Немецкая эмпирическая психология




Тема №6. Развитие психологии в период до формирования экспериментальной психологии (XIX век)

План:

1. Немецкая эмпирическая психология.

2. Развитие ассоциативной психологии (Англия).

3. Развитие психологии в России.

Литература;

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1997. С. 106-119

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1976. С. 163-195

Ярошевский М.Г. История психологии. - М., 1966. С. 230-260.

Ждан А.Н. История психологии: от акгичности к современности М., 1999. С. 151.-182.


Немецкая эмпирическая психология

В конце ХУ111 - начале XIX века в Германии намечается тенденция к изучению конкретных психических явлений. В этих условиях сложилось учение Гербарта.

И.Ф.Гербарт (1776-1841) - педагог, психолог, основоположник немецкой эмпирической психологии. Один из трудов - «О психологии, как науке, вновь опирающейся на опыт, метафизику и математику» (1824-25гт).

Сторонник ассоциативной психологии, свою психологию стремился построить, основываясь на опьгге. Считал, что предметом психологии должны быть факты и явления сознания. В период господства в Германии рационализма это простое положение было «оригинальным до парадоксальности» (Т.Рибо).

Предполагают, что Гербарт основывался на учении Д.Локка.

Традиционными для науки того времени были методы самонаблюдения, наблюдения за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Гербарт считал, что с помощью этих методов нельзя получить точное знание, нельзя объяснить, а можно только описать психические явления, «Между тем, задачей психологии является - объяснить человеку, каков он есть» (Гербарт). Считал, что эксперимент в психологии абсолютно неприменим («Психология не смеет экспериментировать над людьми»). Рибо отмечает, что Гербарт даже не предчувствовал появление трудов по психофизике, которые были направлены на экспериментальное изучение ощущений.

Чтобы превратить психологию в науку, необходимо и возможно применение математики (Гербарт: «она придаёт точность определениям и делает возможным их проверку»).

Гербарт полагал, что основной элемент душевной жизни это представление.

Представления - э то сложные образы восприятия, которые возникают

под воздействием внешних воздействий. Представления имеют не только качественные, но и количественные характеристики.


Количественная сторона душевной жизни и раньше отмечалась исследователями, но она описывалась крайне неопределённо - в терминах «больше» - «меньше». Например; «более или менее ясное представление»; «более или менее напряжённое состояние» и т.д.

По Гербарту, количественная сторона представлений - это их сила. Показатель силы - это ясность представлений. Представления - это динамические образования, которые вступают во взаимодействие друг с другом, в результате чего количественная сторона представлений меняется. В сознании происходит борьба между представлениями. К измерению представлений Гербарт не подошёл, точнее, количественные измерения и попытки применить математику к процессам движения представлений оказались неудачными. Позже задачу количественного измерения психических явлений (ощущений) решил впервые Фехнер.

В своей психологической концепции Гербарт ввёл понятия, важные для дальнейшего продвижения психологического знания.

Выделяет в психологии две части:

1 - «статика духа» - раздел науки, который измеряет, фиксирует
представления в состоянии покоя. Устанавливаются связи между
представлениями:

- отношения противоположности – разные представления соединяются;

- отношения слияния сходных представлений.

- отношения «компликации» - представления соединяются, сохраняя исходные свойства;

Учения о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но Гербарт не пользуется её понятиями.

2 - «динамика духа» - раздел науки, который изучает условия
возникновения и движения представлений в сознании. В зависимости от степени ясности представления распределяются на три области сознания:


- ясное сознание – здесь располагаются ясные сильные, отчётливые представления;

- сознание - менее ясные представления;

- бессознательное - тёмные, подавляемые другими представления. Прослеживается влияние Лейбница; бессознательное – это представления, которые в силу своей слабости не могут проникнуть в сознание.

Можно соотнести с психоанализом - разделение сознания на три области по признаку интенсивности представлений.

Итак, Геобарт в бессознательное помещал представления в ситу их слабой ясности. Распределение представлений по областям не есть что-то постоянное: в разные моменты времени одно и то же представление может находиться в разных областях сознания,

Динамика представлений - постоянно двигаются, переходят из области в область. Гербарт: «Сознание - это сцена, или экран, на котором теснятся представления меняющейся степени ясности, они вступают в отношения друг с другом, перемещаются из одной области сознания в другую область сознания, некоторые погружаются за порог». Границы, которые отделяют одну область сознания от другой, Гербарт назвал порогами. Понятие «порога» использовал Фехнер. Условия перемещения представлений из одной области сознания в другую:

1 Сила представления - определяется субъективной значимостью представления для человека, не сводится к физической интенсивности.

2 Поддержка представлений со стороны прошлого опыта. Запас прошлых представлений – это апперцептирующая масса. Процесс слияний прошлых представлений с новыми - апперцепция. Без этого, новое представление не достигает ясного сознания, не становится содержанием сознания. Т.о., чем больше поддержка нового представления со стороны прошлого опыта, тем яснее представление (обучение).

Гербарт - основатель психологической школы, его ученики считаются основателями этнопсихологии (Т.Зайтц, М.Лазарус, Г.Штейнталь).


 


2.Развитие ассоциативной психологии (Англия)

XIX век время расцвета ассоцианизма. Возникнув в Англии в XУ111 веке, продолжение ассоцианизм получил также к Англии. Закон ассоциации становится основным законом душевной жизни.

Ассоциациям в этот период сливается с позитивизмом.

Позитивизм - учение, согласно которому истинное знание добывается отдельными конкретными науками, изучающими конкретные факты и явления, а не философскими построениями (отказ философии в получении истинного знания). Успехи естествознания, открытия в биологии, химии, физике оказывали влияние на психологические взгляды.

Можно выделить три периода в развитии ассоцианизма в XIX веке:

1 - период расцвета - развернутая, законченная, классическая форма
ассоцианизма (Томас Браун, Джеймс Милль).

2 - период размывания - пересмотр основных положений о предмете и
методе ассоциативной психологии (Джон Стюарт Милль, Ал-р Бен).

3 - период кризиса - отказ от многих принципиальных положений ассоциаиизма (Герберт Спенсер).

Расцвет ассоцианизма

Т.Браун (1778-1820)

Развивал учение об ассоциациях. Ввёл понятие «вторичные законы ассоциаций», т.е. указал на дополнительные факторы, объясняющие

возникновение ассоциаций:

- сила исходного ощущения

- новизна ощущений

- близость ощущений

- природные способности индивида

- состояние его здоровья.

 

Рассматривал мышление как процесс решения задач. Процесс решения задачи


предполагает возникновение множества ассоциаций. Процесс решения - это правильный выбор ассоциации.

Выдвинул идею «виртуального анализа» или умственного анализа, как метода исследования психики. Проводил аналогию между психическим и химическим состоянием (влияние химии). Как в химии, конечное вещество состоит из ингридиентов, непохожих на то вещество, которые можно специально выделить путём анализа, так и в «химии сложного чувства» с помощью специального анализа, требующего сосредоточенности мысли., можно разложить сложное чувство на составляющие элементы.

Оппоненты: самое сложное чувство всегда есть одно чувство, нет половины радости или половины горя (т.е. анализ в отношении духа не может дать реального расчленения психических явлений).

Пролеживается влияние на взгляды Брауна механицизма. Считал, что вся психическая жизнь подчинена закону ассоциации. Основное положение, характерное для ассоцианизма Брауна: всякое сложное психическое явление сводится к сумме простых, его составляющих (одно из базовых положений классического ассоцианизма.

Джеймс Милль (1773-1836)

Основная работа «Анализ явлений человеческого духа» или «Анализ феноменов человеческого ума». Считал, что психическими элементами являются ощущения, идеи. «В психике есть только одно психическое явление - ощущение, один закон – ассоциации». Исходные элементы ощущения, идеи – по-разному группируются, ассоциируются и составляют механизм человеческого духа. К необходимым условиям закрепления ассоциаций относил живость ассоциируемых ощущений и частоту их повторения. По мнению Милля, человеческий ум - это некая пассивная структура, приводимая в движение только внешними стимулами. В ответ на эти стимулы человек реагирует автоматически.


£.£

Сформулировал общий закон ассоциации:

«Идеи зарождаются и существуют в том порядке.. в котором сушествовяли ощущения, как их оригиналы».

По убеждению Милля, ассоциации это процесс автоматический. Пассивный. Те ощущения, которые встречаются вместе в определённом порядке, в том же порядке будут воспроизведены и в идеях.

Такая организация душевной жизни была названа «ментальной механикой», т.е. в основание механизмов психической жизни были положены механистические представления и закономерности.

Например, понимание Дж. Миллем деятельности воспоминания: «Необходимо что-то вспомнить, от этого эмоционального представления идут многочисленные ассоциации. Если «нападаем» на ту идею, которую хотели вспомнить, то вспоминаем». (напоминает решение задач Брауна)

Период размывания ассоцианизма

Джон Стюарт Мжлль (1806- 1873}

Развивая идеи ассоциативной психологии, пришел к выводам, свидетельствующим о несостоятельности этой теории.

Подверг критике позицию своего отца, по вопросу о пассивности

Человеческого сознания. Ум принимает активное участие в возникновении

ассоциативных идей. Сложные идеи не просто результат суммирования нескольких простых идей. В ходе процесса ассоциирования возникают новые качества, отсутствующие у составных элементов.

Полагал, что психология должна учиться не у механики, а у химии. В результате синтеза возникает некое новое качество, несводимое к качествам исходных частей или элементов.


&?

Аналогичные процессы происходят и при ассоциировании ряда простых идей в сложную. Его учение называется «ментальная химия».

Пример: «семь цветок спектра порождают белый цвет, а не то, что они действительно есть суть белый цвет, - точно также относительно сложней идеи, образующейся путём соединения нескольких более простых идей... Надо сказать, что она есть результат или порождение этих простых идей, а не то, что она состоит из них Т.о., здесь мы имеем случай психической химии: простые идеи порождают, а не составляют своей совокупностью идеи сложные».

Возникает вопрос: «Как открыть эти элементы?»

А." *

По мнению Милля, в данный момент не существует метода для анализа психических явлений, но откалываться от изучения психики нельзя, можно изучать сознание как целое.

Пересмотр предмета ассоциативной психологии связан с тем, что Миллль говорит о точном соответствии психического и физиологического. Нe только ощущения, но и все явления сознания можно соотнести с физиологическими процессами. Он замечает: «многие физиологи утверждают, что мысль есть в такой же степени результат нервной деятельности, как и ощущение. И продолжает: «Этотолько кажется, будто одна мысль вызывает другую путём ассоциации, на самом деле ассоциация существовала не между двумя мыслями, а между двумя составляющими мозга, предшествовавшими разным мыслям».

Вывод: самостоятельных психических законов не существует. В основе всего лежат законы, связанные с нервными процессами: психология есть только ветвь физиологии, высшая и наиболее трудная для изучения. Психология, предметом которой является сознание (ассоциативная психология), существует до тех пор, пока не сделаны открытия в физиологии. Ассоциативная психология не имеет своего предмета.

Милль считает, что сознание не сводимо к существованию ассоциаций. Предполагает, что есть какое-то другое начало. Он вводит в качестве такого начала «Я» (не раскрывая содержания). Т.о., он делает ещё одно отступление от


от классического ассоцианизма, не признававшего в психике ничего, кроме явлений сознания.

Период кризиса ассоцианизма

Герберт Спенсер

(самостоятельно)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: