ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
«АЛЧЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 24»
УТВЕРЖДАЮ: директор ГБОУ ЛНР «АСОШ № 24» ________Родионова Л.Д. «_____» _____ 2017 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Базовый уровень
Для 3-Б класса
Составитель рабочей программы: Коляда Наталья Юрьевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории |
Год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
СТАТУС ПРОГРАММЫ
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» для 3 класса составлена на основе:
· Государственного образовательного стандарта Луганской Народной Республики;
· примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по окружающему миру для I-IV классов (базовый уровень), под общ.ред. Чорной Е.В., Луганск, 2016 (приказ МОН ЛНР №483 от 11.04.2016 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным предметам базового, углубленного и профильного уровней преподавания»);
· авторской программы А.А. Плешакова. Окружающий мир. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций. – М.: Просвещение, 2014. (Базовый уровень) (приказ МОН ЛНР от 21.07.2017 №481 «Об утверждении авторских программ для образовательных организаций (учреждений) общего среднего и дополнительного образования Луганской Народной Республики);
· учебников для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Окружающий мир. 3 класс. / А.А. Плешаков. – М.: Просвещение, 2016 (Школа России).
· методических рекомендаций НМЦРО ЛНР;
· учебного плана ГБОУ ЛНР «АСОШ № 24».
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Предмет «Окружающий мир» реализует следующие цели и задачи:
· формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира и осознание места в нем человека на основе рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми и природой;
· формирование культурологической и экологической грамотности,
· нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми;
· создание условий для развития у младшего школьника опыта общения с людьми, обществом и природой, стремления активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности;
· воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности гражданина, любящей свою Родину, осознающей свою принадлежность к ней, уважающей образ жизни, нравы и традиции своего народа, природное и культурное достояние родной страны и всего человечества.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он выполняет интегрирующую функцию, соединяя в равной степени природоведческие, географические, обществоведческие, исторические и другие знания и даёт учащемуся возможность ознакомления с естественными и социально-гуманитарными науками. Это обеспечивает целостное и системное видение природного и социокультурного мира в его важнейших взаимосвязях отношений человека с природой, обществом, другими людьми, государством, осознание своего места в обществе, создавая основу становления мировоззрения, жизненного самоопределения и формирования гражданской идентичности личности.
В ходе изучения предмета «Окружающий мир» школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с традициями духовности и нравственности своего народа.
Существенная особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках литературного чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, основ православной культуры и занятий внеурочной деятельности, приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт учащемуся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как свое личное, так и социальное благополучие.
Предмет «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметов: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма. Таким образом, предмет создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета:
– природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
– культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
– наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
– искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы общества;
– международное сотрудничество как основа мира на Земле;
– патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к Родине, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству;
– социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям;
– гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально-культурного многообразия;
– семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов родного края от поколения к поколению и жизнеспособности общества;
– труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
– здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
– нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни».
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Согласно примерному учебному плану начального общего образования образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 часов, из них в 1 классе – 66 часов (2 часа в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 часов (2 часа в неделю, 34 учебные недели в каждом классе).
В учебном плане школы на изучение предмета «Окружающий мир» 3 классе отведено в 2 часа в неделю. Из расчёта 34 учебных недель количество часов за учебный год составляет 68 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА В 3 КЛАССЕ
ЛИЧНОСТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
У обучающегося будут сформированы:
– ориентация на принятие образца «хорошего ученика»;
– интерес к познанию окружающего мира;
– ориентация на анализ соответствия результатов требованиям конкретной учебной задачи;
– предпосылки для готовности самостоятельно оценить успешность своей деятельности на основе предложенных критериев;
– осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
– осознание своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина страны, развитие чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
– понимание нравственного содержания собственных поступков, поступков окружающих людей, исторических лиц;
– ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
– сопереживание другим людям, в том числе историческим лицам;
– понимание чувств одноклассников, учителей, мотивов поступков исторических лиц;
– принятие ценности природного мира, природоохраны, здоровьесберегающего поведения;
– понимание красоты природы родного края на основе знакомства с окружающим миром.
Обучающийся получит возможность для формирования:
–внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженных учебно-познавательных мотивов;
– выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
– учебно-познавательного интереса к нахождению разных способов решения учебной задачи;
– способности к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
– реализации основ гражданской идентичности в поступках;
– следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
– установки на здоровый образ жизни;
– ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
–следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
– контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой, таблицей, схемой, диаграммой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками;
– отбирать адекватные средства достижения цели деятельности;
– вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
– действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью.
Обучающийся получит возможность научиться:
–самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном, словесно-образном и словесно-логическом уровнях;
– самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение в конце действия с наглядно-образным, словесно-образным и словесно-логическим материалом;
– на основе результатов решения практических задач делать выводы о свойствах изучаемых природных объектов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– строить сообщение в соответствии с учебной задачей;
– ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– учитывать другое мнение и позицию;
– умению договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе, в паре);
– контролировать действия партнера;
– адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
–строить монологическое высказывание (при возможности сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в т. ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
– допускать возможность существования различных точек зрения, в т. ч. не совпадающих с его собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
– стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
– строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;
– использовать речь для регуляции своего действия;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
– понимать ситуацию возникновения конфликта, содействовать его разрешению;
– оказывать в сотрудничестве необходимую помощь;
– использовать речь для планирования своей деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем;
– осуществлять запись (фиксацию) указанной учителем информации об окружающем мире;
– пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведенными в учебной литературе;
– строить небольшие сообщения в устной и письменной форме;
– находить в содружестве с одноклассниками разнообразные способы решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательных текстов, выделять информацию из сообщений разных видов (в т.ч. текстов) в соответствии с учебной задачей;
– анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого из частей;
– проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании и без указания количества групп;
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте (явлении);
– обобщать (самостоятельно выделять класс объектов);
– подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения: природа; природа живая – неживая; природные зоны; природные сообщества; группы растений, группы;
– осуществлять поиск нужного иллюстративного и текстового материала в дополнительных изданиях, рекомендуемых учителем.
Обучающийся получит возможность научиться:
–осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с заданиями учителя с использованием ресурсов библиотек, медиаресурсов;
– записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
– создавать и преобразовывать модели и схемы по заданиям учителя;
– строить сообщения в устной и письменной форме;
– находить разнообразные способы решения учебной задачи;
– осуществлять сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям);
– строить логическое рассуждение как связь простых суждений об объекте (явлении).
ПРЕДМЕТНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Человек и природа
Обучающийся научится:
– устанавливать связи между неживой природой и живыми организмами; взаимосвязи в живой природе: между растениями и животными, между разными группами животных;
– осуществлять классификацию объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании и без указания количества групп);
– использовать естественнонаучные тексты для поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
– использовать различные справочные издания для поиска необходимой информации;
– использовать готовые модели (глобус, карты) для объяснения явлений или описания свойств объектов; определять местонахождение крупных природных объектов на физической карте;
– проводить наблюдения за погодой и природой родного края (на примере одного из сообществ);
– оценивать свое поведение и поведение других людей в природе;
– сравнивать изучаемые природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы);
– сравнивать изучаемые природные сообщества (лес, луг, водоем и др.) как единство живой (растения, животные) и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва); приводить примеры растений и животных, характерных для того или другого природного сообщества;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– выделять характерные признаки сезонов года на примере природы родного края;
– узнавать наиболее распространенные и охраняемые в родном крае растения и животных;
– соблюдать правила поведения в природе; правила безопасности в лесу и при отдыхе у водоема;
– узнавать по внешнему виду изученные растения: хвойные, цветковые;
– фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды;
- составлять устную характеристику погоды.
Обучающийся получит возможность научиться:
–узнавать в природе изученные растения: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и природа») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– моделировать экологические ситуации, в которых человек оказывает существенное влияние на природные сообщества, оценивать их последствия;
– планировать, контролировать и оценивать учебно-познавательную деятельность, направленную на изучение окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся научится:
–различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком, находить место изученных событий на «ленте времени»; пользоваться историческими картами;
– используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать исторические факты от вымыслов;
– оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, общество сверстников, этнос), в том числе с позиции понимания чувств других людей и сопереживания им;
– устанавливать связь между деятельностью человека и условиями его жизни и быта в разные эпохи, в разных природных зонах;
– выделять главное в текстах учебника (в соответствии с заданиями).
Обучающийся получит возможность научиться:
–оценивать устное высказывание одноклассников: его соответствие обсуждаемой теме, полноту и доказательность;
– оформлять результаты исследовательской работы («Человек и общество») с использованием (в случае необходимости) таблиц, графиков, простейших столбчатых диаграмм, рисунков, кратких выводов;
– осознавать существующую связь между каждым человеком и разнообразными окружающими социальными группами;
– ориентироваться в важнейших для страны событиях и фактах в изучаемый исторический период;
– наблюдать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах страны (на примерах исторических лиц, литературных героев и современников);
– проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, участвовать в коллективной коммуникативной деятельности;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, пути достижения ее цели, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Обучающийся получит возможность узнать:
– о древнейшей истории человека, о первых государствах;
– об истории Древней Руси, Московского государства, о событиях общественной и культурной жизни страны в изучаемые исторические периоды;
– об особенностях быта, труда, духовно нравственных и культурных традициях людей в изучаемые исторические периоды;
– имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир, Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван IV Грозный; Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский, связанные с ними события и их влияние на историю нашего Отечества;
– об истории и выдающихся людях родного края.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Класс: 3-Б
Предмет: Окружающий мир
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Содержание программного материала (разделы, темы программы) | Количество часов | Практические работы | Экскурсии | Проектные работы |
Как устроен мир | |||||
Эта удивительная природа | |||||
Мы и наше здоровье | |||||
Наша безопасность | |||||
Чему учит экономика | |||||
Путешествие по городам и странам | |||||
Заключение | |||||
Итого |
ВИДЫИ ФОРМЫКОНТРОЛЯ
Вид проверки | Дата проведения |
Тематическая контрольная работа № 1 | 29.11 |
Тематическая контрольная работа № 2 | 27.12 |
Тематическая контрольная работа № 3 | 07.02 |
Тематическая контрольная работа № 4 | 21.03 |
Контрольная работа (итоговая) | 16.05 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР (66 часов)
В связи с праздничными днями количество уроков уменьшилось до 66 часов. В разделе «Путешествие по городам и странам» уменьшено количество часов на 2 часа. В разделе «Заключение» уменьшено количество часов на 1. Программа будет выполнена за счёт уплотнения учебного материала.
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения | Примечание | |
по плану | фактически | ||||
Как устроен мир (6 часов) | |||||
Природа. Разнообразие природы. Экскурсияс.4-9 | 04.09 | ||||
Человек. Проект «Богатства, отданные людям» с.10-17 | 06.09 | ||||
Общество с.18-23 | 11.09 | ||||
Что такое экология с.24-28 | 13.09 | ||||
Природа в опасности. с.29-34 | 18.09 | ||||
Презентация проекта «Богатства, отданные людям» | 20.09 | ||||
ТЕМА | |||||
Эта удивительная природа (17 часов) | |||||
Тела, вещества, частицы с.36-40 | 25.09 | ||||
Разнообразие веществ Практическая работа: исследование продуктов на содержание в них крахмала с.41-45 | 27.09 | ||||
Воздух и его охрана Практическая работа: изучение свойств воздухас.46-50 | 02.10 | ||||
Вода Практическая работа: изучение свойств водыс.51-54 | 04.10 | ||||
Превращения и круговорот воды в природе. Берегите воду! с.55-63 | 09.10 | ||||
Что такое почва Практическая работа: изучение состава почвыс.64-68 | 11.10 | ||||
Разнообразие растений. Солнце, растения и мы с вами. Экскурсия в краеведческий музей (виртуальная) с.69-77 | 16.10 | ||||
Размножение и развитие растений Практическая работа: рассматривание плодов и семян растений с.78-81 | 18.10 | ||||
Охрана растений с.82-86 | 30.10 | ||||
Разнообразие животных Экскурсия в краеведческий музей (виртуальная) с.87-93 | 01.11 | ||||
Кто есть кто. Проект «Разнообразие природы родного края» с.94-99 | 08.11 | ||||
Размножение и развитие животных с.100-105 | 13.11 | ||||
Охрана животных. Практическая работа: изготовление кормушек с.106-111 | 15.11 | ||||
В царстве грибов с.112-117 | 20.11 | ||||
Великий круговорот жизни с.118-120 | 22.11 | ||||
Презентация проекта «Разнообразие природы родного края» | 27.11 | ||||
Эта удивительная природа Тематическая контрольная работа № 1 | 29.11 | ||||
ТЕМА | |||||
Мы и наше здоровье (9 часов) | |||||
Организм человека с.122-125 | 04.12 | ||||
Органы чувств с.126-130 | 06.12 | ||||
Надежная защита организма Практическая работа: знакомство с внешним состоянием кожи с.130-133 | 11.12 | ||||
Опора тела и движения с.134-137 | 13.12 | ||||
Наше питание. Проект «Школа кулинаров» с.138-143 | 18.12 | ||||
Дыхание и кровообращение Практическая работа: измерение пульса с.144-146 | 20.12 | ||||
Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни с.147-153 | 25.12 | ||||
Мы и наше здоровье Тематическая контрольная работа № 2 | 27.12 | ||||
Презентация проекта «Школа кулинаров» | 15.01 | ||||
ТЕМА | |||||
Наша безопасность (8 часов) | |||||
Огонь, вода и газ с.4-7 | 17.01 | ||||
Чтобы путь был счастливым с.8-13 | 22.01 | ||||
Дорожные знаки. Экскурсияс.14-17 | 24.01 | ||||
Опасные места. Проект «Кто нас защищает» с.18-24 | 29.01 | ||||
Природа и наша безопасность. с.25-30 | 31.01 | ||||
Экологическая безопасность Практическая работа: знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды с.31-36 | 05.02 | ||||
Наша безопасность Тематическая контрольная работа № 3 | 07.02 | ||||
Презентация проекта «Кто нас защищает» | 12.02 | ||||
ТЕМА | |||||
Чему учит экономика (11 часов) | |||||
Для чего нужна экономика с.38-41 | 14.02 | ||||
Природные богатства и труд людей – основа экономики с.42-45 | 19.02 | ||||
Полезные ископаемые Практическая работа: рассматривание и определение образцов полезных ископаемыхс.46-50 | 21.02 | ||||
Растениеводство Практическая работа: знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растенийс.51-55 | 26.02 | ||||
Животноводство с.56-59 | 28.02 | ||||
Какая бывает промышленность Проект «Экономика родного края» с.60-65 | 05.03 | ||||
Что такое деньги. Практическая работа: знакомство с современными монетами с.66-70 | 07.03 | ||||
Государственный бюджет. Семейный бюджет с.71-78 | 12.03 | ||||
Экономика и экология с.79-84 | 14.03 | ||||
Презентация проекта «Экономика родного края» | 19.03 | ||||
Чему учит экономика Тематическая контрольная работа № 4 | 21.03 | ||||
ТЕМА | |||||
Путешествие по городам и странам (13 часов) | |||||
Путешествие по Луганской Народной Республике | 02.04 | ||||
Наши ближайшие соседи | 04.04 | ||||
Проект «Музей путешествий» с.98-99 | 11.04 | ||||
Путешествие по России. Соседи России с.86-107 | 16.04 | ||||
На севере Европы с.108-117 | 18.04 | ||||
Что такое Бенилюкс с.118-124 | 23.04 | ||||
В центре Европы с.125-131 | 25.04 | ||||
По Франции и Великобритании с.132-141 | 30.04 | ||||
На юге Европы с.142-148 | 02.05 | ||||
По знаменитым местам мира с. 149-153 | 07.05 | ||||
По знаменитым местам мира. Практическая работа: поиск и показ на карте изучаемых географических объектов | 14.05 | ||||
Итоговая контрольная работа | 16.05 | ||||
Презентация проектов «Музей путешествий» | 21.05 | ||||
ТЕМА | |||||
Заключение (1 час) | |||||
Что мы узнали и чему научились за год. Проверим себя и свои достижения Урок-экскурсия по городу Подведем итоги. Учимся наблюдать с. 154-164 | 23.05 |
РАССМОТРЕНО
Протокол заседания методического объединения учителей от … № …
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР _______________ Царицына О.В.
«______» __________ 2017 г.
Перечень экскурсий
1. Природа, её разнообразие
2. Разнообразие растений: экскурсия в краеведческий музей (виртуальная)
3. Разнообразие животных: экскурсия в краеведческий музей (виртуальная)
4. Дорожные знаки в окрестностях школы
Практические работы
1. Исследование продуктов на содержание в них крахмала
2. Изучение свойств воздуха
3. Изучение свойств воды
4. Изучение состава почвы
5. Изготовление кормушек
6. Рассматривание плодов и семян растений
7. Знакомство с внешним состоянием кожи
8. Измерение пульса
9. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды
10. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых
11. Знакомство с культурными растениями, составление устного описания рассмотренных растений
12. Знакомство с современными монетами
13. Поиск и показ на карте изучаемых географических объектов
Проекты
1. Богатства, отданные людям
2. Разнообразие природы родного края
3 Школа кулинаров
4. Кто нас защищает
5. Экономика родного края
6. Музей путешествий