Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления




СЛОВОСОЧЕТАНИЕ

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически.

Словосочетание состоит из г лавного и зависимого слова.

От главного слова к зависимому ставится вопрос.

 

Яркий шарф, кататься на коньках.

 

Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается

с помощью 1) окончания зависимого слова, 2) окончания и предлога.

 

Солнечн ого дня; жить у мор я.

Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях

с главным словом только по смыслу.

Говорить громко.

Словосочетанием не является:

1. подлежащее и сказуемое: Наступилаосень.

2. однородные члены предложения: белый и синий (! в данном случае –

сочинительная связь)

3. существительное (местоимение) с предлогом:

в лесу, с ним

4. слова без смысла: громко смотреть

5. повелительное наклонение глаголов с частицей пусть (пускай):

пусть будет

6. составное сказуемое: начал петь; было тихо

7. сравнительная степень прилагательных и наречий:

с амый красивый.

8. фразеологический оборот:

Бить баклуши (= бездельничать), водить за нос (=обманывать)

- утрачивают своё лексическое значение, их можно заменить одним словом-синонимом.

Словосочетание

глагольное   именное   наречное

главное слово: главное слово: главное слово:

глагол существительное наречие

причастие прилагательное х

деепричастие числительное вдали от дороги

х местоимение х

выполнить долг х где-нибудь во дворе

х кабинет директора

потемневший от загара х

белый от снега

х

смущенно улыбаясь

Способы подчинительной связи

согласование   управление   примыкание

зависимое слово стоит главное слово требует зависимое слово

в том же роде, числе и постановки зависимого связывается с главным

падеже, что и главное слова в определенном только по смыслу

. падеже

м.р., Р.п.,ед.ч × ×

тихого шепота × В.п. бежать быстро

идти в школу

Главное слово Зависимое слово

Самостоятельные части речи согласование прилагательное причастие порядковое числительное местоимение, по форме сходное с ними
 
управление существительное местоимение по форме сходное с ними
 
примыкание наречие деепричастие неопределенная форма глагола притяжательные местоимения его, её, их

Грамматическое значение словосочетаний

Грамматическое значение словосочетания Каким членом предложения является зависимое слово Вид связи Примеры
Предмет и его признак (определительное) Определение (какой? чей?) Согласование управление, примыкание Большой дом, ветер с севера, яйца всмятку
  Действие или признак и предмет (дополнительное) Дополнение (вопросы косвенных падежей)   Управление     Построить дом, добрый к детям
Действие и его признак (обстоятельственное) Обстоятельство (как? где? куда? когда? и др. Примыкание,   управление   Бегать быстро, очень справедливый, трудиться с удовольствием

Некоторые нормы управления

1. В словосочетаниях с видом связи управление необходимо правильно выбрать падежную форму и соответствующий предлог:

Гармонировать (с чем?) не: чему?

дифференцировать (что?) не: с чем?

неугодный (кому?) не: для кого?

очевидный (для кого?) не: кому?

 

Формы со словами, близкими по значению либо структуре, необходимо запоминать или проверять в словаре.

 

доволен (чем?) рад (чему?)
естественный, характерный (для чего?) свойственный (чему?)
заведующий, управляющий, командующий (чем?) директор (чего?)
заслужть (что?) заслуживать (чего?)
идентичный (чему?) одинаковый (с чем?)
компенсировать (что?) компенсация (за что?)
наполнен (чем?) полон (чего?)
обрадованный (чем?) обрадоваться (чему?)
огорченный (чем?) огорчаться (чему?)
очевидец (чего?) свидетель (чего? чему?)
плата (за что?) оплата (чего?)
платить, уплатть (за что?) оплачивать, оплатить (что?)
радоваться, удивляться (чему?) восхищаться, восторгаться (чем?)
различать (что и что?) отличать (что от чего?)
укорять (в чём?) порицать (за что?)

 

2. Предлог по чаще всего употребляется с Д.п.: тосковать по детям, стрелять по ним. Однако, если предлог по имеет значение «после», существительное употребляется в форме П.п.: по приезде домой, по возвращении из командировки.

Рекомендуется употреблять в П.п. с предлогом по местоименя 1-го и 2-го лица множ. Числа в сочетании с глаголами, обозначающими чувства, и со словом «стрелять»: тосковать по нас, стрелять по вас.

3. Предлог в (с пространственным значением) соотностся с предлогом из, предлог на - с предлогом с (со): пойду в школу – вернулся из школы,

Прибыл на Кавказ – вернулся с Кавказа.

 

Грамматические ошибки, обусловленные нарушением норм управления

Виды ошибки Примеры Правильный вариант
  Неправильный выбор падежной формы сущ-го либо местоимения в конструкциях с предлогами по, согласно, попреки и др. по возвращению домой, согласно указа президента, вопреки принятого решения по возвращении домой, согласно указупрезидента, вопреки принятомурешению
  Неправильный выбор предлога вернуться со школы, заверил освоей преданности вернуться изшколы, заверил в своей преданности
  Смешание конструкций со словами, близкими по звучанию или составу, но требующими разного управления. радуюсь жизнью, заведующий склада свойственный для этой поры года радуюсь жизни -доволен жизнью, заведующий складом –директор фирмы, свойственный этой поре года – характерный для этой поры года
  Нарушение норм управления в сочетаниях одного того же слова с разными словами требую внимание, бронзовый памятник А.Пушкина требую внимания – требую книгу, бронзовый памятник А.Пушкину – памятник скульптора С.Селиханова

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: