Полемическое мастерство – это знание предмета спора, понимание сущности публичного спора и его разновидностей, соблюдение основных требований культуры спора, использование полемических приёмов, умение противостоять уловкам противника. Основные факторы, влияющие на характер спора: цель, социальна значимость предмета спора, количество участников, форма проведения спора. В структуре доказательства можно выделить: тезис, аргументы и демонстрация. Тезис – мысль или положение, истинность которого требуется доказать. Аргументы – доводы, с помощью которых обосновывается тезис. Аргументы издавна принято делить на рациональные и иррационльные (психологические). Демонстрация – логические рассуждения, совокупность умозаключений, которые применяются при выведении тезиса из аргументов. Необходимо не только доказать выдвинутый тезис, но и убедить оппонента в его истинности, т.е. нужно разграничивать понятия доказывать и убедить. К средствам, используемым в споре, можно отнести: статистические данные ссылки на мнения и суждения авторитетов, факты воздействия на чувства слушателей. Искусство аргументации состоит не только в доказательстве истинности своих суждений, но и в умении опровергать точку зрения оппонента, разоблачать неверные убеждения противника. Умение ставить разумные вопросы есть уже важный признак ума или проницательности и во многом определяет успех спора.
21.Правила речевого этикета для начальника и подчинённых. Существуют определенные правила этикета, которые помогают преодолеть естественную в этом случае напряженность в отношениях и сохранить нормальные деловые отношения в коллективе: 1. Критика или наказание подчиненного никогда не должны основываться на непроверенных данных или подозрениях. 2. В случае неудовлетворенности качеством выполненной работы руководитель должен прежде всего выяснить, кто поручил этому сотруднику выполнение задачи, с которой он не справился, кто и как его при этом инструктировал и каков был контроль за этой работой. Только после этого может быть установлена степень виновности подчиненного в том, что работа выполнена некачественно. 3. Если просчеты в работе произошли отчасти по вине руководителя, необходимо немедленно и открыто признать это, не пытаясь переложить всю вину на подчиненного: такое поведение руководителя только укрепит его авторитет в коллективе. 4. Прежде чем определить форму воздействия на подчиненного, следует постараться объективно оценить поступок и мотивацию его действий. Подчас действие, воспринятое, на первый взгляд, как проступок, требующий наказания, при объективной и непредвзятой оценке оказывается достойным поощрения. 5. Неудовлетворенность руководителя качеством работы или поступком подчиненного может быть выражена в форме критики. Однако всякая критика должна быть справедливой, объективной, доброжелательной и корректной по форме. Уметь найти правильный тон для замечания и критики – искусство руководителя, а также требование этикета. 6. Наказание должно соответствовать степени тяжести проступка сотрудника, чтобы не вызвать у него ожесточение и чувство несправедливости. 7. Особый такт требуется при вынесении взыскания новому работнику. Первое замечание подчиненному лучше всегда делать наедине, предварительно выяснив обстоятельства дела и попытавшись вместе найти способ разрешения ситуации. Больше всего уважают тех руководителей, которые хвалят на людях, а критикуют с глазу на глаз. 8. Самое грубое нарушение служебного этикета в ситуации наложения взыскания – публичный разнос в присутствии подчиненных и коллег. Это создает непреодолимый психологический барьер в дальнейших взаимоотношениях руководителя и подчиненного. 9. Правила служебного этикета не позволяют руководителю жаловаться на своих подчиненных. 10. Дисциплинарные взыскания не должны повторяться слишком часто. В противном случае они теряют смысл, ожесточают виновных и лишают их стимула к работе. 11. Важный аспект этикета взаимоотношений руководителя и подчиненных – единство требований ко всем сотрудникам. Недопустимо к одним проявлять снисхождение, к другим – равнодушие или, наоборот, повышенные требования, тем более придирчивость. 12. Чтобы наказание не носило деструктивного характера, а естественные в этой ситуации отрицательные эмоции подчиненного были направлены на свой проступок, а не на руководителя, следует соблюдать определенную тактику ведения разговора с ним.
22.Речевой этикет в Интернете. Свои этикет и культура речи есть и в интернете. Здесь как и в обычном повседневном общении важно для начала разговора приветствовать человека. Если речь идет о друге или же подруге, человеке такого же возраста или младше, можно приветствовать стандартно «Привет». В тех случаях, когда общение происходит с иностранцами, важно найти общий язык. Зачастую иностранцы используют английский язык. Людей старшего возраста или же незнакомых приветствуют фразами «Здравствуйте», «Добрый день», «Добрый вечер». То же самое относится и к приветствию людей в деловых отношениях. Иногда в общении с друзьями, приятелями, одногодками используют сокращенные, но непременно понятные всем слова. В английском это может быть «u» вместо «you». Важным отличием интернет общения от обычного повседневного можно назвать использование разных смайлов, которые без слов показывают настоящие или даже ложные эмоции. Это может быть грустный, веселый, влюбленный и другие смайлы. Помимо того, чтобы выразить свои эмоции, иногда вместо смайлов используют разные знаки препинания, свидетельствующие про эмоциональное состояние человека.