« Какого место Екатерины Второй в русской истории? Прежде всего, это было время внутриполитической стабильности, пришедшей на смену череде правительств, а сними политического курса в веренице бесконтрольных временщиков и отсутствия у власти чёткой программы. Это было время активного законотворчества и серьёзных реформ, имевших долговременное значение. Причём именно Екатерина была возможно самым успешным из всех российских реформаторов, ведь ей без каких-либо серьёзных социальных, политических и экономических потрясений удалось почти полностью реализовать задуманную программу значительных преобразований. Правда, много не успела, а от много ей пришлось отказаться по различным объективным и субъективным причинам.
Реформы Екатерины носили созидательный характер. Какие бы последствия ни имели те или иные конкретные мероприятия Екатерины в области экономики, ни одно из них не было разорительным для населения. Во всё продолжение её царствования Российское государство становилось богаче, а жизнь подданных зажиточнее».
Назовите хронологические рамки царствования Екатерины Второй. Каковы были обстоятельства воцарение на престоле Екатерины Второй? Какого из правителей Российской империи свергла Екатерина Великая? | ||||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |||
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) 1762-1796 гг 2) Екатерина заняла престол в результате дворцового переворота, совершённого гвардией; 3) императора Петра III | ||||
Правильно указаны десятилетие, руководитель страны, название периода | ||||
Правильно указаны любые два элемента | ||||
Правильно указан один любой элемент. ИЛИ Ответ неправильный | ||||
Максимальный балл | 2 | |||
Используя текс документа и знания по истории, укажите в чём состояли главные заслуги Екатерины Второй. Назовите не менее трёх мероприятий Екатерины Второй в русле политике «просвещённого абсолютизма». | ||||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |||
Могут быть указаны следующие направления: 1) созыв Уложенной комиссии для разработки нового свода законов; 2) упорядочение крестьянских повинностей в западных губерниях; 3) учреждение Вольного экономического общества; 4) разрешение создания «вольных типографий» 5) предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства. Могут быть указаны другие направления | ||||
Правильно указаны три направления | ||||
Правильно указаны два направления | ||||
Правильно указано одно направление ИЛИ Ответ неправильный | ||||
Максимальный балл | 2 | |||
| Какую оценку даёт историк реформаторской деятельности Екатерины Великой? Назовите не менее двух аргументов, какими А.Б. Каминский подтверждает свою оценку. | |||
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы | |||
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Екатерина Вторая, самый успешный из всех российских реформаторов т.к. 1) её реформы носили созидательный характер; 3) они не были разорительны для населения, наоборот делая жизнь подданных зажиточней; 4) реформы проводились без серьёзных социальных политических и экономических потрясений Итог может быть сформулирован иначе. Могут быть указаны другие причины | ||||
Правильно сформулирован итог, указаны две причины | ||||
Правильно сформулирован итог, указана одна причина | ||||
Правильно сформулирован только итог. ИЛИ Правильно указаны одна-две причины. ИЛИ Ответ неправильный | ||||
Максимальный балл | 2 | |||
| Назовите основные направления (не менее трёх) внешней политике России во второй половине XIX в. Приведите примеры не менее трёх внешнеполитических событий, относящихся к реализации указанных направлений). |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Могут быть приведены следующие объяснения: 1) Направления внешней политики –Средняя Азия (хива, Бухара, Коканд); - «Восточный вопрос» (Турция Балканы; - Дальний Восток (Китай,, Япония); -подержание равновесие в Европе; 2) внешнеполитические события -1856 г. Ташкент - 1868 г. Самарканд, 1873 г. - Хива М. Д. Скобелев; - 1855,1875 договоры с Японией о Сахалине и Курилах, - 1858-1860 г. договоры с Китаем о границе по Амуру и Уссури, -1877-1878 гг. русско-турецкая война. Сан-Стефанский мирный договор, Берлинская конференция, - 1870-е годы «Союз трёх императоров», сближение с Германией и Австро-Венгрией - 1880-е гг. оформление франко-русского союза. Могут быть приведены другие объяснения | |
Правильно приведены три объяснения | |
Правильно приведены два объяснения | |
Правильно приведено одно объяснение | |
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 3 |
| «Древнерусское государство возникло в результате складывания внутренних предпосылок развития общества, социальных и хозяйственных сдвигов». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты. Ответ запишите в следующем виде. Аргументы в подтверждение: 1) … 2) … Аргументы в опровержение: 1) … 2) … |
Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) | Баллы |
Правильный ответ должен содержать аргумент ы: 1) в подтверждение, например: − переход от родовой общины к соседской (территориальной) − складывание межплеменных союзов; − складывание племенных княжений и центров; - развитие промыслов, ремёсел и торговли; - необходимость в отражения внешней угрозы, со стороны хазар и норманов; - необходимость регулирования отношений между людьми, проживающими на одной территории; 2) в опровержение, например: − восточные славяне не могли создать государство вследствие своей в то время отсталости; − варяги(норманы) были более развитым народом, чем восточные славяне. Могут быть приведены другие аргументы | |
Приведены два аргумента в подтверждение и два в опровержение оценки | |
Приведены два аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки. ИЛИ Приведены один аргумент в подтверждение и два в опровержение оценки |
Приведены один аргумент в подтверждение и один в опровержение оценки | |
Приведены только два аргумента в подтверждение оценки. ИЛИ Приведены только два аргумента в опровержение оценки | |
Приведён только один любой аргумент. ИЛИ Приведены только факты, иллюстрирующие события (явления, процессы), связанные с данной точкой зрения, но не являющиеся аргументами. ИЛИ Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный | |
Максимальный балл | 4 |
| Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России: 1) 1236-1241 гг.; 2) 1741 – 1743гг.; 3) 1965–1985 гг 2) В сочинении необходимо: – указать не менее двух событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории; – назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России; – указать не менее двух причинно-следственных связей, существовавших между событиями (явлениями, процессами) в рамках данного периода истории. Используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, дайте одну историческую оценку значимости данного периода для истории России. В ходе изложения необходимо использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду. |
Критерии оценивания | Баллы | |
К1 | Указание событий (явлений, процессов) | |
Правильно указаны два события (явления, процесса) | ||
Правильно указано одно событие (явление, процесс) | ||
События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно | ||
К2 | Исторические личности и их роль в данный период истории России | |
Правильно указаны две исторические личности, правильно указана роль этих личностей в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно указаны одна-две исторические личности, правильно указана роль только одной личности в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России | ||
Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России указана неправильно. ИЛИ Правильно указаны одна-две исторические личности, их роль в событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не указана. ИЛИ Исторические личности указаны неверно. ИЛИ Исторические личности не указаны | ||
К3 | Причинно-следственные связи | |
Правильно указаны две причинно-следственные связи, существовавшие между событиями (явлениями, процессами) | ||
Правильно указана одна причинно-следственная связь, существовавшая между событиями (явлениями, процессами) | ||
Причинно-следственные связи указаны неверно. ИЛИ Причинно-следственные связи не указаны | ||
К4 | Историческая оценка событий | |
Дана историческая оценка значимости периода с опорой на исторические факты и (или) мнения историков | ||
Историческая оценка сформулирована в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков. ИЛИ Историческая оценка не дана | ||
К5 | Использование исторических терминов, понятий | |
При изложении корректно использованы исторические термины, понятия | ||
При изложении допущено некорректное использование исторических терминов, понятий. ИЛИ Исторические термины, понятия не использованы | ||
К6 | Наличие фактических ошибок. 1 или 2 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено не менее 4 баллов. При оценивании по критерию К6 не засчитываются ошибки, учтённые при выставлении баллов по критериям К1–К5 | |
В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки | ||
Допущена одна фактическая ошибка | ||
Допущены две или более фактические ошибки | ||
К7 | Форма изложения. 1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 4 баллов | |
Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала) | ||
Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений | ||
Максимальный балл |