I. Проблемы формирования здорового образа жизни.




Голицынский военный институт ФПС РФ

кафедра психологии и педагогики

 

Факультет заочного обучения

отделение психологии

 

Реферат студентки 2 курса Котовой Елены Михайловны.

 

Тема: “ Физическая культура в системе социальной работы с населением ”.

Научный руководитель Савина

 

 

Голицыно – 2000 год

План.

Введение........................................................................................................................ 2

I. Проблемы формирования здорового образа жизни............................................... 4

II. Физическая культура в социальной защите людей............................................ 11

Заключение.................................................................................................................. 22

Список литературы..................................................................................................... 24

 


Введение.

 

В своем реферате на тему “Физическая культура в системе социальной работы с населением” я хочу рассмотреть проблемы сохранения и укрепления здоровья людей и более подробно остановиться на понятии физическая культура, для того что бы увидеть какую роль играет физическое воспитание в формировании здорового образа жизни.

Данная работа состоит из введения, основной части, включающей 2 вопроса и заключения. Во введение обосновывается актуальность темы. В первом вопросе основной части раскрывается понятие “здоровый образ жизни”, рассматриваются условия и факторы, способствующие гармоничному развитию и укреплению здоровья людей. Во втором вопросе более подробно раскрывается огромное значение физической культуры в формировании здорового образа жизни.

Я считаю, что в наше время, время научно-технической революции значительно изменились условия труда: механизируются способы передвижения, сокращают­ся физические нагрузки, одной из главных становится умственная де­ятельность. Все эти ограничения провели к упадку сил. И, именно, массовая физическая культура стала основным средством преодоления не­соответствия между потребностью в мышечной активности и усло­виями жизни.

Я выбрала эту тему именно для того, что бы понять, какое значение играет физическая культура для здоровья человека. Для того, что бы это было легче сделать, необходимо раскрыть такие понятия, как “здоровый образ жизни” и “физическая культура”, углубиться в историю развития физической культуры, рассмотреть существующие типы и функции физической культуры.

Мной были использованы такие источники – Яркина Т.Ф. “Теория и практика социальной работы”, Змановский Ю.Ф. “Воспитаем детей здоровыми” и другие.


I. Проблемы формирования здорового образа жизни.

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач соци­альной защиты населения. Их число и разнообразие настолько ве­лико, что порой заслоняет основную, конечную цель социальной работы. Поэтому у социальных работников нередко складывается впечатление, что такой целью является благополучие подопечных лиц, т.е. обеспечение минимального или большего бытового ком­форта, удовлетворительного питания и предоставление достаточного набора услуг. Однако конечной целью всех усилий являетсяохра­на здоровья и жизни обслуживаемых лиц. Без понимания этой цели социальные работники не всегда правильно могут организовать свою работу. Они должны четко понимать, что в основе любой со­циальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомен­дации гигиены — медицинской науки о здоровье, способах его со­хранения и улучшения, о здоровом образе жизни. Отклонения программ от принципа гигиенической обоснованности приводят к их ущербности и снижают их эффективность.

Любой аспект социальной работы касается сбережения здоро­вья и содействует ему. Будь то забота о своевременном пенсионном обеспечении, протезировании, доставке продуктов, об отоплении, устранении вредных привычек, улучшении экологии, качества быта, установке телефона, восстановлении разорванных связей подопеч­ного с семьей или обществом и т.п. — все это прямо или косвенно замыкается на физическом или психическом здоровье человека, на его настроении и воле к жизни.

Социальные работники должны иметь четкие представления о феномене здоровья и о здоровом образе жизни. Без таких представ­лений социальная работа неполноценна.

Понятие “образ жизни” трактуется как тип жизне­деятельности людей, обусловленный особенностями об­щественно-экономической формации. Основными пара­метрами образа жизни являются труд (учеба для под­растающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления. Если их органи­зация и содержание способствуют укреплению здоровья, то есть основания говорить о реализации здорового обра­за жизни, который можно рассматривать как сочетание видов деятельности, обеспечивающее оптимальное взаи­модействие индивида с окружающей средой. По фило­софскому определению Маркса, “болезнь есть жизнь, стес­ненная в своей свободе, тогда как здоровый образ жизни, направленный на предупреждение возникновения какого-либо заболевания, обеспечивает полноценное развитие и реализацию возможностей индивида, способствует формированию активной жизненной позиции (в медико-генетическом аспекте) и является необходимым усло­вием воспитания гармонически развитой личности”.1

Понятие здорового образа жизни включает в себя рационально организованный, физиологически оптималь­ный труд, нравственно-гигиеническое воспитание, выпол­нение правил и требований психогигиены, рациональ­ного питания и личной гигиены, активный двигательный режим и систематические занятия физической культу­рой, эффективное закаливание, продуманную организа­цию досуга, отказ от вредных привычек.

Здоровый образ жизни — это единственный стиль жизни, спо­собный обеспечить восстановление, сохранение и улучшение здо­ровья населения. Поэтому формирование этого стиля жизни у на­селения — важнейшая социальная технология государственного значения и масштаба.

Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный педагог должен проводить с учетом возрастных и индивидуальных морфофизиологических и психологических особенностей детей и взрос­лых. При этом особое внимание следует уделять таким возрастным этапам, как дошкольный, подростковый и юношеский, когда имеет место особенно интенсивный рост и перестройка функционального состояния всех систем жизнедеятельности развивающегося организма.

В программы, направленные на формирование здорового образа жизни, входят следующие направления работы: рациональный режим труда (учебы) и отдыха, основанный на индивидуальных биоритмологических особенностях; оптимальная и систематическая физиче­ская активность; эффективное, научно обоснованное за­каливание; нормальное питание в соответствии с концеп­цией адекватного питания; комплекс психогигиенических и психопрофилактических воздействий; учет и коррекция влияния на здоровье окружающей среды; вред и польза самолечения; аргументированная и действенная пропа­ганда вредных для здоровья факторов — алкоголизма, курения, наркомании и токсикомании; формирование правильных представлений у детей и подростков о поло­вом созревании, знаний и мер профилактики СПИДа; обучение мерам по предупреждению уличного и бытово­го травматизма и правилам личной гигиены.

Если спросить о том, что самое важное в сохранении и укреплении здоровья человека, то многие ответят од­нозначно — выполнение рационального режима дня. Однако не все могут ответить на вопрос: “Почему так важно соблюдать режим?” Научное обоснование роли режима как ведущего фактора в укреплении здо­ровья получено лишь в последние годы и связано в основном с успехами развития двух наук — биоритмологии и нейрофизиологии.

Именно цикличность процессов жизнедеятельности и обусловливает необходимость выполнения режима, пред­ставляющего собой рациональный распорядок дня, опти­мальное взаимодействие и определенную последователь­ность периодов подъема и снижения активности, бод­рствования и сна.

Научные работы по биоритмологии появились лишь в начале XIX в. В 1801 г. немецкий врач Аутенрит, в тече­ние нескольких дней наблюдавший за частотой сокраще­ний сердца, выявил ее закономерные изменения в дина­мике суток. Через некоторое время сходные явления были отмечены в динамике газообмена при дыхании, темпера­туры тела и др.

В последние годы биоритмология получила бурное развитие, в результате чего установлено следующее кар­динальное положение:практически все известные к на­стоящему времени процессы, протекающие в организме человека, имеют определенную ритмичность, которая вы­ступает как универсальная жизненная закономерность с широчайшим диапазоном проявлений — от деятельности отдельных клеток до сложнейших форм интеллектуаль­ной активности человека.

Научные исследования показали, что такие физиологи­ческие функции, как температура тела, артериальное дав­ление, частота пульса и другие параметры, существенно различаются по своей суточной динамике у лиц разных биоритмологических типов. “Жаворонки” уже с раннего утра характеризуются высоким уровнем основных функ­ций, они уже “настроены” на работу, в то же время v “сов” наблюдается низкий уровень этих показателей, что проявляется в заторможенности, неважном настроении, сниженной трудоспособности.

В связи с этим на первый план должна высту­пать рациональная организация режима дня с учетом этих особенностей. В качестве примера рассмотрим во­прос о взаимозависимости режима питания и суточных биоритмов. Известно, что потребность в пище имеет рит­мический характер и зависит от многих факторов. При этом в режиме питания следует учитывать циклические изменения потребностей в питательных веществах. Важ­но не только то, что и как человек ест, но и когда прини­мается пища. Какой должна быть рациональная организация питания с учетом индивидуальных особенностей биоритмов? Если для “жаворонков” подходит известный афоризм: “Завтрак съешь сам, обед раздели с товари­щем, а ужин отдай врагу”, то для аритмиков и особенно для “сов” он не годится. Последние нуждаются не в плотном завтраке, а в хорошем ужине, так как именно в это время у них больше расходуется энергии.

Особую значимость для рациональной организации ре­жима дня имеют суточные колебания работоспособности. Понятно, что условия трудовой и учебной деятельности для “жаворонков” лучше сделать более напряженными в первой половине дня, тогда как для “сов” — во второй. Это положение в равной мере относится и к организации режима учебных нагрузок для детей, включая старших дошкольников.

Что же касается роли дви­жений для физического и психического развития ребен­ка, то об этом говорится почти во всех книгах о воспитании детей. Действительно, невозможно представить здорового ре­бенка неподвижным, хотя, к сожалению, малоподвижных детей можно все чаще и чаще встретить среди воспитан­ников детских садов, не говоря о школьниках. Не слу­чайно в последние годы одной из главных тем большин­ства популярных книг и статей медико-биологического характера стало обсуждение отрицательного влияния на состояние здоровья резко снизившейся в двадцатом сто­летии физической нагрузки. По этому поводу в медицин­ской литературе используется обобщенный термин “гипокинезия” (от греч. hypo — сниженный и kinesis — движе­ние), который включает весь комплекс симптомов, разви­вающихся в организме в условиях дефицита двигательной активности. В таких случаях происходят неблагоприятные изменения в сердечно-сосудистой систе­ме, снижается газообмен, значительно ухудшается само­чувствие, нарушается сон и др.

О том, что движения оказывают эффективное влияние на все без исключения психические функции известно давно. В исследованиях видных советских и зарубежных психологов Л. С. Выготского (1956), А. В. Запорожца (1967), Ж. Пиаже (1956), Дж. Брунера (1981) показа­но наличие прямой корреляционной связи между харак­тером двигательной активности и проявлениями восприя­тия, памяти, мышления и эмоции у детей разного возраста. Общий механизм этих взаимоотношений можно предста­вить следующим образом. Каждый двигательный акт осу­ществляется в пространстве и времени, поэтому активно передвигающийся ребенок-дошкольник получает возмож­ность приобрести в единицу времени больший объем ин­формации, что и способствует ускоренному формирова­нию его психики. Например, установлена взаимозави­симость двигательной активности и развития речи. Дви­жения детей, в частности упражнения для пальцев рук, являются мощным стимулирующим фактором не только для своевременного (на 2-м году жизни) возникновения речи, но и дальнейшего ее совершенствования в дошколь­ном возрасте. Двигательная активность увеличивает сло­варное разнообразие детской речи, способствует более осмысленному пониманию слов, формированию понятий, что улучшает психическое развитие ребенка.

Таким образом, в здоровом образе жизни объясняет­ся все, что способствует выполнению индивидом тех или иных общественных и бытовых функций в наиболее опти­мальных для систем развивающегося организма условиях. В настоящее время установлено, что соблюдение принципов здорового образа жизни позволяет увеличить ее продолжительность на 10 лет и более.

Здоровый образ жизни — единственное средство защиты от всех болезней сразу. Он направлен на предотвращение не каждой болез­ни в отдельности, а всех в совокупности. Поэтому он особенно ра­ционален, экономичен и желателен.

Рациональный режим, включающий разумное распределение времени, отведенного для приема пищи и сна, и правильное чередование физических, умственных и эмоциональных проявлений в жизнедеятельности детей обеспечивают условия для оптимальной ритмичности процессов в растущем организме, способствуют всесто­роннему и гармоничному развитию здорового ребенка.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: