Тема: «Основные жанры оркестровой и симфонической музыки»




Классическая музыка представляет собой огромное разнообразие жанров, различных по содержанию и по своим особенностями.

Жанры музыки делятся в зависимости от способа исполнения произведений.

Инструментальные жанры дают начало двум группам музыкальных произведений - камерной и симфонической.

Камерная музыка предназначена для исполнения солистом или малым количеством музыкантов в небольшом кругу слушателей. К камерным произведениям относятся: соната, сюита, ноктюрн, вариация, прелюдия, экспромт. Их исполняют как солирующие инструменты, так и музыкальные трио, квартеты и т. д.

Симфоническая музыка отличается от камерной тем, что предназначена для симфонического оркестра, является более глубокой и грандиозной.

Жанры симфонической музыки разнообразны и включают в себя как крупные, так и миниатюры.

Также к симфонической музыке относится – увертюра.

Увертюра - оркестровая пьеса, представляющая собой вступление к опере, балету или самостоятельное произведение.

Ещё при опущенном занавесе «увертюра» с первых звуков задаёт соответствующий эмоциональный тон, то есть концентрирует внимание зрителя, настраивает его на идейный смысл произведения и подготавливает к предстоящему на сцене действию.

https://youtu.be/OOyOUgS59f8

 

Симфоническая картина - обычно представляет собой одночастное программное произведение, характеризующееся свободной формой, созерцательностью или неторопливой повествовательностью, обилием живописных деталей. Образы часто связаны с пейзажем или жанрово-бытовыми, сказочно-фантастическими и батальными сценами.

 

https://youtu.be/gFW3X03JLiM

 

Симфоническая поэма - жанр симфонической музыки, созданный венгерским композитором Ференцом Листом и выражающий романтическую идею синтеза искусств, представляет собой одночастное оркестровое произведение, допускающее разнообразные источники программы. Свойственно свободное развитие материала. После ФеренцаЛиста в этом жанре работали Камиль Сен-Санс, Сезар Франк, Берджих Сметана, Антонин Дворжак; в 20 в. - Рихард Штраус, Ян Сибелиус, и др. Большую популярность жанр симфонической поэмы приобрѐл в творчестве русских и советских композиторов.

Послушайте фрагмент симфонической поэмы

 

https://youtu.be/OKLqYuRgKss

 

 

Симфоническая фантазия - жанр симфонической музыки, отличающийся (как и любая музыкальная фантазия) свободой развития, яркими контрастами, сочетанием принципов формообразования. Как правило, одночастное сочинение, имеющее какую-либо программу или основанное на разработке народных, песенно-танцевальных тем. В русской музыке приобрела более широкое распространение.

 

https://youtu.be/sFculjyIHTE

 

Симфония - ведущий жанр оркестровой музыки, сформировавшийся в середине 18 в. Термин, возникший в Древней Греции, обозначал в Западной Европе, до появления жанра симфонии, разнообразные вокально-инструментальные композиции. С 17 в. так называли инструментальные интермедии и вступления к опере. Свой классический облик симфония приобретает у представителей венской классической школы - Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена. В их творчестве откристаллизовался 4-частный сонатно-симфонический цикл, включающий Allegro в сонатной форме, медленную часть, менуэт (позже скерцо) и финал. В эпоху романтизма яркие образцы жанра создали Франц Шуберт, Гектор Берлиоз, Ференц Лист, Феликс Мендельсон, Роберт Шуман, Иоганес Брамс.

Расцвет русской симфонии приходится на 2-ю половину 19 в. и связан, прежде всего, с творчеством Александра Порфирьевича Бородина и Петра Ильича Чайковского. К выдающимся образцам принадлежат симфонии Сергея Сергеевича Прокофьева, Арама Ильича Хачатуряна, и особенно Дмитрия Дмитриевича Шостаковича, 15 симфоний которого стали своеобразной "летописью" эпохи.

https://youtu.be/Ui6bYU2HO4A

КОНЦЕРТ - произведение, в основе которого лежит контраст звучания полного исполнительского состава и отдельных групп или соло либо контраст групп инструментов, вокального или вокально-инструментального состава. 3-частную структуру концерта (соотношение частей: быстро-медленно - быстро) установил Антонио Вивальди. Структура концерта окончательно утвердилась в творчестве композиторов венской классической школы (концерты Йозефа Гайдна, Вольфганга Амадея Моцарта, Людвига ван Бетховена). Обычно рассчитан на одного солиста (существуют также двойные, тройные концерты). В 19 в. появились одночастные (Ференц Лист) и 4-частные (Иоганесс Брамс) концерты. В 20 в. к жанру концерта обращались крупнейшие композиторы - Морис Равель, Бэла Барток, Игорь Федорович Стравинский, Сергей Сергеевич Прокофьев, Дмитрий Дмитриевич Шостакович и др.

Прослушайте фрагмент концерта №1 для ф-но с оркестром П.И.Чайковского

https://youtu.be/BcPY0SZog7Y

 

 

Бесспорно, симфоническая музыка является величайшим явлейнием мировой музыкальной культуры. В бесконечно разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их ритмов, темпов и движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно быстрого - создатели симфоний с большой художественной силой воссоздают различные стороны действительности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: