Ранние взгляды. Физико-астрологические исследования




В первый период творчества Кант создал «небулярную» космогоническую теорию, основные моменты которой таковы: солнечная система возникла и развивалась из первоначального диффузного облака материи на основе законов притяжения и отталкивания.

Второй период своего творчества, более тридцати лет, Кант посвятил исследованиям познавательных и нравственных способностей человека. Его основные философские труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Кант агностик утверждает, что подлинная природа вещей не может быть доступна познанию, т.е. абсолютного познания нет. Кант в основном идеалист утверждает, что законы природы есть творение разума. В то же время в его философии есть ряд важных материалистических положений. Поэтому часто позицию Канта справедливо характеризуют как дуалистическую. Эта противоречивость позволила критиковать его учение и идеалистами, и материалистами.

Кант первый систематически научно показал, что «первичные» определения обусловлены познающим умом, но не в его эмпирических состояниях, а его априорными (в неопытных или до опытных) актами, создающими предмет как такт. К этой идее Кант подходит посредством формального разбора того, что есть познание. Познание вообще состоит из суждений, т.е.. из такого соединения двух представлений, в котором одно служит предикатом другого. Но сели всякое познание состоит из суждений, то нельзя сказать, наоборот, что всякое суждение; есть познание.

Точное определение того, в чем и из чего состоит познание, приводит к решению вопроса: как возможно познание, или - что то же, как возможны синтетические суждения а рrioni? Чтобы синтетическое соединение двух представлений имело априорный, а потому всеобщий и необходимый
характер, требуется, чтобы эго соединение было определенным и правильным актом самого познающего субъекта.

 

 

Отношение к религии

Отношение Канта к религии обусловлено его нравственной философией: он допускает только «моральную теологию», отрицая «теологическую мораль», т.е. по его точке зрения, религия должна быть нравственною, или основанной на нравственности, а никак не обратно. Реальной основой религии Кант признает «Реальное зло» в человеческой природе, т.е. противоречие между требованием разумно нравственного закона и беспорядочными стремлениями чувственной природе, не подчиняющимися высшему началу. Отсюда потребность в избавлении или спасении и в этом сущность религии.

 

 

Отношение к культуре

Что касается культуры, то Кант понимает ее предельно широко Он отделяет ее от цивилизации, к которой относится внешние проявления культуры, обнаруживающиеся во внешнем подобии нравственности – во внешней пристойности и честолюбии. К культуре, в первую очередь, относится идея моральности, которой определяется уровень свободы, достигнутый обществом и человеком. Он включает в понятие культуры науку и искусство; труд, дисциплина и самоограничение, выработанное воспитанием, выступая также в качестве необходимых элементов. Свобода веры, упразднение ограничений личности в ее деятельности, распространение просвещения, постепенно оказывающего влияние даже на принцип управления, содействуют тому, что в рамках культуры осуществляется совершенствование не только государственного устройства, но и всемирно-гражданского состояния, т.е. союза народов, основанного на принципах мира.

Смысл развития культуры для Канта, как и самой человеческой истории, всестороннее развитие человека, для которого требуется развитие свободы. Свобода не дана для реального познания, но она указана практическому разуму посредством безусловного требования морального закона. Культура, по Канту, система гуманистических ценностей, высшая цель ее – счастье человеческого рода. Но этого счастья человек может добиться только посредством собственных усилий на ниве культурного творчества.

Кант рассматривает два типа культуры «культуру умения» и «культуру воспитания». Первая необходима для достижения целей, но ее недостаточно для их «выбора»; только
вторая освобождает волю от «деспотизма вожделений», от
прикованности к вещам. Культура в широком смысле слова
охватывает все, что противостоит природе, что сотворено
людьми, но она безразлична к судьбе человека. Она порождает антагонизмы и движется вперед их силой; неравенство –
ее механизм; одни держат в угнетении других, оставляя на
долю большинства тяжелый труд и скудные удовольствия.
Кант чутко фиксирует ситуацию «отчуждения»; не пользуясь
этим термином, он показывает противоречивое влияние частной собственности и разделения труда на судьбу общества.
Здесь и прогресс, и деградация.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: