -доволен жизнью, заведующий складом –директор фирмы, свойственный этой поре года – характерный для этой поры года |
Нарушение норм управления в сочетаниях одного того же слова с разными словами | требую внимание, бронзовый памятник А.Пушкина | требую внимания – требую книгу, бронзовый памятник А.Пушкину – памятник скульптора С.Селиханова |