II. Прочитать пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» и заполнить таблицу.




Глоссарий

Драма настроения — жанр, в котором нет внешних конфликтов, традиционной завязки, развития действия и решения; определяется тонким психологизмом, глубокими переживаниями, эмоциональностью.

«Новая драма» — историко-литературное явление конца XIX — начала XX веков, связанное с модернизацией драмы и становлением национального театра. В «новой драме» внимание переносится с внешнего конфликта на внутренний, на душевное состояние героев, на атмосферу, настроение.

Подводное течение — внутреннее действие, формирующее чувства и эмоции персонажа, которые исподволь влияют на взаимоотношения героев и сюжет произведения.

Ремарка — указание автора в тексте драматического произведения, касающееся декорации и обстановки, а также поведения героя, его жестов, мимики, интонаций, типа речи и пауз.

Ход урока.

За 26 лет творчества Чехов создал около 900 различных произведений Его произведения переведены на более, чем 100 языков. Его пьесы, в особенности «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», на протяжении более ста лет ставятся во многих театрах мира.

Конец XIX — начало ХХ веков является значимым этапом в истории мирового театра. В этот период произошла реформа драматического искусства. В России она связана с творчеством Антона Павловича Чехова и основателей Московского художественного театра — Владимира Ивановича Немировича-Данченко и Константина Сергеевича Станиславского.На рубеже XIX–ХХ веков пьесы автора составляют основу репертуара Московского художественного театра. В это время выходят «Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишнёвый сад», «Иванов».Произведения являются яркими примерами «новой драмы».

Классическая драма держится на действии и на остроте конфликта. И вдруг вместо этого в чеховских пьесах возникают бесконечные разговоры и долгие размышления.

Сквозное действие и ключевое событие теряют своё значение: на первый план выходит атмосфера произведения, созданная не только с помощью реплик героев и обстановки, но и авторского подтекста и скрытых символов. Не только диалог, ремарка, интонация, но даже молчание формирует в «новой драме» контекст, создаёт образ.

Пьесы Чехова не приемлюҭ поверхностного взгляда. В этом случае истинный смысл произведения ускользаеҭ, оставляя в памяти только отдельные сцены или действия.

В пьесах Чехова неҭ ничего случайного. В контексте целого действия имееҭ огромное значение каждый, даже самый незначительный эпизод. В них не существуеҭ мелочей, именно эҭу особенность подмеҭили К.С.Станиславский и В.И.Немирович-Данченко. Они говорили, что в чеховских пьесах существуеҭ так называемое подводное течение, иначе говоря, подтекст.

Наиболее ярко особенности чеховской драматургии раскрылись в его последней, лучшей, загадочной пьесе “Вишневый сад”.

Активное присутствие автора — отличительная черта чеховской драматургии.

Конфликт этот существует постоянно, но он не заметен для посторонних глаз и прорывается лишь случайно в определенных незначительных фактах.

Чехов остро чувствовал обстановку в стране. По воспоминаниям многих его друзей, он говорил о революции, которая неизбежно и скоро будет в России. Ощущением грядущих перемен, мечтой о будущем, которое представляется радостным праздником осмысленного труда, проникнуты последние пьесы Чехова. Один из героев пьесы Три сестры, Тузенбах, говорит: Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку.

Характеры, созданные Чеховым, чаще всего сложны, в них противоречиво смешиваются тень и свет, добро и зло, комическое и трагическое. Писатель верен жизни, в которой нелегко определять людей с помощью раз навсегда заданных мерок и знаков плюс или минус.

Чеховские пьесы, как и рассказы, погружают нас в самую обычную жизнь. И в этой привычной повседневности писатель открывает сложные, часто трагические противоречия человеческих судеб. Все так обычно. Разве только пожар и дуэль (происходящие, впрочем, за сценой) нарушают обыденный ход жизни. И город, где все это происходит, самый обычный.

Чеховское искусство формирует активное и подлинно гражданское отношение к жизни.

Первой пьесой Чехова, поставленной Художественным театром после Октября, была именно драма Три сестры. И вся пьеса, как вспоминала О. Л. Книппер-Чехова, зазвучала по-новому, когда оправдались предчувствия ее автора.

Пьесы Чехова не сходят со сцены и в нашей стране, и во всем мире.

В пьесах Антона Павловича, как правило, показаны не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека, порождающее конфликт между ним и условиями его жизни.

Нет у Чехова и привычного для драматургии деления действующих лиц на положительных и отрицательных. В его героях достоинства и недостатки переплетаются так же естественно, как и в действительной жизни. Отличаются пьесы Чехова и своей интеллектуальностью: в них мало действия и много высказываний, выражающих мысли, взгляды, настроения действующих лиц.

«Вишнёвый сад» — последняя и одна из самых выдающихся пьес Антона Павловича. В основе сюжета вынужденная продажа имения за долги. Однако это событие вынесено за пределы сценического воплощения, но отношение к нему позволяет раскрыться каждому из героев произведения. Станиславский пишет Чехову о пьесе: «Слышу, как Вы говорите: “Позвольте, да ведь это же фарс”... Нет, для простого человека это трагедия».

Эта пьеса в четырёх действиях. Первое начинается с обширной авторской ремарки: «Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведёт в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдёт солнце. Уже май, цветут вишнёвые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты». Комната, которая уже не выполняет своего назначения, но всё ещё называется «детской», напоминает о прошлом. Так писатель обращается к теме детства. Окна в доме закрыты, несмотря на это, переданы ощущения майского холодного утра в саду. Чеховские ремарки носят литературно-описательный характер. Они необходимы для режиссёрского воплощения атмосферы, которая должна быть отражена на сцене. Герои «Вишнёвого сада» настолько погружены в свои переживания, что диалоги становятся лишь антуражем. Они не слышат друг друга, бросают случайные реплики, не позволяющие выстроить разговор связно.

В пьесе встраивается общий звуковой рисунок. Фон то детализируется, сводится к конкретному акценту, то разрастается до многоголосия. Варя слушает утреннее пение скворцов. Появление на сцене Епиходова сопровождается сильным скрипом сапог. В нескольких сценах он играет на гитаре. Но вдруг в пьесе наступает такая тишина, что слышно бормотание старого слуги Фирса. Звуковой рисунок драматического развития перемежается паузами и символическими деталями, которые усиливают психологическое напряжение и формируют осознание неизбежности происходящего.

Новаторская драматургия произведений Чехова оказала значительное влияние на развитие мировой литературы и театра. И сегодня писатель является символом интеллигенции, пьесы автора ставятся в театрах по всему миру. Его именем назван один из самых престижных международных театральных фестивалей.

Необходимо запомнить

ВАЖНО!

Поздние произведения Чехова сформировали эстетику «новой драмы», которую современники восприняли не сразу. Нарушив классическую структуру пьес, писатель перевернул прежние представления о театре. Премьерная постановка «Чайки» в Александринском театре провалилась, зато в Московском Художественном театре спектакль прошёл с триумфом.

В чеховской драматургии сюжетная кульминация потеряла своё классическое значение, также, как и сосредоточенность действия вокруг основного героя. Самым важным стало настроение пьесы, созданное за счёт душевных переживаний персонажей. Поэтому в творчестве писателя 90-х годов ярко проявились эмоционально-чувственное отражение жизни и лирическая недосказанность, а художественный символ оказался основным компонентом оригинальной образности.

Домашнее задание.

I. Прочитайте лекцию, просмотрите презентацию и ответьте на вопросы.

1. Назовите основные особенности чеховской драматургии.

2. Напишите название театра (в именительном падеже), с которым связан триумф чеховской драматургии на рубеже XIX-ХХ веков.

3. Установите соответствие между названием пьесы и автором.


А. Н. Островский

А. П. Чехов

А. С. Пушкин

А. С. Грибоедов

«Горе от ума»

«Гроза»

«Вишнёвый сад»

«Борис Годунов»


4. Назовите термин, обозначающий пояснение автора в тексте драматического произведения, касающееся обстановки, поведения героев, их жестов, мимики, интонации.

II. Прочитать пьесу А.П. Чехова «Вишневый сад» и заполнить таблицу.

История создания  
Жанровое своеобразие  
Тема (о чём пьеса)  
Сюжет  
Конфликт  
Старые хозяева сада (краткие характеристики)  
Новый хозяин сада (краткие характеристики)  
Представители будущего в пьесе (краткие характеристики)  
Образ вишнёвого сада  

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: