Музыка при Петре 1. Военные оркестры. Партесное пение. Хоровые концерты В. Титова, Н. Калашникова. Композиции Д. С. Бортнянского
https://www.bibliotekar.ru/2-8-99-26-literatura-i-teatr-pri-petre-1/18.htm
В XVIII веке большинство европейских государств охватило просветительское движение. Благодаря реформам Петра I Россия активно включилась в этот процесс, приобщаясь к достижениям европейской цивилизации. Ее поворот в сторону Европы, породивший феномен «русской европейскости», произошел типично по-русски – круто и решительно. Взаимодействие с более устоявшимися художественными школами Западной Европы позволило русскому искусству пройти путь «ускоренного развития», освоив в исторически сжатые сроки европейские эстетические теории, светские жанры и формы.
Главное достижение русского Просвещения – расцвет личностного творчества, которое приходит на смену безымянному труду художников Древней Руси. Реализуется ломоносовская формула: «будет собственных Платонов и быстрых разумом Ньютонов Российская земля рождать».
Наступает время активного становления светского мировоззрения. Храмовое искусство продолжает свое развитие, однако постепенно отходит на второй план в культурной жизни России. Светская же традиция всемерно укрепляется.
В музыке XVIII века, как в литературе и живописи, утверждается новый стиль, близкий европейскому классицизму.
Новые формы великосветского быта – гуляния в парках, катания по Неве, иллюминации, балы и «маскерады», ассамблеи и дипломатические приемы – способствовали широкому развитию инструментальной музыки. По указу Петра в каждом полку появились военные духовые оркестры. Официальные торжества, балы и празднества обслуживались двумя придворными оркестрами и придворным хором. Примеру двора следовала петербургская и московская знать, которая заводила у себя домашние оркестры. Крепостные оркестры и музыкальные театры создавались и в дворянских усадьбах. Распространяется любительское музицирование, обучение музыке становится обязательной частью дворянского воспитания. В конце столетия многообразная музыкальная жизнь характеризовала быт не только Москвы и Петербурга, но и других русских городов.
|
До 18 века почти единственным видом русского светского музыкального искусства являлись богатые и разнообразные жанры устного народного песенного творчества, а также наигрыши на русских народных инструментах.
Основным видом профессионального письменного русского музыкального искусства было церковное хоровое пение. Полудуховная, философски-покаянная и назидательная тематика была характерна и для камерной вокальной лирики 17 в. так называемых кантов и псалмов.
Утверждение в русском искусстве в первой четверти 18 века светского начала проявляется и в музыкальной культуре. Интерес к различным видам светского музыкального искусства, впервые проявившийся среди образованной части русского общества еще в 17 в., заметно усиливается в первой четверти 18 века
Среди образованной части русского дворянства, духовенства и разночинной интеллигенции возникает тяга к любительскому музицированию, как к одному из излюбленных средств заполнения досуга.
Развивается интерес к игре на клавикордах, скрипке, флейте, гобое и других инструментах. В «Духовном регламенте» содержится пожелание, чтобы семинаристы обучались игре на различных музыкальных инструментах: «и сие не трудно, ибо первого токмо нанять мастера, а от него полученные охотные семинаристы должны будут и других научить на свое место».
|
Феофан Прокопович, организовавший у себя в доме школу для сирот и солдатских детей, считал необходимым обучать их не только латинскому языку, грамматике и философии, но также «рисовать живопись, музыке вокальной и инструментальной».
На ассамблеях Петра 1 Первого — открытых танцевальных вечерах, исполнялись модные в то время галантные танцы: менуэт, контрданс, аллеманда. Уменье танцевать эти новые танцы входит в число обязательных требований, предъявляемых к воспитанию дворянской молодежи.
Дворянские ассамблеи при Петре 1. Маскарады и потехи в Летнем саду
https://www.bibliotekar.ru/2-8-93-dvoryane-pri-petre-1/11.htm
Постоянная служба в армии, в гражданских учреждениях, походы и командировки способствовали общению дворян как между собой, так и с отдельными представителями бюрократии и купечества.
При дворе устраивались маскарады, различные потехи, праздники в Летнем саду, катания по Неве, на которых можно было видеть наряду с дворянством представителей и других групп населения Петербурга.
Стремясь развить общение дворянства между собой и с лицами недворянского происхождения, помимо «подлых», Петр I с 1718 г. в указном порядке начал вводить в быт новый вид собраний, который должен был обеспечить «людскость», — это были ассамблеи.
В «объявлении» генерал-полицмейстера Девиера от 26 ноября 1718 г. указывалось о «порядке собраний в частных домах и о лицах, которые в оных участвовать могут».
|
Такие дворянские ассамблеи собирались «не для только забавы, но и для дела, ибо тут может друг друга видеть и о всякой нужде переговорить, также слышать, что где делается, притом же и забава».
Присутствовать на них имели право помимо дворян «знатные купцы», «начальные мастеровые люди» и «знатные приказные».
Совершенной новостью было участие в ассамблеях женщин.
Первоначально ассамблеи назначались у определенных домовладельцев. Гости могли прибывать и уезжать в пределах назначенного времени и ничем не стеснялись в выборе развлечений—танцах, играх в карты, шахматы и шашки.
В 1723 г. состоялся указ первоприсутствующего в Синоде об устройстве ассамблей даже в московских монастырях.
В знатных домах, у Меншикова, князя Черкасского, были заведены оркестры (литаврщики, флейтщики и др.), развивалась вокальная культура, вместе с тем, большим распространением пользовались русские песни, представления скоморохов и т. д.
Дорогостоящие изменения в дворянском быту принесли широким народным массам, прежде всего крестьянству, новые материальные тяготы и вместе с тем резче отделили дворянство от «подлого народа», подчеркивая привилегированное положение европеизированного «благородного сословия».
Еще в 90-х годах 17 в. в домах московских вельмож стали устраиваться концерты, в которых выступали иностранные музыканты из свиты посла Гвариента. Позднее ежедневно происходили музыкальные собрания или концерты в доме тайного советника Бассевича, где выступала инструментальная капелла герцога голштинского, находившегося в это время в России.
Посещение этих концертов, на которых исполнялись произведения выдающихся итальянских и немецких мастеров (Корелли, Тартини, Телемана), согласно особому царскому указу, было обязательным для столичного дворянства. После отъезда герцога голштинского музыканты его капеллы остались в Петербурге и были зачислены в придворный штат.
Особое внимание проявлялось к музыке военной. Появляются военные духовые оркестры, в которые входили гобои, трубы, валторны, литавры и барабаны.
К 1711 г. относится указ об организации духовых оркестров при каждой воинской части. Широкое проникновение в русский быт маршевых ритмов походно-строевой музыки, исполняемой духовыми оркестрами, оказывает воздействие на музыкально-ритмический склад возникающей в этот период походной солдатской песни, а позднее и на другие жанры городского фольклора.
Выдающееся место принадлежит в это время профессиональной русской хоровой музыке, как церковной, так и светской. В 1713 г. из Москвы в Петербург переводится хор государевых певчих дьяков.
Этот старейший русский профессиональный хор (организованный еще в конце XV в.) значительно увеличивается в своем составе. Помимо мужских голосов, в него вводятся детские голоса, дисканты и альты, позднее этот хор преобразуется в придворную певческую капеллу.
Высокого расцвета достигают в первой четверти 18 века новые формы многоголосной церковной музыки: так называемое «партесное пение», характеризующееся полнозвучностью, эффектностью звучания. Возникшие в 17 в. (сперва на Украине, а затем и в русских городах) богатые и развитые формы партесного пения постепенно вытеснили древнее русское знаменное пение, в основе своей одноголосное.
Новое, партесное пение было связано с развитым многоголосным аккордово-гармоническим складом. Преобладающим было четырехголосное хоровое изложение, но отдельные хоровые композиции создавались и для 8 и 12, даже 24 голосов. Для записи произведений партесной музыки применялась уже не архаическая знаменная (крюковая) нотация, но линейная нотация почти современного типа.
С конца 17 и в 18 века большое значение приобретают концерты — особый род торжественных многоголосных композиций, исполнявшихся во время праздничной церковной службы. От обычных партесных песнопений концерты отличались монументальностью формы, мощностью звучания, богатством звуковых средств, а также виртуозным, мастерским изложением сольных партий.
Дошедшие до нас от конца 17 и первой четверти 18 века хоровые концерты В. Титова, Н. Калашникова и других мастеров этого величественного концертного хорового стиля свидетельствуют о высоком уровне русского композиторского мастерства.
Свое окончательное завершение этот стиль впоследствии находит в хоровых композициях Д. С. Бортнянского (1751—1825 гг.) и в известной мере в торжественных оперных хорах русских композиторов конца 171 и X1X в.
Наряду с многоголосной хоровой музыкой для церкви в первой четверти 18 века широкое развитие получает также светская хоровая музыка — канты панегирического характера. Эти торжественные хоровые песнопения, возникшие на основе нового типа бытовой песенной лирики (канта), исполнялись большими хоровыми коллективами на официальных празднествах по случаю очередных побед русской армии и других событий государственной важности («Кант на заключение Ништадтского мира»). Панегирическим кантам был свойственен блестящий праздничный характер звучания; особенность их мелодики составляло широкое применение фанфарных оборотов.
Наряду с приветственными кантами в первой четверти 18 века получает развитие и бытовая песенная лирика. Мелодическая сторона лирических кантов начала 18 века характеризуется задушевностью, непритязательной искренностью, а порой и ясно выраженной связью с мелодическими оборотами народных песен.
Широкое распространение получает также новый вид легких любовно-лирических песенок или «арий», исполнявшихся на мелодии модных галантных танцев. О большой популярности их свидетельствуют повести этого времени, герои которых объясняются с дамами посредством арий с довольно неуклюжими, тяжеловесными и витиеватыми стихотворными текстами, исполнявшихся на мелодии менуэтов.
«Песню на минувет» (то есть на мелодию менуэта) поет один из героев «Истории об Александре, российском дворянине». Развитие новых форм светской песенной лирики свидетельствует о сдвигах в мировоззрении русских людей в связи с постепенным освобождением от оков религиозного аскетизма, призывавшего к презрению радостей земной жизни.
Изменения, происходящие в первой четверти 18 века в различных областях русского музыкального быта, подготовили дальнейшее развитие русской музыкальной культуры и последующее создание национальной русской композиторской школы.