Кросс-культурные исследования.
Релятивизм - философское учение, отрицающее возможность объективного познания действительности вследствие якобы полной относительности всех наших знаний.
В этнопсихологии есть два подхода к исследованию:
Etic – подход или культурный универсализм
Культуры сравниваются по единому параметру.
Emic - культурный релятивизм (от «относительный»).
Изучение уникальных культурных характеристик без сравнения.
Например: «русская душа».
Основная задача в кросс-культурном исследовании – обеспечить эквивалентность (сравнимость) полученных данных. Мы должны удостовериться, что сравниваем действительно одно и то же в обеих культурах.
Факторы, которые могут снижать валидностькросс-культурного исследования, называются искажения или угроза валидности.
Группы угроз валидности:
1. Искажение/угроза валидности, связанная с конструктом/структурные искажения.
Например: в одно и тоже понятие вкладывается разный смысл.
2. Организация.
Эквивалентные данные: участие одинаково желаемо, составляющие максимально сопоставимы.
Разное знакомство испытуемых с материалом и т. д., влияние исследователя, его национальность, пол, квалификация, язык (по идее - должен быть родным для всех), допустимость темы для разговора.
3. Угрозы связные с методиками (инструментарием в исследовании).
Например, плохой перевод, неудачные формулировки (слишком сложные, например), отсутствие адаптации на нужном языке к нужным испытуемым.
Как повышать валидность?
1. Связаны с конструктом – меряем одно и то же или нет.
консультация с экспертами, делаются пилотажные поисковые структурные исследования.
Например, одинаково ли понимают термин, используемый в тесте. Те., одинаково ли понимают авторитарность еврейские дети и арабские дети, хоть они и живут и родились в одной стране. (+примеры про столкновения в бассейне и одеться нарядно)
2. Способы повышения валидности, связанные с процедурой
а) разработка очень четких детализированных инструкций для обучения специалистов, чтобы избежать разночтений и внешних влияний, по проведению и обработке(вплоть до приветствия и детальных фраз).
б) обучение респондентов (актуально, если много испытуемых)
Тщательно подбираются специалисты, которые непосредственно будут взаимодействовать с испытуемым.
б) Учет большого количества контекстных фактов
в) Повторное проведение методики (ре-тест)
+ если встретили похожие результаты исследования в другом исследовании – это дополнительный довод в пользу валидности полученных результатов в нашем исследовании.
Повторное проведение на аналогичной выборке – не способ повышения валидности, но используется для подтверждения надежности полученных данных. Также используются аналогичные исследования других исследователей.
г) Анализ отношения к процедуре исследования в обеих выборках.
Аналогичные условия формирования выборки и аналогичные условия проведения теста.
д) Ключевые фразы должны пониматься одинаково во всех наших выборках. Формулировки тоже должны быть корректными.
Необходимо удостовериться, что в обеих группах одинаковые тенденции ответов.
3. Способы повышения валидности, когда искажения связаны с инструментом:
А) экспертные оценки
Делаем лингвистический анализ (поиск адекватных слов и т.д.).
Методика рассылается специалистам, и те оценивают каждый пункт по шкале Лайкерта (оцените по шкале от 0 до n, где 0 – Нивхурил, а n – всё ясно-понятно), насколько этот пункт удачен (работает ли и хорошая ли формулировка).
Если вопрос всеми оценивается низко – вопрос выкидывается. Предложения новые от экспертов принимаются. + бета-тест на коэффициент альфа-Кронбаха на выборке человек 25.
Затем делаем обратный перевод: с русского на нужный язык и обратно – с того языка на русский.
Психометрическая обработка – выяснение коэффициента надежности методики альфа-Кронбаха. Если какие-то пункты снижают альфа – выкидываем или перефразируем их.
Тест по кросс-культурным исследованиям – зачет будет 23го
(14.10 – последнее занятие).
На зачет, кроме тестов, будем делать проект кросс-культурного исследования (проводить не надо). Можно в печатном виде, можно отправлять на почту.
Можно схалтурить и использовать материалы для курсача.
Этические вопросы в кросс-культурном исследовании.
1. Установление контакта и мотивация испытуемых
Испытуемым необходимо сообщить следующую информацию:
+ цели исследования (может не совсем совпадать с реальностью)
например, скрыть детали, чтобы не попортили результаты нам, или упростить язык для понимания нормального человека.
«Нормальный человек не должен говорить психологическими терминами»
+ предупредить, что будет происходить (что нужно будет делать конкретно), какой будет форма общения, и сколько времени это может занять.
Может быть заполнение информированного согласия.
+ рассказывается о способах фиксации и хранения данных
+рассказать о том, кто получит доступ (обычно говорят, что ноуп, никто ничего)
+где опубликованы и как ознакомиться
+респондентов нужно мотивировать (подарки/деньги/спасибо/важность для науки/совместное селфи)
«У больных большая взаимовыручка»
2. Фиксация информации.
Сырые данные никому не предоставляются, хранятся в закрытом доступе. Персональные незашифрованные данные никому не показываются, кроме самого специалиста. Даже если сильно попросить.
3. Публикация.
Полные имена и фамилии никогда и нигде не подписываются. Либо сокращения, либо подмена, либо зашифровка для того, чтобы произошла деперсонификация настолько, чтобы человек был неузнаваем. Даже в качественных исследованиях. Допустимо изменение или сокрытие фактов, то есть высказывания публиковать можно, но биографические факты – нет.
Нельзя формулировать выводы так, чтобы одна нация выглядела лучше другой. Националистичность не допускается.
Упражнение
– вероятнее всего, нечто подобное будут просить делать в зачётном проекте.
Гипотеза: в более религиозных семьях воспитание характеризуется большей авторитарностью.
Валидность:
1. Насколько одинаково испытуемые понимают авторитарность. И что мы имеем в виду под этим термином.
Выборки: берем с контрольной группой атеистов, группа религиозных – православных. Описываем характеристики, кто что.
Проводим пилотное исследование. Привлекаем спецов–для религиоз. Религиозный спец,к нет – нет. И им инструкции.
Выравниваем группы по возрасту, полу, территории, условиям проживания и т.д.
Проверяем методики на Кронбаха. (пилотное)
Курим научную теорию.
Методики страндартизированные опросники. На религиозность и на авторитарность.
Интерпретация через спсс, качественная интерпретация.
Коррекция по этическим принципам.
Награда: атеистам конфетку, религиозным – индульгенции.