Принятие новой конституции РФ. Декларируемые цели




Конституция Российской Федерации, принятая 12 де­кабря 1993 г., подвела черту под 75-летним советским пе­риодом в эволюции российской государственности, оп­ределив контуры новой системы государственно-полити­ческого устройства. Конституция РФ носит в себе эле­менты переходного периода, когда в обществе еще не сложились основные социальные механизмы, соответст­вующие условиям формируемого в стране рынка, и еще не завершился процесс образования общественно-поли­тических групп и партий. Новый Основной Закон выра­зил определенный компромисс между организацией ис­полнительной и законодательной власти и еще неструк­турированным обществом.

Согласно статье 1 новой Конституции «Российская Федерация — Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правле­ния», что отражает главные цели строительства нового Российского государства и дает ясное представление о тех ценностях, к достижению которых стремится наше общество.

Вся полнота государственной власти в Российской Фе­дерации осуществляется Президентом РФ, имеющим чрез­вычайно широкие полномочия, совместно с органами за­конодательной (двухпалатный парламент — Федеральное Собрание РФ), исполнительной (Правительство РФ) и су­дебной (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ) власти, действующих самостоятельно. Система органов государственной влас­ти субъектов Федерации устанавливается ими самостоя­тельно, в соответствии с основами конституционного строя России.

Президент, как глава государства, является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Он определяет основные направления внутренней и внеш­ней политики государства; он также является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ. Прези­дент назначает с согласия нижней палаты парламента — Государственной Думы — Председателя правительства РФ, а также его заместителей и федеральных министров, принимает решение об отставке правительства; представ­ляет Думе кандидатуру председателя Центрального банка РФ, а также кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного, Верховного и Высшего Арбит­ражного Судов, кандидатуру Генерального прокурора РФ. В полномочия Президента входит утверждение воен­ной доктрины страны, формирование Совета Безопас­ности РФ, Администрации Президента РФ, назначение и освобождение полномочных представителей Президента РФ и высшего командования ВС РФ. Президент России имеет право распускать Думу и назначать новые выборы в случае троекратного отклонения ею предложенной Президентом кандидатуры на пост премьер-министра. Президент РФ избирается сроком на 4 года на основе всеобщего равного и прямого голосования. Одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд. Отрешение Президента от должности, хотя и пре­дусмотрено Конституцией (статья 93), но весьма сложно, поскольку конкретный механизм этой процедуры не от­работан. Вместе с тем само декларирование данного по­ложения в Конституции уже не позволяет считать прези­дентскую власть абсолютной.

Нижняя палата Федерального Собрания — Государст­венная Дума состоит из 450 депутатов, избираемых на срок 4 года. Депутаты работают в парламенте на постоян­ной основе. В отличие от Думы верхняя палата парламен­та — Совет Федерации формируется из представителей субъектов Федерации (по одному представителю от ис­полнительной и законодательной власти).

Впервые в истории нашей страны ее Основной Закон содержит гарантии прав и свобод человека, а также меха­низм их защиты, соответствующий общепринятым миро­вым правовым нормам. В Конституции провозглашается право для всех граждан свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать сферу деятельности и профессию, вступать в трудовые споры, включая и та­кую форму, как забастовка. Впервые права частной соб­ственности охраняются законом: никто не может быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда Человек, его права и свободы являются высшей ценно­стью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина являются главной обязанностью государства.

Воздействие Федерального Собрания на возглавляе­мую Президентом исполнительную власть, определяется прежде всего закрепленным в Конституции обязатель­ным одобрением обеими его палатами государственного бюджета и утверждением представляемых Президентом кандидатур на высшие государственные посты. Однако реальное воздействие нижней палаты парламента на раз­витие особенно внутриполитических процессов и фор­мирование общественного мнения в нашей стране оказа­лось значительно шире закрепленных за ней конституци­онных полномочий. Это ярко продемонстрировали даль­нейшие события. Так, с начала 1994 г., в силу того, что значительная часть депутатского корпуса V Думы нахо­дилась в оппозиции проводимого исполнительными ор­ганами власти курса радикальных рыночных реформ, по­степенно осуществлялась его корректировка. В офици­альных документах и заявлениях российского правитель­ства, с декабря 1992 г. возглавляемого одним из лидеров топливно-энергетического комплекса страны, бывшего министра газовой промышленности СССР В. С. Черно­мырдина, все более четко прослеживалось смещение ак­центов в сторону умеренности и постепенности «шоко­вых» социально-экономических преобразований, а в об­народованной летом 1994 г. новой программе реформ российского кабинета как основная цель развития указы­валось создание в стране «высокоэффективной, социаль­но ориентированной рыночной экономики».

В свою очередь Президент и его ближайшие советни­ки стали уделять все большее внимание проблемам укрепления федерализма и общенационального едине­ния, повышению роли и влияния федеральных органов в системе государственного управления. В целях реализа­ции данного курса Б. Н. Ельцин в феврале 1994 г. выдви­нул инициативу о достижении общественного согласия и в качестве первого шага внес предложение о проведении амнистии. В ответ депутаты V Думы, расширив понима­ние идеи согласия в обществе, 23 февраля 1994 г., в День защитника Отечества, приняли постановление о политической амнистии и прекращении уголовных дел в отношении участников «Дела ГКЧП» 1991 г., а также первомайских и осенних событий 1993 г., что сразу же было реализовано Генеральным прокурором РФ.

Следующим шагом в установлении диалога между вет­вями исполнительной и законодательной власти стало подписание 28 апреля 1994 г. Договора об общественном согласии, участниками которого явились представители федеральных органов власти, субъектов Федерации, ли­деры большинства политических партий и движений, об­щественных организаций, представители духовных кон­фессий, руководители творческих союзов и других объ­единений.

Однако нарастание политической напряженности в стране после принятия Основного Закона убедительно свидетельствовало о том, что создание новой правовой основы российской государственности еще далеко не разрешило всех проблем, стоящих на пути ее развития. В качестве одного из средств разрешения противоречий между интересами федеральных властей и региональных элит явилось заключение индивидуально проработанных двусторонних договоров о разграничении предметов ве­дения и о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. Первым такого рода документом стал договор между федеральными властями и руководством Татарстана, подписанный 15 февраля 1994 г. Вслед за Татарстаном подобные договоры были заключены и заключаются поныне со всеми остальными субъектами РФ. К настоящему времени уже подготовлено и подписано около 50 таких соглашений.

Но, несмотря на успехи, достигнутые в развитии конструктивного диалога с регионами, российскому руко­водству не удалось и поныне не удается найти оптималь­ное решение в вопросе о статусе Чеченской республики Ичкерии, формально являющейся субъектом РФ, но фактически давно уже ставшей «самопровозглашенным государством» на территории России.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: