Еще до 2 в. до н. э. римская культура становится двуязычной: высшие римские фамилии говорят и читают по-гречески, ученые-филологи разрабатывают категориальный аппарат латинского языка. Важную роль в этом процессе играет фигура оратора. Искусству слова обучают в специальных риторских школах; цель обучения — государственная.
В отличие от афинских софистов, обучающих демос красноречию, римский ритор — учитель будущих государственных чиновников, несущих блага римской цивилизации в самые отдаленные уголки владений.
Науки, ставшие популярными в Риме, определились данными образовательными целями. Они были приспособлены к практической, политико-правовой, торговой, военной и строительной деятельности.
Основной чертой науки в римской культуре стало рассмотрение знания не как теории, а как дисциплины, что и определило книжный характер римского образования и науки, ее просветительство, систематизаторство, энциклопедизм как способ усвоения, хранения и передачи знания. Именно в такой манере писали Варрон, Лукреций, Цицерон, Манилий, Витрувий, Цельс, Плиний Старший, Колумелла.
Этрусская культура
Древнейшей цивилизацией на территории Апеннинского полуострова считается этрусская, предшествовавшая римской и оказавшая на нее большое влияние.
В I тыс. до н.э. на территории Средней и Северной Италии этруски создали федерацию городов-государств. Этруски, у которых римляне переняли не только религиозные обряды, некоторые политические установления, но также музыку и даже способ изображения цифр, сами были подвержены греческому влиянию, что нашло отражение, например, в дошедших до нас произведениях искусства. Таким образом, была подготовлена почва для "встречи" римской и греческой культур.
|
Каменные стены и здания, четкая планировка улиц, пересекавшихся под прямым углом и ориентированных по странам света, - характерные черты их городов. Этруски первыми начали строить здания с купольным сводом, возводившимся из клиновидных балок.
Археологические раскопки позволили обнаружить многочисленные памятники культуры этрусков: гробницы с настенными росписями, саркофаги, погребальные урны, оружие, ювелирные изделия, домашнюю утварь, терракотовую и бронзовую скульптуру.
Города этрусков были прекрасно укреплены — окружены зубчатыми стенами и оборонительным рвом, строились по единому плану, две улицы пересекались под прямым углом и делили город на четыре квартала.
Архитектура этрусков была близка к греческой, но этруски использовали камень только в фундаментах, каркас делали из дерева, а стены — из сырцового кирпича.
Этрусские храмы стояли на высоком постаменте — подиуме, к колоннаде портика вела лестница. Как и греки, этруски украшали храм расцвеченными рельефами и терракотовыми статуями. Эти скульптуры по стилю соответствовали греческой пластике времен архаики, но были много условнее, орнаментальное и динамичнее.
У этрусков рано развилась портретная скульптура, что было связано с заупокойным ритуалом. На погребальных урнах, в которых хранился пепел умерших, крышки делались с изображением фигуры или бюста умершего, всегда портретного характера.
Керамика отличалась высоким уровнем развития - это "зачерненные" при обжиге и покрытые лаком сосуды, имитирующие изделия из металла.
|
Для изобразительного искусства этрусков характерен реализм - стремление передать наиболее существенные черты человека. Особенно это заметно в скульптурных портретах этой эпохи, совершенно чуждых идеализации. Именно благодаря этрусскому влиянию римский портрет достиг впоследствии такого совершенства.
Во время раскопок было найдено также около 10 тысяч надписей, однако язык этрусков до сих пор, за исключением только некоторых слов, не расшифрован.
В религии этрусков большое значение имело гадание по внутренностям животных, полету птиц, толкование различных знамений - необычных явлений природы.
Пантеон богов в основном соответствовал греческому, но этруски поклонялись также множеству добрых и злых демонов.
Большое влияние на самобытную этрусскую культуру оказали греки, появившиеся здесь в ходе Великой колонизации (VIII - VI вв. до н.э.). В свою очередь, этруски воздействовали на соседние италийские народы, и в частности, на римлян: этрусское влияние прослеживается в архитектуре, скульптуре, религии Древнего Рима.
Царский период
По преданию, в Риме правили семь царей, причем трое последних были этрусского происхождения. При них город был обнесен каменной стеной, проведена канализация, построен первый цирк для гладиаторских игр.
От этрусков римляне унаследовали ремесленную и строительную технику, письменность, так называемые римские цифры, гадания по полету птиц и внутренностям животных. Заимствованы были и одеяние римлян - тога, архитектура дома с атрием - внутренним двориком и т.д.
|
В целом, сведения о начальном периоде истории Рима довольно туманны и касаются главным образом религиозных обрядов, праздников, бытовых традиций, знакомых каждому римлянину, хотя и не всегда понятных.
В следовании непонятным обычаям и традициям — одно из проявлений своеобразия римской культуры, связанного с культом прошлого, который естественно "перетекал" в культ предков и просто "старших".
Это нашло отражение в структуре имен (первое - личное имя, второе — родовое, третье — наследуемое, почетное, например, Гай Юлий Цезарь); ритуале погребения (погребальные маски предков участвовали в похоронах потомков как живые участники церемоний); в увековечивании "деяний предков" (триумфальные арки, колонны, форумы, возведенные в их честь, были как бы говорящей историей и дополнялись легендами об их подвигах).
Период Республики
Этрусское господство в Риме кончилось в 510 г. до н.э. - восставший народ сверг последнего царя Тарквиния Гордого (534/533 - 510/ 509 гг. до н.э.). Рим становится аристократической рабовладельческой республикой. В это время Риму удается подчинить всю территорию Апеннинского полуострова.
Во II в. до н. э. Рим подчинил себе Грецию, победа над которой обернулась для Рима своего рода культурным поражением: сильный в военном отношении, он оказался бессильным перед высококультурным противником. Достаточно быстро знание греческого языка стало показателем культуры и образованности римлян.
Религия
Ранняя римская религия была анимистической, т.е. признавала существование всевозможных духов, ей были присущи и элементы тотемизма, сказавшиеся, в частности, в почитании капитолийской волчицы, вскормившей братьев Ромула и Рема.
Однако постепенно под влиянием этрусков, представлявших, как и греки, богов в человеческом облике, римляне перешли к антропоморфизму. Первый в Риме храм - храм Юпитера на Капитолийском холме - был построен этрусскими мастерами.
В ранней римской религии поражают схематичность мифологических образов, отсутствие самой потребности в живых образах богов. В римских богах того времени явно чувствуется олицетворение абстрактных представлений, с помощью которых скрупулезно регламентировались все стороны человеческой жизни. Эта детальная регламентация, по убеждению римлян, должна была гарантировать их от несчастий и невзгод.
Совершение многочисленных обрядов рассматривалось римлянами как заключение сделки между ними и богами, выполнение обряда надлежащим образом обязывало соответствующего бога исполнить просьбы и пожелания, высказанные человеком.
Но сами боги, несмотря на свою абстрактность, были очень близки к людям (Лары), к государству (Гении), к семье (Пенаты).
Многие боги, которым поклонялись римляне, никогда не имели человеческого облика: Веста, богиня домашнего очага, одна из самых почитаемых в Риме, всегда отождествлялась с огнем, Марс — с копьем и т.д.
Начиная с III в. до н.э. греческая религия оказывает особенно большое влияние на римскую. Римские боги отождествляются с греческими: Юпитер - с Зевсом, Нептун - с Посейдоном, Плутон - с Аидом, Марс - с Арестом, Юнона - с Герой, Минерва - с Афиной, Церера - с Деметрой, Венера - с Афродитой, Вулкан - с Гефестом, Меркурий - с Гермесом, Диана - с Артемидой и т.д.
Культ Аполлона был заимствован еще в V в. до н.э., аналога ему в римской религии не было.
Одним из почитаемых чисто италийских божеств был Янус, изображавшийся с двумя лицами как божество входа и выхода, всякого начала.
Однако знакомство с греческой мифологией обогатило римскую религию, но не затронуло ее основ.
По мере расширения границ римского государства религиозные представления развивались и усложнялись, черты божеств многих других народов сливались с чертами римских богов.
Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества. Считалось, что новые боги усиливают мощь римлян. Однако, несмотря на эти процессы, религиозная мифология римлян не стала поэтически одухотворенной, как у греков. Но и в таком своем качестве римская религия играла очень важную роль в жизни римлян.
Патриции и плебеи использовали в своих интересах религию, первоначально очень близкую к праву. Тесная связь религии с правом, с политической борьбой, с одной стороны, повышала ее значение, но с другой — способствовала ее формализации, детализация, исключала полет фантазии, поэтическое творчество в этой сфере. Отсюда — невероятная веротерпимость римлян. В период Республики (510—30-е гг. до н. э.) римская религия стала напоминать съезд богов со всего света. Глубже всего проникло влияние греков, хотя, по мнению римлян, богам нужны были не чувства людей, а конкретная "взятка" в виде пролитого вина, рассыпанных зерен, в виде крови и дыма от сжигаемых внутренностей и костей жертвенных животных (мясо съедали сами).
Латинское слово "religio" означает "связь", связь с богами. Предполагалось, что если при совершении религиозного акта все положенные формальности будут соблюдены полностью ("я даю тебе"), то налицо полная гарантия, что божество исполнит свои обязательства ("чтобы ты дал мне"). Довольно рано укоренившаяся в римском сознании мысль об эквивалентности подобного обмена привела к торжеству идеи "геометрического" равенства граждан над "арифметическим".
Большую роль в развитии раннеримской культуры сыграло завоевание греческих городов Южной Италии, ускорившее приобщение римлян к более высокой греческой культуре. В IV в. до н.э., главным образом среди верхних слоев римского общества, начинают распространяться греческий язык, некоторые греческие обычаи, в частности, бритье бороды и короткая стрижка волос. В это же время происходит замена старого этрусского алфавита греческим, более подходящим к звукам латинского языка. Тогда же вводится и медная монета по греческому образцу.
Архитектура
Этрурия дала римлянам арку, Древняя Греция — ордер. Римляне, соединив арку и колонну, создали так называемую римскую ячейку и ввели в строительную практику аркаду. Аркада стала излюбленным элементом для разного типа построек (мост, театр, акведук). Опираясь на строительный опыт завоеванных стран, римляне смогли создать в период республики вполне самобытную и величественную архитектуру. К традиционным греческим ордерам римляне добавили позаимствованный у этрусков тосканский ордер и вычурную капитель (верхняя часть колонны), соединившую ионические волюты (скульптурное украшение в виде завитка на капители) с коринфским аканфом.
Масштабность — масштаб сооружений, не сопоставимый, как у греков, с человеком, а подавляющий его, олицетворяющий мощь и силу Римского государства. Пафос полезности во имя государства был реализован в строительстве городов, форумов (площадей), триумфальных арок (для торжественного въезда победителей), храмов (богам — покровителям Рима), общественных бань (мест для светского общения), цирков и амфитеатров (для развлечения публики) и т.д. В частности, обязательным для всякого форума являлся храм богини домашнего очага Весты. В нем горел вечный огонь, поддерживаемый девятью весталками, жрицами богини, которые проживали рядом с храмом.
Умение создать ансамбль - вписать архитектурные объекты (акведуки, мосты, дороги, гавани, крепости) в пейзаж, создать ансамбль из нескольких построек. Все это также служило возвеличиванию Рима. Но стремление к выражению величия Рима в архитектурных ансамблях приводило к масштабным преувеличениям, внешним эффектам, ложному пафосу громадных сооружений, рядом с которыми теснились лачуги бедняков и городские трущобы.
Украшательство - нередко приводило к полному подавлению конструктивного момента, который у греков так удивительно объединялся с моментом декоративным. Колонна здесь часто превращается в украшение и просто оживляет стены, становясь стенной прибавкой или пилястрами. Мозаичные полы или лепные потолки — любимая римская форма. Тут и аканфовый лист, плющ, лавр, пальма, необыкновенные человеческие фигуры, животные. Раскопки в Геркулануме и Помпее открыли небывалую роспись стен, к которой совсем не была способна греческая классика. Разнообразие форм, свежесть красок, причудливость линий, роскошь, блеск, эффектность этих росписей свидетельствуют о тонко развитой римской чувственности.
Общественный характер сооружений. Римляне положили начало новой эпохе мирового зодчества, в которой основное место принадлежало сооружениям общественным, рассчитанным на большие массы людей. Во всем древнем мире римская архитектура не имеет себе равных по сложности инженерных решений, многообразию типов сооружений, богатству композиционных форм, масштабу строительства. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы и реализовали их в новых типах построек. Этот период развития римской культуры ознаменовался появлением базилик — зданий, где совершались торговые сделки, вершился суд; амфитеатров, где устраивались гладиаторские бои, цирков, где происходили соревнования колесниц, терм — сложного комплекса сооружений, включавших в себя бани, библиотеки, места для игр и прогулок. Возникает новый тип монументального сооружения - триумфальная арка, которая возводилась в ознаменование очередного успешного военного похода и возглавлявшего его полководца. Наиболее прославившихся полководцев стали называть императорами.
Новое в архитектуре. Возведение этих сложнейших, подчас гигантских сооружений и комплексов стало возможным благодаря созданию новой конструктивной системы — монолитно-блочной, основу которой составляли две узкие кирпичные стенки, заполненные щебнем и особым строительным раствором — бетоном, появившимся в III в. до н. э. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы, в частности, широко применяли арки, своды и купола, наряду с колоннами использовали столбы и пилястры. В частности, конструкция римского храма Пантеона была продолжением этрусского зодчества.
Купол. Так называемый ложный купол (постепенно сходящиеся внутри ряды каменных балок или кирпичей) применялся в архитектуре уже в минойский и микенский периоды, но только этруски начали возводить стены из клиновидных балок, создав, таким образом, купол в собственном смысле слова. Римляне же, воспользовавшись этрусскими образцами, создали новую форму — свободно держащийся свод, переходящий в обширный купол. Его создание было отражением ценностных ориентиров римской культуры, римской модели социального космоса. Купол говорит нам о мощи, единстве империи, о вселенском владычестве. Купол — это могучее полушарие, которое одновременно и покоится, и как бы плавает в пространстве, и объединяет, и венчает вселенную. Купол — космичен, но при этом вполне социален, так как предполагает большое здание с большим количеством людей.
В этом одно из отличий римского храма от греческого, который был просто обиталищем того или иного божества, народ же должен был молиться перед храмом, под открытым небом.
Самым замечательным памятником эпохи Республики стал форум Романо близ Капитолия, включавший в себя все традиционные для римского города постройки: храм, посвященный Сатурну, богу урожая; базилику, построенную при Юлии Цезаре и названную в его честь.
С самых первых шагов своего возвышения римская культура стремилась импортировать любые образцы культурных ценностей. Завоевание других народов и племен всегда сопровождалось грабежом их художественных произведений. Из одной только Македонии были вывезены 250 повозок со статуями и картинами. После покорения Греции и захвата Коринфа Рим был буквально наводнен греческими памятниками искусства.
Несмотря на обилие памятников, вывезенных из Греции, среди римлян рождается большой спрос на копии с наиболее известных статуй. Влияние греческих шедевров и их массовое копирование тормозили формирование собственной римской скульптуры. Поэтому в области монументальной скульптуры римляне не смогли достичь совершенства греческой классики и не создали памятников столь значительных, как греческие.
Однако в отличие от греческих скульпторов римляне обогатили искусство пластики раскрытием новых сторон жизни, разработали бытовой и исторический рельеф. Самое главное - они стали авторами жанра скульптурного портрета. Именно портретные статуи получают доминирующее значение, и именно в них проявилось своеобразие римского скульптурного искусства. Римские портреты исторически зафиксировали изменение внешнего облика людей, их нравов и идеалов.
В соответствии с культом мертвых у этрусков, урну с прахом умершего человека должно было прикрывать изображение головы покойного. Для этого сначала делались восковые маски, а затем на их основе изготовлялись собственно скульптурные портреты. Поэтому, в отличие от греческой идеально-возвышенной скульптуры, римский портрет всегда предельно индивидуализирован. Индивидуализация черт исключала возможность эстетического любования, поэтому в жанре скульптурного портрета на первый план вышла идея красоты духовной. Поскольку духовные, нравственные идеалы в римском обществе подвергались постоянному пересмотру, эволюционировал и жанр скульптурного портрета, но главными чертами скульптурных образов республиканской эпохи были лаконичные формы и обобщенность изображения.
Классическим произведением римского скульптурного портрета принято считать изображение Катона — мудрого и волевого римлянина, человека практического ума, хранителя строгих нравов.
Под влиянием заполонивших Рим греческих произведений искусства, идей, традиций творчества, под воздействием общения с греческими художниками, скульпторами, музыкантами у римлян изменилось само представление о художественных ценностях. Стала цениться образованность, предполагавшая владение греческим языком и литературно-философским наследием.
Завоевание Греции и эллинистических государств сопровождалось грабежом городов. Большой приток греческих шедевров и массовое копирование тормозили расцвет собственно римской скульптуры. Только в области реалистического портрета римляне, использовавшие этрусские традиции, внесли свой вклад в развитие скульптуры, именно портретные статуи получают доминирующее значение, именно в них проявилось своеобразие римского искусства. Римлянами были созданы тип статуи "тогатус", изображавший оратора в тоге, и бюсты, отличавшиеся суровой простотой и отточенной правдивостью образов. Во II - I вв. до н.э. были созданы такие превосходные работы, как "Брут", "Оратор", бюсты Цицерона и Цезаря.
Литература
Долгое время римское общественное мнение, ревнители римских традиций сопротивлялись проникновению иноземных (в том числе и греческих) влияний, считая, что они развращают римлян. Это не способствовало развитию собственной художественной литературы. Развитие римской литературы началось с подражания греческим оригиналам. Писателями, заложившими основы римской литературы, были греки, а первыми литературными произведениями на латыни были переводы греческих трагедий и комедий.
Но в отличие от Греции, где основными литературными жанрами были эпос, лирика, трагедия, в Риме предпочтение отдавалось драме, причем только жанру комедии. Власти боялись влияния сцены на массы, к актерам относились с презрением и драматических авторов не жаловали. Поэтому даже для наиболее выдающихся римских комедиографов, создавших литературный язык и выработавших стихотворную технику, были характерны уничижительная оценка собственного творчества и сознание вторичности произведений.
Прагматики-римляне были чужды поэзии, поэтому истинно латинская литература заключается в памятниках красноречия и исторических сочинениях. Высшей поэзией римлян была поэзия дел, поэзия права.
Одним из первых римских поэтов был Ливий Андроник, грек по происхождению, который перевел на латынь "Одиссею" Гомера. В 240 г. до н. э. он представил на суд слушателей свои переводы на латинский язык греческих трагедий и комедий. Эта дата стала считаться годом рождения римской литературы. Его переводы его были очень вольными, они допускали включение новых отрывков, изменение имен и т.д.
Первым действительно выдающимся римским литератором (комедиографом) стал Тит Макций Плавт - крупнейший римский писатель конца III - начала II в. до н.э. В его комедиях (комедия – гротеск) нашли отражение римские реалии, хотя герои носят греческие имена, а действие происходит в греческих городах.
Также известны: комедиограф Публий Теренций Афр (ок. 125-159 гг. до н.э.), поэт Лукреций (1-я пол. I в. до н.э.), Гай Валерий Катулл ( ок. 87 - 54 гг. до н.э.). Первым прозаическим произведением на латинском языке был труд Катона Старшего (234 - 149 гг. до н.э.) "О сельском хозяйстве". Наиболее выдающимися позднереспубликанскими писателями, мастерами прозы были Варрон (116 - 27 гг. до н.э.) и Цицерон (106-43 гг. до н.э.)
Характерной чертой мышления римлян был практицизм, любовь к прикладным наукам. Так, например, высокого уровня достигла в Риме агрономия (известны сельскохозяйственные трактаты Катона, Варрона), римский архитектор Витрувий (2-я половина 1 в. до н.э.) написал трактат "Об архитектуре". В Риме появляются и руководства по риторике, где излагались основные правила ораторского искусства, особую роль в развитии которого сыграл Цицерон. Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н.э., а в I в. до н.э. уже существовала обширная юридическая литература.
Период Империи
С 31 г. до н.э. начинается новая страница в Римской истории - история империи. Конец I в. до н.э. - II в. н.э. - время ранней империи (эпоха принципата), расцвета рабовладельческих отношений. Принципат Августа, основными лозунгами которого были: восстановление республики и нравов предков, прекращение войн и смут, — воспринимался современниками как долгожданное избавление от потрясавших римское общество гражданских распрей и войн. Поэтому традиционные римские ценности, полузабытые религиозные обряды теперь всячески культивировались и были одной из основных тем художественного творчества.
Согласно оценкам античных историков, эпоха правления Августа была золотым веком всей художественной культуры Древнего Рима. Так называемый "римский мир", мирное развитие в период правления Августа, стимулировал расцвет различных видов искусств. В век Августа окончательно завершился синтез античной греческой и римской культур.
Римское государство превращается в огромную Римскую империю, включающую Восточное Средиземноморье, Северную Африку, большую часть Европы. Центрами науки Римской империи были крупнейшие города: Рим, Александрия, Афины, Карфаген и др. Центром изучения философии в Римской империи (как и в классической Греции в эпоху эллинизма) оставались Афины.
У римской знати особенно популярен был стоицизм [основные представители - Сенека (ок. 4 г. до н.э. - 65 н.э.) и император Марк Аврелий (121-180)].
По мнению Сенеки, жизнь подданного империи абсолютно непредсказуема, следовательно надо принимать свою судьбу как неизбежность. Главная задача, стоящая перед любым членом общества – воспитание в себе мужества и готовности умереть. Настоящий философ должен принимать смерть спокойно и с достоинством. Но по сравнению с ранним стоицизмом Сенека делает шаг навстречу смерти: "Кто захочет, тому ничто не мешает взломать дверь и выйти". Сенека умер по приказу Нерона (вскрыл вены). Перед смертью он вызвал своих учеников и беседовал с ними подобно Сократу, тем самым сыграв свою роль как роль Учителя.
Литература
Одно из высочайших достижений римской культуры - литература эпохи ранней империи: писатели: Апулей (р.ок. 124 н.э.), Плиний Младший, сатирики Ювенал (ок. 60 - ок. 127), Петроний (?-66 н.э.) Лукиан (ок. 120 - ок. 190), поэты Вергилий (70-19до н.э.) Гораций (65 до н.э.- 8 н.э.), Овидий (43 до н.э.-ок. 18 н.э.) и т.д.
Расцвета достигает римская историография, прославлявшая империю: Тит Ливий (59 до н.э. - 17 н.э.), Плиний Старший (23/24 - 79), Иосиф Флавий, Публий Корнелий Тацит (ок. 58-ок. 117).
Большое значение в I-II вв. н.э. придавалось географическим знаниям - появляются трактаты Страбона (64/63 до н.э. - 23/24 н.э.), Птолемея (ок. 90 - ок. 160). "Естественную историю", являющуюся энциклопедией по физической географии, ботанике, зоологии, минералогии, создал Плиний Младший (61/62 - ок. 114). Больших успехов добилась медицина. Врач Гален (ок. 130 - ок. 200) производил опыты по изучению дыхания, деятельности спинного и головного мозга, были созданы школы для подготовки врачей.
Архитектура
К I -II вв. н.э. относится сооружение двух самых известных римских архитектурных памятников: Колизея, самого большого амфитеатра античного мира, и Пантеона, храма во имя всех богов. Стены, потолки и полы общественных зданий, а также дворцов императоров и богатых домов частных лиц украшались росписью или мозаикой. Прекрасные образцы римской живописи сохранились в Помпеях, Геркулануме и Стабии, засыпанных пеплом во время извержения Везувия в 79 г. н.э.
Рубеж I — II вв. н. э. стал временем создания грандиозных архитектурных комплексов, построек большого пространственного размаха. Рядом с римским Форумом были возведены предназначенные для торжественных церемоний форумы разных императоров. Строились многоэтажные дома, которые определили облик Рима и других городов империи. Сооружались триумфальные арки, прославлявшие военные победы римлян.
Из памятников архитектуры императорской эпохи особого внимания заслуживает знаменитый Колизей, или амфитеатр Флавиев. Здание амфитеатра имело четыре этажа. Три этажа представляли собой аркады, поставленные одна на другую, четвертый — сплошную стену. Замечательно продумано было размещение ордеров. В нижнем ярусе был использован сдержанный тосканский, во втором — изящный ионический, в третьем — роскошный коринфский, в четвертом — легкие и нарядные коринфские пилястры. При таком расположении колонн различных ордеров создавался зрительный эффект легкости верхних этажей и массивности нижнего. Представление в Колизее могли смотреть одновременно 50 тысяч зрителей, которые через 80 входов и выходов по 60 лестницам могли быстро занимать и освобождать амфитеатр.
Со времени правления династии Флавиев сохранились остатки триумфальной арки Тита, воздвигнутой в честь победы в Иудейской войне 70 г. н. э. Первоначально триумфальные арки создавались по особому постановлению римского сената по случаю триумфа полководца-победителя, торжественно вступавшего в столицу от Марсова поля до Капитолия. Со временем триумфальные арки начали возводиться в различных городах империи в честь различных торжественных событий. Арка Тита была украшена рельефами, изображавшими все эпизоды его триумфального военного похода.
По грандиозности замысла, уровню технической мысли и общественной значимости с Колизеем соперничает "храм всех богов" — Пантеон, сохранившийся до наших дней. Выстроенный Аполлодором Дамасским, храм освещался через отверстие в куполе диаметром 8,5 м, представлявшем собою настоящий шедевр инженерного искусства. Сам купол, диаметром 43 м, имел форму полусферы и опирался на бетонные стены толщиной 6 м. В дальнейшем многие зодчие пытались превзойти Пантеон в масштабах и совершенстве воплощения, но не смогли сделать этого.
В период империи особое распространение получила портретная скульптура. Скульпторы в те годы создавали многочисленные портреты Августа, изображая его как бога, жреца, полководца, государственного деятеля.
Сложилось даже новое направление в скульптуре, которое получило название августовский классицизм. Это направление резко изменило характер образа, стремясь отразить строгую классическую красоту, тип нового человека, которого не знал республиканский Рим. Идеалом этого художественного стиля в скульптуре считалась чистота линий, изысканность и монументальность. В дальнейшем эти черты гармонично соединились, и родился новый жанр — смелые обобщенные портреты, которые передавали индивидуальные черты и в то же время создавали целостный образ личности. Новый жанр сделал доступным внутренний мир человека. Скульпторы отказались от фронтальных композиций и постепенно от излишней детализации: в лице выделялось самое характерное, скупые линии и крупные формы делали портрет монументальным и экспрессивным одновременно. Изменился портрет и по передаваемому настроению — от силы и жестокости в первые десятилетия эпохи империи до религиозной покорности к концу римской культуры.
Однако копирование греческих шедевров скульптуры не предполагало абсолютно точного повторения оригинала. Римские мастера создавали свои произведения с учетом норм и ценностей современной им духовной культуры. Так, в греческой пластике героя обычно показывают обнаженным. Но при точном портретном сходстве римским скульпторам было невозможно показывать императора обнаженным. Поэтому на героическое содержание образа намекали, оставляя обнаженными до колен ноги, либо помещая рядом с ногами амура на дельфине (символ Афродиты). В то же время, стремление к индивидуализации образа доходило иногда в своей выразительности до гротеска.
Таким образом, в римском искусстве возникает новая система мышления, в которой торжествовала устремленность в сферу духовного начала, характерная для Средневековья. Образ человека, утратившего этический идеал в самой жизни, утратил гармонию физического и духовного начала, характерную для античного мира.
Искусство мозаики получило широкое распространение благодаря интенсивному строительству жилых многоэтажных домов и общественных зданий. Мозаичными изображениями было принято украшать интерьеры домов. Мозаикой древние называли картины, посвященные Музам. И поскольку музы были вечны, то и картины, посвященные им, так же должны были быть вечными. Поэтому их создавали не красками, а набирали из кусочков цветных камней. Само искусство мозаики зародилось в Греции в V в. до н. э. Тогда в качестве исходного материала использовалась речная галька, но затем греки научились варить непрозрачное (глушеное) стекло — смальту. Такой маленький кубик цветного камня или стекла назывался модулем, и чем меньше он был, тем изящнее и богаче выглядело изображение. Римляне также заимствовали это искусство у греков и стали успешно использовать в своей культуре. Наивысшего расцвета техника мозаики получила в I в. до н. э. в эпоху Августа, когда не только полы в вестибюлях, атриумах и дно бассейнов украшали мозаикой, но и помещали огромные мозаичные панно в нижней части стен зданий. Из столицы Империи техника мозаики распространилась в провинции. Так, в больших и богатых сирийских городах полы домов, портиков, храмов было принято покрывать красочными мозаиками.
Период поздней Империи
изменяется форма римского государства, принципат уступает место доминату - неограниченной монархии восточного типа, лишенной всяких республиканских примет. С установлением домината ситуация в империи несколько нормализуется, однако центробежные силы продолжают действовать, и в 395 г. империя окончательно распадается на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Константинополе.
В конце II в. н. э. в Римской империи начинается кризис, который охватывает все стороны жизни и приобретает всеобъемлющий характер. Его наиболее яркими проявлениями стали: новые гражданские войны, частая смена императоров, варваризация империи, растущий сепаратизм провинций, все увеличивающийся натиск на империю германских племен и других народов. Кризисные явления затронули и культуру, характерными чертами которой стали низкий уровень нравственности, огрубление нравов, пессимизм. Практически пропал интерес к философии и науке. Вместо философии все чаще наблюдалось обращение к религии, к различным мистическим культам и суевериям.
К этому времени идея великого Рима как власти над всем миром утратила свое значение, поскольку была реализована. Достигнув своей великой цели, Рим духовно исчерпал себя, он утратил источник своего внутреннего саморазвития. Не случайно в период правления Августа ведущей становится идея "вечного Рима", которая была ориентирована лишь на сохранение достигнутого величия и могущества. Без великой вдохновляющей цели общество было обречено на гибель. Начиная с I в. н. э. римская культура все больше превращается в исторически первую форму общества потребления. Знаменитый лозунг "хлеба и зрелищ" был образом жизни всех слоев общества. Даже у образованной элиты римского общества гедонизм все больше превращался в культ грубых наслаждений и развлечений. Императоры Калигула и Нерон были символами жестокости и морального разложения. Именно духовная пустота, духовный кризис явились главной причиной заката римской художественной культуры и гибели всего общества.
Архитектура
В архитектуре в эту эпоху не было создано ничего, подобного Колизею или Пантеону, искусство архитектора реализовывалось в основном в строительстве домов и роскошных вилл. Выдающимся архитектурным памятником той поры стали грандиозные термы Каракаллы. Их строительство было вызвано необходимостью занять работами огромные массы римского плебса, большую часть времени проводившего на форумах, в термах и амфитеатрах. В римской культуре термы выполняли скорее общественно-культурную, чем узкобытовую роль. В них римляне ходили не только для мытья, массажа и гимнастических упражнений, но и для того, чтобы позаниматься в читальных залах и библиотеках, погулять в тенистом саду, побеседовать с друзьями в комнатах для игр и отдыха.
Термы Каракаллы представляли собой сложный комплекс построек обшей площадью 12 га, окруженный парком, бассейнами, стадионом и библиотекой. К термам примыкала просторная палестра — открытая площадка для гимнастических упражнений. Мыться в них могли одновременно свыше полутора тысяч человек. Художественная ценность терм Каракаллы заключалась в их богатом внутреннем оформлении. Полы в термах были выложены цветным мрамором и многокрасочной мозаики, причем мозаики покрывали не только полы, но и нижнюю часть стен. Стены были украшены рельефами. Драгоценные металлы, яркие камни, прозрачное стекло широко использовались при отделке. В многочисленных нишах и между колоннами стояли статуи. Это были не только отдельно стоящие статуи, но и скульптурные композиции. Именно в термах Каракаллы находилась знаменитая скульптурная группа "Лаокоон".