Система образования в Российской Федерации




Система образования в России включает в себя:

* образовательные стандарты и федеральные государственные требования,

* образовательные программы различных видов, уровней и направленности,

* организации, осуществляющие образовательную деятельность, педагогических работников, обучающихся и родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся,

* органы управления в сфере образования (на федеральном уровне, уровне субъектов федерации и муниципальном уровне), созданные ими консультативные, совещательные и иные органы,

* организации, осуществляющие обеспечение образовательной деятельности, оценку качества образования,

* объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования.

Образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование).

Российское образование подразделяется:

* на общее образование,

* на профессиональное образование,

* на дополнительное образование,

* на профессиональное обучение.

Сейчас система образования в Российской Федерации выглядит так:

* общее образование:

* дошкольное образование;

* начальное общее образование;

* основное общее образование;

* среднее общее образование;

* профессиональное образование:

* среднее профессиональное образование;

* высшее образование -- бакалавриат;

* высшее образование -- специалитет, магистратура;

* высшее образование -- подготовка кадров высшей квалификации;

* дополнительное образование:

* дополнительное образование детей и взрослых;

* дополнительное профессиональное образование;

* профессиональное обучение.

Право на образование гарантируется статьей 43 Конституцией Российской Федерации.

Вопросы образования согласно Конституции России находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Для объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся по каждому уровню общего образования и каждому уровню и направлению подготовки (специальности, профессии) профессионального образования принимаются федеральные государственные образовательные стандарты. МГУ им. М. В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, федеральные университеты, национальные исследовательские университеты и федеральные государственные вузы, перечень которых утверждается указом Президента Российской Федерации, вправе разрабатывать и утверждать самостоятельно образовательные стандарты по всем уровням высшего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования:

* к структуре основных образовательных программ (в том числе соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему,

* условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям,

* результатам освоения основных образовательных программ.

Образовательными стандартами устанавливаются сроки получения общего образования и профессионального образования с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Управление образованием в России на федеральном уровне осуществляет Министерство образования и науки Российской Федерации, которое выполняет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Министерство также выполняет функции упраздненного в 2010 году Федерального агентства по образованию(Рособразование) -- оказание государственных услуг, управление федеральным имуществом подведомственных учреждений, а также правоприменительные функции в сфере образования, воспитания, опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений. Нормативные документы в области образования также принимают Президент и Правительство Российской Федерации.

Функции по контролю и надзору в области образования выполняет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор). Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений, аттестацию научных и педагогических работников вузов, аттестацию выпускников образовательных учреждений, подтверждение и нострификацию документов об образовании.

Также Правительство Российской Федерации и другие федеральные органы власти могут выступать учредителям образовательных организаций.

Контроль за выполнением региональными органами управления образованием переданных функций осуществляет Рособрнадзор.

Органы местного самоуправления муниципальных районов не вправе учреждать и осуществлять функции учредителя учреждений высшего образования (кроме тех, что созданы до 31 декабря 2008 года). Организацию образования на местном уровне и полномочия органов местного самоуправления в Москве и Санкт-Петербурге осуществляется в соответствии с законодательством городов федерального значения.

Государственный контроль (надзор) в сфере образования включает в себя федеральный государственный контроль качества образования и федеральный государственный надзор в сфере образования, осуществляемые Рособрнадзором и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные Российской Федерацией полномочия по государственному контролю (надзору) в сфере образования. К последним могут относиться как отдельные самостоятельные службы по контролю (надзору), так и региональные министерства образования.

Государственный контроль и надзор в отношении образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства, осуществляется Рособрнадзором. По остальным организациям надзор осуществляют региональные органы управления образованием.

Федеральный государственный контроль качества образования - оценка соответствия образовательной деятельность и подготовки учащихся по аккредитованным образовательным программам в организациях образования федеральным государственным образовательным стандартам. Во время контроля качества образования проводится контроль знаний. Поскольку не все программы подлежат аккредитации, то, например, контроль качества образования не проводится в отношении реализации дополнительных общеобразовательных программ или основных общеобразовательных программ дошкольного образования.

Федеральный государственный надзор в сфере образования - работа по предупреждению, выявлению и пресечению нарушения органами государственного управление субъектов федерации в сфере образования, органами местного самоуправления в сфере образования и организациями, осуществляющими образовательную деятельность, требований законодательства об образовании посредством организации и проведения проверок этих органов и организаций вне зависимости от государственной аккредитации образовательной организации.

От государственного контроля (надзора) в сфере образования стоит отличать лицензионный контроль в отношении образовательных организаций, который осуществляется в порядке лицензирования образовательной деятельности.

Сложности и противоречия

* «Демографическая яма», связанная с сокращением рождаемости в 1990-е годы, которая привела к заметному сокращению числа школьников и студентов.

* Коррупция в вузах, связанная с платой за поступление и сдачу зачётов и экзаменов

* Противоречивые оценки единого государственного экзамена (ЕГЭ), являющегося основной и по сути единственной формой государственной итоговой аттестации выпускников средних общеобразовательных школ и одновременно основным способом поступления в высшие учебные заведения. Несмотря на то, что единый экзамен введен как общеобязательный еще в 2009 году, до сих пор продолжается обсуждение целесообразности и правомерности его введения.

* Отсутствие международного признания российских стандартов среднего образования, из-за чего выпускникам российских школ нельзя поступить в большинство иностранных вузов, а также крайне ограниченное признание за рубежом российских дипломов о высшем профессиональном образовании.

Мониторинг эффективности вузов, проведённый Минобрнауки РФ в 2012 г., показал две основные проблемы -- неэффективные филиалы вузов в ЮФО (где ситуация в общем лучше, чем в среднем по России) и системные проблемы в СКФО.

 

 

Международная оценка

В рейтинге образовательных систем, составленном в 2014 году британской исследовательской компанией Economist Intelligence Unit по заказу компании Pearson PLC, Россия заняла 8-е место среди стран Европы и 13-е в мире.

В исследовании PIRLS (оценивает уровень и качество чтения и понимания текста учащимися начальной школы), проведённом в 2011 году, Россия заняла 2-е место среди стран мира.

В исследовании TIMSS (оценивает качество математического и естественнонаучного образования школьников 4-х и 8-х классов), проведённом в 2011 году, Россия вошла в десятку лучших стран. В частности, среди восьмиклассников Россия заняла 6-е место по математике и 7-е по естествознанию.

Согласно исследованию PISA, проведённому в 2012 году среди учеников 15-ти лет, Россия заняла 34-е место по математике, 37-е по научной грамотности, 41-е по чтению.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Россия является лидером среди стран ОЭСР и БРИКС по доле взрослых, имеющих третичное образование (среднее специальное + высшее) более 50 % в 2012 году.

В рейтинге лучших в мире вузов QS World University Rankings 2014/2015 входит 21 российский вуз. Самые высокие позиции у МГУ им. Ломоносова (114-е место), Санкт-Петербургского государственного университета (233-е место) и Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана (322-е место). В международном рейтинге университетов Times Higher Education World Reputation Rankings (2015) МГУ занял 25-е место, а СПбГУ 71-80-е места.

образование социальный государственный российский

Заключение

Образование в Российской Федерации представляет собой громадную систему. Такая большая сфера деятельности не может существовать сама по себе без взаимодействия с другими сферами деятельности и государством в лице государственных институтов. Проблемы системы образования затрагивают практически всех членов нашего общества. Следовательно, в сфере образования пересекаются интересы многих, если не всех субъектов общественных отношений, что, естественно, требует их согласования.

Сфера образования представляет собой не только множество организаций. Законом Российской Федерации «Об образовании» (статья 8) введено понятие системы образования.

Под системой образования понимается совокупность всех образовательных учреждений и органов управления, подведомственных Министерству науки и образования Российской Федерации, обеспечивающих непрерывность образования растущего человека и гарантию его прав на качественное образование путем выбора образовательных программ.

Функционирование системы образования на уровне государственных нормативов предполагает разработку нормативов для системы образования и обеспечение их реализации и координация всей работы по указанным направлениям для достижения поставленных целей, т.е управление.

Современное образование является своеобразной точкой пересечения множеств интересов и ожиданий учащихся, их родителей, преподавателей, руководства учебных заведений, министерств и ведомств, регионов, государства в целом. Они во многом противоречивы, однако сходятся в том, чтобы все заинтересованные стороны имели максимальную возможность влиять на образование.

Развитие системы образования области предполагает наличие комплексных социокультурных и социально-педагогических программ в каждом городе, районе, школе и наличие экспериментальных площадок на уровне города, района, школы, по отработке конкретных концепций и реализации идей развития образования.

Список литературы

1. Проблемы современного российского образования [Электронный ресурс] // https://scienceforum.ru/2016/article/2016018497

2. Москва, Кремль Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [Электронный ресурс] // https://www.kremlin.ru/text/docs/2002/04/57884.shtml

3. Закон «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] //
https://zakonobobrazovanii.ru/

4. Структура системы образования в России [Электронный ресурс] // https://vuzlit.ru/438662/struktura_sistemy_obrazovaniya_rossii



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: