Следующей религией, которую разбирает Вебер в плане ее влияния на хозяйственную этику является иудаизм. Для Вебера это самый сложный случай. И реально евреи были одними из первых, кто приспособился к капитализму. У Вебера даже был сильный оппонент, В. Зомбарт, который доказывал, что именно от евреев и иудаизма идет дух наживы, торгашества и капитализма.
Но Вебер считал, что это все-таки не так. Обетования носят в иудаизме по своему смыслу посюсторонний характер, а бегство от мира, созерцание и аскеза являются лишь исключением, так же, как в китайской религии и протестантизме. Но от пуританизма иудаизм отличается отсутствием систематической аскезы.
Аскетические элементы в раннем христианстве происходят не из иудаизма. Требования иудейского закона далеки от аскезы. Отношение иудейской религии к богатству не аскетично, а вполне натуралистично. Богатство - дар Божий.
Радость жизни, даже роскошь в иудаизме в отличие от кальвинизма сами по себе не возбраняются, если при этом не нарушаются положительные запреты “закона”.
Поскольку в иудаизме отсутствует идея предопределения, то беспрерывный труд и успех в деловой жизни не могут восприниматься как знак “избранности”, что присуще аскетическому протестантизму.
В полемике с Зомбартом Вебер не отрицал тот факт, что евреи играли значительную роль в развитии капиталистической хозяйственной системы. Однако в целом этот тезис нуждается в некотором уточнении. Вебер спрашивает: какова специфическая экономическая деятельность евреев в средние века и Новое время? Она заключается в основном в ростовщичестве - от выдачи ссуд под залог до финансирования крупных держав, в определенном типе торговли, в значительной степени мелочной, производимой в разъездах и на селе. Также в обмене валюты, во взятии на откуп налогов, в кредитных и банковских операциях. Из всего этого современному западному капитализму свойственны лишь некоторые - правда, очень важные - формы хозяйственной деятельности.
|
Это операции с ценными бумагами и типы капиталистических ассоциаций. Однако они были созданы не евреями. Если евреи и ввели их на Западе, то возникли эти формы деятельности на Востоке и только потом были восприняты евреями. В некоторой своей части эти институты - создания западного средневековья.
Но самое главное состоит в том, что в большом перечне хозяйственной деятельности евреев почти отсутствует важный и особенно характерный для современного капитализма вид деятельности - организация труда на предприятиях, таких, как домашняя промышленность, мануфактура, фабрика.
Вебер спрашивает: При наличии пролетарских масс в гетто, когда можно было за соответствующее вознаграждение получить патенты и привилегии на любое промышленное предприятие и когда существовали области индустриальной деятельности, свободной от цехов, как объяснить, что при таких возможностях ни одному благочестивому еврею не пришла в голову мысль создать в гетто с помощью благочестивых еврейских рабочих предприятия такого типа, как создавали столь многие благочестивые пуритане с помощью христианских рабочих и ремесленников?
А также то, что вплоть до порога новейшего времени при наличии нуждающихся еврейских ремесленников не возникла специфически современная, т. е. индустриальная, буржуазия, которая применяла бы труд этих ремесленников в домашней промышленности? Такие формы использования капитала, как поставки государству, откуп налогов, финансирование войн, колониальных захватов и плантаций, посредническая торговля, ростовщичество, существовали в течение тысячелетий почти во всем мире. Именно в этой деятельности, обычной почти для всех времен и народов, в частности для древней истории, участвовали и евреи в созданных не ими, а возникших в средневековых городах специфически современных формах права и предпринимательства.
|
Напротив, в специфически новой, характерной для современного капитализма области - в рациональной организации труда, в первую очередь промышленного, в индустриальном “предприятии” - они почти полностью отсутствуют. Евреи также в достаточной степени разделяют тот хозяйственный этос, который изначально типичен для всех, кто занят в торговле, для купцов, античных, восточно-азиатских, индийских, средневековых, занятых мелкой торговлей или предоставляющих кредит. Всем им свойственно умение использовать любой шанс на успех. Однако это свойство отнюдь не является характерной чертой современного капитализма. Поэтому специфически новое в современной хозяйственной системе и хозяйственном этосе не являются специфически еврейскими.
По Веберу, принципиальные причины этого коренятся в особом характере евреев в качестве народа-пария, в их религии. Прежде всего следует иметь в виду чисто внешние трудности, связанные с участием евреев в организации промышленного труда; их юридически и фактически трудное положение, которое позволяло им заниматься торговлей, денежными операциями, но не рациональной промышленной деятельностью с постоянным капиталом.