Слушание фрагментов :Сюита «Шахерезада» которую мы с вами прослушаем сейчас.




Конспект урока Музыки№330- 7класс

«Сюиты композиторов России»

Использованный музыкальный материал:

- Римский-Корсаков симфоническая сюита «Шехерезада»

 

Ход урока:

Предлагаю вам отгадать фамилию композитора чьё творчество мы будем изучать на сегодняшнем уроке.

-Это русский композитор

-Фамилия этого композитора состоит из двух частей

- он автор таких произведений как «Золотой петушок», «Садко», «Снегурочка».

 

Итак, вы все поняли, что мы будем сегодня говорить о творчестве великого русского композитора Николая Римского – Корсакова. Он был из музыкальной семьи, его отец играл на фортепиано, а мама и дядя пели народные песни.

Музыкальные способности своего сына они заметили, когда ему было 2 года, а с 6 лет учили играть на рояле. У него был абсолютный слух, ритм и память. Но больше всего в это время он мечтал о море – играл в морские игры, рисовал и строил корабли.

В 12 лет его отец привёз в Петербург и определил в морской кадетский корпус. Там он учился и стал гардемарином. На корабле «Алмаз» он совершил кругосветное плавание, вернувшись из путешествия, он окончательно решил стать композитором.

Юный юнга любил море и путешествия. Однажды он прочёл книгу восточных сказок «1001 ночь», в которой рассказывалась история о султане Шахриаре и красавице Шахерезаде.

Шахриар заподозрив в коварстве своих жён, издал указ казнить на утро каждую из своих жён, но Шахерезада сумела занять его сказками. 1001 ночь она рассказывала ему сказки, рассказы, чудеса вплетая их между собой. Тем самым любопытный Шахраир постоянно откладывал её казнь. Что спасло жизнь Шахерезаде.

Н.А.Римский- Корсаков поражённый сказочным миром Востока, сразу же написал симфоническую сюиту «Шахерезада. Именно о ней и пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке.

А какие ассоциации возникают у вас при слове Восток.

 

Слушание фрагментов:Сюита «Шахерезада» которую мы с вами прослушаем сейчас.

Состоит из четырех частей, в них можно услышать и увидеть чудеса, о которых рассказала мудрая и прекрасная Шехеразада грозному султану Шахриару. Части сюиты объединены не только одним замыслом, но и общими музыкальными темами. С помощью симфонического оркестра Н.А.Римский-Корсаков не иллюстрировал сказку, а воссоздавал ее. Композитор сотворил неповторимые музыкальные образы, среди них и танцевальные, и песенно-лирические, и воинственные.

Итак, перед вами лежат описания всех 4 частей сюиты сейчас мы с вами прослушаем фрагменты частей сюиты, а вы должны из предложенных вам описаний подобрать наиболее подходящее. Каждое совпадение оценивается одной ноткой.

Часть 3 Первоначально она носила название "Царевич и царевна". Она наиболее лирическая из всех частей сюиты. Первая тема создает образ Царевича. Она певучая, широкая, полная глубокого любовного чувства, напоминает восточную народную мелодию. Тема содержит интонации лейтмотива Шехеразады, в последующем проведении тема поручается виолончелям, затем к ним присоединяются гобои, английский рожок, кларнет. Благодаря этому теплота в звучании темы нарастает. Вторая тема - это образ Царевны, женственный, грациозный. В развитии темы ярко выявляется ее ритмическая острота, танцевальность. В середине части задумчиво звучит голос скрипки - это тема Шехеразады, рассказывающей удивительную сказку. Музыка этой части наполнена восточным колоритом. Он проявляется и в мелодических оборотах, и в орнаментальных наигрышах, которые напоминают звучание восточных народных инструментов.

 

Часть 2 Первоначально она носила название "Рассказ царевича Календера". Вновь звучит голос Шехеразады, начинается новая сказка. На первый план выступает новый рассказчик - Календер. И поэтому солирующую скрипку сменяет солирующий фагот. Композитор создает музыкальный портрет Календера, а потом изображает его фантастические приключения. Так возникает сказка в сказке. Эта часть сюиты - одна из самых ярких и оригинальных по сказочно-восточному колориту и эпическому складу. Основная тема 2 части построена на интонациях восточных народных песен, звучит она повествовательно, спокойно. Затем следуют яркие симфонические вариации. Тема звучит, меняя гармоническое сопровождение, меняя облик, переходя от одного инструмента к другому. В середине части слышатся тревожные фанфарные призывы тромбонов. С наступлением репризы повествовательная тема Календера звучит тревожно, в конце появляется суровая тема Шахриара.

 

Часть 4 Особенно яркой частью сюиты является финал, в котором объединяются темы всех предшествующих частей, что придает ему роль итоговой части. Он выделяется яркостью оркестровой фантазии, огненным темпераментом. Композитор назвал эту часть "Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником". Это последняя сказка Шехеразады, рассказанная жестокому Шахриару на фоне доносящегося шума праздника в восточном городе. Основная тема 4 части звучит в ритме и характере восточного танца. Постепенно музыка становится все более драматичной, звучит могучая тема морской стихии. После кульминации звучит грустная тема Шехеразады и укрощенная, покорная ей тема Шахриара. Шахриар даровал жизнь прекрасной, мудрой восточной красавице и рассказчице сказок Шехеразаде.

 

Часть 1. Первоначально композитором этой части было дано название "Море. Синдбадов корабль". Сюита открывается воинственной фразой тромбонов, тубы, контрабасов. Тема звучит грозно, величаво, рисуя образ восточного повелителя. На смену этой теме на фоне мягких аккордов арфы солирующая скрипка поет пленительную мелодию. Она вьется тонким, извилистым восточным узором. Мягкая, задумчивая, обаятельная мелодия умиротворяет все вокруг. Пожалуй, это самая поэтичная восточная мелодия в русской музыке, сочиненная композитором Н.А.Римским - Корсаковым. Тема мудрой рассказчицы Шехеразады всегда звучит у скрипки соло. Композитор придал ей своеобразный ладовый колорит. Мелодия главной партии основана на теме Шахриара, но она становится темой героя сказки - отважного путешественника Синдбада. У этой темы сохранен суровый характер. Главной теме контрастирует тема Синдбадова корабля, она светлая. Симфоническое развитие 1 части динамично, темы в ней изложены неустойчиво, текуче, что способствует созданию впечатления непрерывного движения, характерного для морской стихии.

После прослушивания фрагментов каждый из вас почувствовал и увидел что то своё расскажите какие картины представляли вы когда звучали музыкальные фрагменты.

Домашнее задание:

Послушать музыку.

Ответить на вопросы письменно и прислать

1.Сколько частей в сюите.

2.Назовите героев сюиты.

3.По мотивам, каких сказок создано произведение.

4.Какой инструмент в сопровождении симфонического оркестра нарисовал образ Шехерезады.

5.Назовите автора сюиты.

Ответы присылать на sillkin1960@yandex.ru? (пишите разборчиво, чтобы я мог прочитать, отправляя, подписывайтесь под работами)

Присылать реальные работы, а не отписки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: