Статутное право. Делегированное законодательство




Особенности законотворческого процесса в странах commonlaw

Небольшое введение:

ВБ:

Статутное право

1. Понятие закон можно понимать как в широком, так и в узком смысле.
В широком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием нормативно-правовой акт, т.е. закон – это акт, содержащий норму права.

Понятием закон в широком смысле слова охватываются не только акты Парламента (статуты), акты делегированного законодательства (приказы в Совете, постановления и инструкции, подзаконные нормативные акты), но и первичные и некоторые вторичные источники права Европейского Союза. К первичным источникам относятся договоры, учреждающие Европейское Сообщество (1951, 1957), Договор о Европейском Союзе (Маастрихтский Договор) (1992)), Амстердамский Договор (1997). Ко вторичным – решения органов Европейского Союза (регламенты, директивы, решения.

В узком смысле понятие закон совпадает по содержанию с понятием «статут», т.е. под законом понимается формальный, в письменном виде оформленный акт, исходящий от высшего законодательного органа страны (Парламента), который принят в особой процедуре и обязателен для соблюдения. В статуте документально отражается воля законодателя (Парламента) и раскрываются его намерения, касающиеся рассматриваемого в законе вопроса.

2. Классификации статутов.

А ) По юридической силе. В строгом смысле слова иерархии статутов по юридической силе в Англии не существует, так как все законы принимаются на основании единого законодательного процесса и имеют равный статус.


Тем не менее, существуют основания для выделения в законодательстве Англии конституционных и обычных (текущих) законов. В основе данного деления лежит факт отсутствия в Англии единой систематизированной писаной Конституции (именно поэтому статуты и не могут быть признаны неконституционными).
Писаная часть Конституции Англии складывается из ряда конституционных законов, закрытого перечня которых не существует. Традиционно к актам конституционного значения относят: Великую Хартию Вольностей (MagnaCarta) (1215), Петицию прав (1628), HabeasCorpusAct (1679), Билль о правах (1689), Акт о престолонаследии (1701), Унию с Шотландией (1707), Унию с Ирландией (1801), Акты судебной реформы (1873-75), Акт о Парламенте (1911), Закон 1949г. об изменении акта о парламенте (1911), Акт о судебном преследовании Короны (1947), Акты о народном представительстве (1969 и 1983гг.), Акт об Европейских Сообществах (1972), Акт об отношениях по признаку расы (1976), Акт о гражданстве (1981), Акт об общественном порядке (1986), Акт о правах человека (1998), Акт о местном самоуправлении (2000).
Впервую очередь, обычные и конституционные статуты отличаются по предмету регулирования. Конституционные акты имеют предметом регулирования основы государственного устройства Англии и фундаментальные права и свободы подданных английской Короны.
Во-вторых, общепризнанным является мнение, что конституционные статуты выдержали проверку временем и их положения не будут отменены Парламентом.

В-третьих, в процедуре принятия того или иного статута конституционного значения, детальным рассмотрением проекта такого статута может заниматься вся Палата Общин, а не отдельный ее комитет.

В) По способу систематизации статуты подразделяются на кодифицирующие, консолидированные и обычные.

Кодифицирующие акты парламента объединяют между собой в единое целое на базе общего предмета регулирования как действующие законы, так и существующие судебные решения – прецеденты. С момента принятия такого акта происходит дальнейшее развитие прецедентного права – суды интерпретируют такой акт, и на основании такой трактовки выносятся решения/вердикты по судебным делам.

К числу таких актов можно отнести Закон об уголовном праве (1967), Закон о судах магистрата (1980), Закон об уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (1981), Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам (1984).

Тем не менее, кодифицирующие акты нельзя признать кодексами в том смысле, который в них вкладывают юристы континентальной системы права – т.е. как центрального нормативно-правового акта в той или иной отрасли права. Кодифицирующие акты чаще всего регулируют тот или иной правовой институт (институт покушения, рассмотрения дел в судах магистрата), но не отрасль в целом.

Консолидированными актами являются акты парламента, объединяющие на основе единого предмета регулирования без изменения текста содержания нескольких сходных законодательных актов. В период с 1870 по 1934г. в Англии было принято около 100 консолидированных актов – в их числе Закон о правонарушених против личности (1861).

Г) По времени действия выделяют акты неограниченного во времени действия и временные акты, особенностью которых является то, что в них указывается точный срок действия, по истечении которого данный статут теряет юридическую силу.

Статуты можно представить следующим образом:

1) Правовые акты, принятые до ХХ века, но сохраняющие своё значение как действующее право:- Великая Хартия Вольностей 1215 года;- Билль о правах 1689 года;- Акт о союзе с Шотландией 1706 года;- Акт о престолонаследии 1701 года и тд

2) Парламентские законы, принятые в этом столетии:- законы о Парламенте 1911 и 1949 годов;- законы о пэрах 1958 и 1963 годов;- Закон о Палате общин 1978 года;- законы о народном представительстве 1949, 1969, 1974, 1983, 1989 годов

(Молчаков может спросить) Statutorydocuments - постановления, инструкции - акты, имеющие силу закона, но форму подзаконного акта - принимают министры или отдельные департаменты правительства.

 

Категории, на которые делятся акты парламента:

• акты реформы права - принимают редко - представляют собой пересмотр правовых положений, относящихся к материальному праву;

• Консолидированные - соединение в 1 акт норм из различных законов, регулирующих 1 институт права; в период с 1870 по 1934г. в Англии было принято около 100 консолидированных актов – в их числе Закон о правонарушениях против личности (1861).

• Кодифицирующие акты - систематизация норм из разных видов источников - прецедентов, обычаев и тд;К числу таких актов можно отнести Закон об уголовном праве (1967), Закон о судах магистрата (1980), Закон об уголовной ответственности за покушение на совершение преступления (1981), Закон о полиции и доказательствах по уголовным делам (1984).

• Акты о взимании доходов;

• Текущее законодательство.


3. Верховенство статутов.

На основании доктрины верховенства Парламента законность того или иного статута не может быть подвергнута сомнению никаким английским судом (в Англии нет конституционного суда). Если статут противоречит вынесенному ранее судебному решению, решение в схожем деле должно приниматься на основании положений статута, истолкованных судом, а не прошлого судебного решения.

4. Действие статутов во времени и пространстве.

В английском праве существует презумпция, согласно которой статуты Парламента действует на всей территории Великобритании. Однако статуты реформирующие общее право действуют только на территории Англии и Уэльса. Законопроект становится статутом после его утверждения обеими палатами Парламента и получения согласия королевы. Если в тексте статута не указана дата, когда он вступает в силу, то он вступает в силу в тот же день, когда его подписывает королева. В случае если в тексте статута указывается, что он вступит в силу «в назначенный день», то назначение этой даты входит в обязанности министра правительства или же данная дата оформляется Приказом в тайном совете. Разные разделы статута могут вступать в силу в разное время.

По общему правилу статут обратной силы не имеет, хотя принцип верховенства Парламента не исключает ретроспективного действия того или иного статута.
Статут прекращает свое действие в случае: 1) его прямой или косвенной замены другим статутом; 2) если в тексте статута был определен период, на который он сохраняет свою силу, 3) если статут был принят для достижения конкретной цели и такая цель была достигнута.

 

Несколько слов про правовую комиссию – вспомогательный орган при парламенте ВБ

ВввввввввввИИИИструтктура статута:

Ø Текст статута разбивается по мере необходимости на части, разделы и статьи. Если статья имеет несколько частей, они начинаются с нового абзаца и нумеруются.

Ø К элементам, облегчающим работу со статутами, относятся заметки на полях (marginalnotes) и приложения.

Ø Заметки на полях не являются частью статута и выполняют чисто технические функции. Их цель – сформулировать суть статьи и перечень предметов ее регулирования. В консолидирующих статутах заметки на полях могут указывать, из какого акта взята данная статья.

Ø Приложения могут считаться частью статута, а могут выполнять лишь техническую функцию. Приложение считается частью статута в том случае, если какая-либо статья содержит ссылку на приложение. Если в статье нет ссылки на приложение, то оно не является частью статута. Приложения играют важную техническую роль, поскольку могут содержать перечень всех статутов или их положений, которые отменены данным актом.

Ø В США в офисе Федерального регистратора в Национальном архиве подготавливается информация о законопроекте, которая публикуется в отдельном издании акта (sliplaw). Текст сопровождается заметками на полях. Помимо этого, в издание включается информация о прохождении билля в Конгрессе. Это связано с тем, что при толковании статутов американские суды вправе обращаться к материалам их обсуждения в Конгрессе. К статуту прилагается информация о его прохождении в комитете, позиция комитета, даты прохождения в палатах, ссылки на CongressionalRecord, информация о президентском вето, если оно было преодолено.

США:

Простые – внутренняя работа палат

Совместные – финансовые билли
Совпадающие – по вопросам взаимоотношений палат

Сенат и палата представителей



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: