Элементы проектирования организации.




СЛОВАРЬ

Тема 1

1.Управление – представляет собой совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата.

2.Управленческий процесс – это деятельность объединенных субъектов управления, направленная на достижение определенной цели, путем выполнения определенных функций, с применением соответствующих методов и соблюдением принципов управления.

3.Объект управления в таможенном деле – это то, на что направлено управляющее воздействие со стороны таможенных органов как субъекта управления. Последнее в таможенном деле понимается как действие по руководству определенными таможенными процессами в соответствии с заранее разработанными программами и направленное на достижение определенных целей.

Субъект управления – управляющая система как совокупность органов управления. Необходимо отметить, что поскольку управление в таможенной системе строится по иерархическому принципу, то субъект управления может быть объектом для таможенного органа более высокого уровня.

Виды управления

· вертикальные управленческие отношения (ФТС –

РТУ; РТУ - таможня; начальник таможни - отделы таможни; таможня - таможенный пост; ФТС - таможня);

· горизонтальные управленческие отношения (РТУ –

РТУ; отдел таможни - отдел таможни; таможенный пост - таможенный пост; таможня - таможня);

· диагональные управленческие отношения (пост –

взаимодействующая таможня отправления или назначения; таможня - взаимодействующее РТУ другого региона; отдел ФТС - взаимодействующее Управление ФТС РФ).

5.Управленческие ситуации - это совокупность всех условий (внутренних и внешних, объективных и субъективных) в конкретной сфере управления, сложившихся в определенное время и требующих соответствующих действий руководителя.

Управленческие ситуации бывают простыми и сложными; хорошо просматриваемыми и с трудом поддающимися анализу; требующими кратковременных, долгосрочных, глобальных, частичных, комплексных действий или разовых мер.

Предмет и средства управленческого труда

Предмет управленческого труда - информация о состоянии объекта управления и о необходимых изменениях в его функционировании и развитии.

Средствами управленческого труда являются организационная и вычислительная техника, уровень и полнота использования которых, определяют культуру и эффективность управления в организации.

Управленческий труд – это деятельность человека, направленная на ориентацию и координацию различных видов исполнительной де­ятельности, связанных общностью целей.

Отличительной чертой управленческого труда является интеллек­туальный характер, подразумевающий формирование мыслительных схем, определяющих порядок исполнительной деятельности в рамках соотношения минимальных затрат и максимальной выгоды.

7.Управленческие операции – это часть управленческой процедуры, выполняемая руководителем, специалистом или техническим исполнителем аппарата управления с применением или без применения технических средств управления для выработки, обоснования или принятия управленческих решений

8.Управленческая процедура – часть функции управления, предусматривающая содержание и последовательность управленческих операций - характеризует исполнителя операций, место исполнения, используемые технические средства, затраты времени на каждую операцию, необходимую информацию для выполнения операций.

9.Управленческие технологии – это набор управленческих средств воздействия и методов достижения поставленных целей организации, которые включают:

- Методы и средства сбора и обработки информации;

- Приемы эффективного воздействия на работников;

- Принципы, законы и закономерности организации и управления;

- Системы контроля.

Подходы к менеджменту

Количественный подход – важный шаг в развитии управленческой мысли. Хронологически это период с 50-х по 70-е гг. XX в. Математика, статистика, инженерные науки и связанные с ними области знания внесли суще­ственный вклад в теорию менеджмента. Количественные методы, сгруппированные под общим названием «исследо­вание операций», были использованы впервые при реше­нии ряда военных проблем (например, война подлодок и разминирование портов англичанами после второй миро­вой войны).

Концепция процессного подхода (50-70-е гг. XX в.) явилась крупным поворотом в управленческой мысли. Процессный подход был впервые предложен приверженцами административной школы, которые пытались описать функции менеджера.

Системный подход (60-90-е гг. XX в.) – направле­ние методологии научного познания и социальной практи­ки, в основе которого лежит исследование объектов как систем.

Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

11.Функция управления – это комплекс необходимых, повторяющихся управленческих работ, объединенных единством содержания и целевой направленности.

Функции управления характеризуют определенную сферу управленческой деятельности осуществляемую на всех уровнях управления предприятиями.

Различают общие и специальные функции управления.

Общие - отражают типовую структуру процесса управления; они включают комплексы управленческих работ,выполняемых при управлении любым объектом.К ним относятся: прогнозирование, планирование, регулирование, контроль, учет.

Специальные – включают комплексы управленческих воздействий на отдельные стороны деятельности предприятия,которые выступают специфическими объектами управления, например: управление снабжением, транспортным хозяйством, качеством продукции и другое.

12.Разделение управленческого труда – объективный процесс обособления отдельных его видов в самостоятельные сферы трудовой деятельности различных групп управленческих работников, что способствует повышению качества управляющих воздействий.

Виды разделения управленческого труда

1. Функциональное разделение труда (горизонтальное), предполагающее выделение функций, объективно необходимых для эффективного управления организацией, и закрепление их за отдельными работниками и подразделениями аппарата управления. В итоге выделяют руководителей, специалистов, служащих по функциональной роли в процессе управления. Все категории работников вносят свой вклад в разработку и реализацию управляющего воздействия (см. п. 1. 3.).

2. Иерархическое (вертикальное) разделение труда предусматривает распределение комплексов работ по реализации управленческих функций по уровням иерархии управления, закрепление их за отдельными управленческими работниками и формирование на этой основе полномочий последних. Вертикальное разделение труда образует уровни управления.

3. Технологическое разделение труда – это дифференциация процесса управления на операции по сбору, передаче, хранению, анализу и преобразованию информации, выполняемые определенными категориями работников.

4. Профессиональное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда и закрепление за отдельными работниками в соответствии с их профессиональной подготовкой.

5. Квалификационное разделение труда – распределение работ в соответствии со степенью профессиональной подготовки. Например, уровень квалификации специалистов характеризуется категорией, разрядом или классом.

6. Должностное разделение труда предполагает дифференциацию управленческого труда в соответствии с компетенцией работников (совокупностью прав, обязанностей, ответственности).

13.Системный подход в управлении таможенными органами. С позиций системного подхода таможенное дело можно представить как открытую целостную систему, которая структурно и функционально раскрывается через следующие компоненты: таможенная политика - идеологический аспект; условия и порядок таможенного регулирования и контроля - функционально-технологический аспект; федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (Федеральная таможенная служба) - институциональный и организационный аспекты.

14.Ситуационный подход в управлении таможенными органами. Ситуационный подход в подготовке сотрудников таможенных органов имеет ряд преимуществ: обладание высоким мотивационным потенциалом за счет связи с профессиональными интересами; удовлетворение познавательного интереса; имитация элементов будущей профессиональной деятельности; содержание реальной проблемы из практики; ситуации применяются в системе, которая включает три специфических блока:

1. искусственно созданные ситуации;

2. ситуации, имитирующие проблему, имеющую практическую значимость;

3. обеспечение эффективного усвоения нормативно-правового материала, так как решение проблемных и специальных ситуаций надолго запоминается

4. приобретение профессионального опыта решения трудных ситуаций в деятельности сотрудников таможенных органов может происходить и в ходе ситуационно-ролевой игры, которая рассматривается в качестве ведущей формы проведения учебных занятий.

15.Традиционные управленческие технологии в таможенном деле. Чтобы терминологически выделить традиционную технологию решения таможенных и управленческих задач, введем термин предметная технология, которая представляет собой последовательность технологических этапов по модификации первичной информации в результатную. Например, технология осуществления таможенных операций предполагает поступление первичной документации, которая трансформируется в форму таможенной декларации. Последняя, наряду с другими требуемыми в конкретном случае формами, изменяя состояние баз нормативно-справочной информации, вызывает движение денежных средств и приводит к изменению банковских счетов юридических лиц.

16.Инновационные управленческие технологии в таможенном деле.Инновации в таможенном деле выражаются в планомерном системном развитии и совершенствовании технических средств таможенного контроля, технологии таможенного оформления и контроля, осуществляемых в целях повышения качества государственного контроля при перемещении товаров через Государственную границу, эффективности использования ресурсов таможенных органов, улучшения условий труда персонала. Обеспечение информатизации общества и развития информационно-коммуникационных технологий является одним из направлений современной бюджетной политики России.

Тема 2

17.Организация - это объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или достигающих определенной цели и действующих на основе определенных процедур и правил.

Признаки организации

Выделяются шесть основных признаков организации:

Цели определяются при создании организации, могут измениться на протяжении её функционирования, но всегда служат ориентиром, ведущим организацию к успеху.

Обособленность можно понимать в том смысле, что организация стремиться отгородиться от окружения чисто внешне, но в более широком смысле этот признак означает и наличие собственного счёта в банке, и принадлежность определённого имущества именно организации, а не её членам.

Саморегулирование. Жизнь организации связана с решением множества проблем, наличие от обеспечения сырьём и заканчивая сбытом произведённой продукции. Как правило, в организации всегда есть особый центр, где сосредоточены все средства управления, где принимается большинство решений.

Наличие связей между отдельными элементами организации крайне необходимы. Во-первых, с помощью этих связей руководителя получает информацию о состоянии дел в низовых подразделениях, а во-вторых, отсюда следуют распоряжения, указания и рекомендации по необходимым действиям.

Организационная культура начинает проявлять себя сразу после создания организации чисто внешними признаками: появляется вывеска с её наименованием, оформляется помещение, может вводиться единая форма одежды для персонала. Затем организационная культура приобретает более сложные формы: вырабатывается особый стиль отношения между работниками и посетителями, появляются примеры для подражания, возникают традиции.

Устойчивость является непременным признаком современной организации, которая может находиться под воздействием враждебных внешних сил, ее могут также сотрясать внутренние конфликты. Организация должна противостоять этим негативным силам, чтобы выжить.

19.Организационное проектирование- это разработка системы управления вновь создаваемой организации или совершенствование системы управления действующей организации.

Элементы проектирования организации.

1. Разделение труда и специализация означает разделение работы выполняемой в организации на ряд составных частей и распределение их между разными исполнителями. Специализация предполагает разделение труда и закрепление за конкретными исполнителями определенных работ.

2. Департаментизация и кооперация - объединение исполнителей в группы. Согласованность действий отдельных групп и исполнителей обеспечивается с помощью кооперации. Кооперация - форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует, либо в одном и том же их общем трудовом, производственном процессе, или же в различных, но связанных между собой процессах труда/производства;

3. Связи в организации и координация. Координация - основа структуры организации, которую определяют как совокупность устойчивых связей в организации. Координация – согласовывание операций между собой, придание вещам и действиям определенных необходимых пропорций. Связь – выражение отношений между частями. Типы связи: вертикальная и горизонтальная; линейная и функциональная; формальная и неформальная; прямые и косвенные.

4. Масштаб управляемости и контроля определяют сколько людей и работ могут быть объединены под одним началом.

5. Иерархия и звенность. Иерархия отражает структуру власти, т.е. систему соподчиненности между уровнями управления. Уровень управления – часть организации, обладающая определенной самостоятельностью в принятии решений без согласования с вышестоящим органом.

6. Распределение прав и ответственности. Принцип единства подчинения (елочка) и принцип множественности подчинения (матрешка).

7. Централизация и децентрализация. Централизация - концентрация прав принятия решения, властных полномочий на верхнем уровне. Децентрализация - передача или делегирование ответственности за ряд ключевых решений на нижние уровни управляемости.

8.Дифференциация и интеграция. Дифференциация означает деление в организации работ между ее частями или подразделениями таким образом, чтобы каждая из работ получила определенную степень завершенности в рамках подразделения. Интеграция - уровень сотрудничества, существующего между частями организации и обеспечив достижение их целей в рамках требований, предъявляемых внешним окружением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: