1. История педагогики – изучает развитие педагогических идей, теорий и систем образования.
2. Общая педагогика – исследует основные закономерности воспитания как специально организованного педагогического процесса и составляет основу для разработки всех отраслей педагогических знаний: общие основы педагогики; дидактика (теория обучения); теория воспитания, школоведение (теория управления и руководства школьным делом).
3. Возрастная педагогика – изучает особенности и закономерности развития человека различного возраста: преддошкольная; дошкольная; школьная; андрогогика (обучение взрослых); геронтогогика (педагогика старости).
4. Профессиональная педагогика – исследует проблемы профессионального образования: педагогика ПУ; средних профессиональных учебных заведений; высшей школы; педагогика труда.
5. Отраслевая педагогика – изучает закономерности специальной подготовки людей к определенным видам деятельности (педагогической, инженерной, военной, юридической и др.).
6. Социальная педагогика – разрабатывает проблемы внешкольного воспитания, влияния социума на формирование и развитие личности: семейная педагогика; педагогика трудовых коллективов; перевоспитания.
7. Коррекционная педагогика (специальная) – изучает обучение и воспитание детей с физическими и психофизиологическими недостатками в развитии: дефектология (работа с детьми, имеющими задержки в психическом развитии); логопедия (работа по исправлению дефектов речи); сурдопедагогика (работа со слабослышащими детьми); тифлопедагогика (работа со слабовидящими и незрячими детьми); олигофренопедагогика (работа с умственно отсталыми детьми).
8. Этнопедагогика – исследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания.
|
9. Сравнительная педагогика – раскрывает особенности организации образования в различных странах мира.
10. Частные (предметные) методики – исследуют закономерности преподавания и изучения конкретных учебных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.
11. Философия образования/воспитания – раздел педагогики, изучающий роль философских учений для понимания сущности образования, определяющий идеологию обучения и воспитания, анализирующий основные концептуальные подходы к определению целей образования и путей их реализации.
Народная педагогика, возникнув как ответ на объективную социальную потребность в воспитании, обусловленную развитием трудовой деятельности людей, конечно, не может заменить школу, учителей, книги, науки. Но она старше педагогической науки, образования как социального института и первоначально существовала независимо от них.
Однако педагогическая наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она не столько описывает их, сколько объясняет, отвечает на вопросы, почему и какие происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания. Эти знания необходимы, чтобы предвидеть и управлять процессом развития личности. В свое время великий русский педагог К.Д. Ушинский предостерегал от эмпиризма в педагогике, педагогическую практику без теории он соотносил со знахарством в медицине.
|
Семинарское занятие
Тема: Развитие личности
Цель: Понять социальный характер цели обучения и воспитания, установить разнообразие педагогических идеалов в разные эпохи и определить общее в формулировке цели обучения и воспитания.
Основные понятия:
Педагогический идеал – представление о совершенном воспитаннике.
Педагогический процесс – развивающее взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному состоянию, преобразованию свойств и качеств воспитуемых.
Воспитание и обучение – целесообразный и организованный процесс формирования личности; исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека.
Цель воспитания – способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, раскрывать ее творческие способности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Форма проведения семинара:
Раскрыть тему семинара на основе домашней подготовки к семинару.
Ход и содержание семинара:
Прослушать задание в виде доклада по каждой эпохе.
В процессе сообщений выделить цель и пути обучения и воспитания, заполнив таблицу.
Обсудить в аудитории демократические образовательные реформы.
Сделать выводы, определив общее во всех эпохах.
Выводы:
Уровень общественной культуры, темпы научно-технического прогресса, экономические возможности общества, возможности учебно-воспитательных учреждений, воспитателей и учителей, достижения философской и педагогической мысли, психологическое развитие людей задают общую направленность цели образования и воспитания. Среди непреходящих целей есть одна, выражающая наивысшее предназначение образования и воспитания – обеспечить всестороннее и гармоническое развитие личности. Эта цель зародилась еще в античной педагогике.