Альбер Камю будучи, прежде всего писателем, а не только философом (экзист., абсурд), написал множество произведений, в которых изображены и жизнь во всех ее проявлениях с точки зрения экзистенциализма, так и многие вопросы, связанные с проблемой смысла бытия. Например, такие труды Камю, как «Абсурд», где он приходит к такому выводу, что рождение человека и его неизбежная кончина представляет собой факт абсурда. Также можно привести эту же мысль в примере его еще одного произведения – «Миф о Сизифе», человек в этой работе сравнивается с Сизифом, и прямое сходство между ними заключается в схожем образе действий сизифа и человека: каждый обречен выполнять одну и ту же работу – определенный цикл. Сизиф – катить камень в гору, после того как тот скатится, идти за ним вниз, чтобы начать все заново, так и человек - в первом смысле, что он рождается (идет в гору) и неизбежно умирает (идет вниз), и во втором главном смысле, что все его действия на протяжении его жизни пока он еще не умер, бесполезны как и весь труд сизифа, ибо все равно человек умрет и уже будет ровным счетом не важно что он сделал в жизни, как сделал и что вообще не сделал. Но как говорил Сартр, не следует слепо кидаться в рассуждения об абсолютном пессимизме экзистенциализма, Альбер Камю, призывает человека «спускаться с горы», например, возвращаться к себе домой с работы – с улыбкой и быть счастливым. Камю подробно рассматривает вопрос о самоубийстве, который вполне закономерно встает при вышесформулированном заявлении о бессмысленности бытия человека в силу его безысходного завершения. Стоит ли жизнь быть прожитой? Камю говорил: «Есть лишь одна по-настоящему серьёзная философская проблема - проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы её прожить, - значит ответить на фундаментальный вопрос философии».
|
Познавательное усилие ограниченного (смертного) человека наталкивается на "равнодушие и спокойствие того, что не умирает".
Смерть представляется Камю главным свидетельством бессмысленности бытия-в-мире. Вера в смысл жизни "опровергается абсурдностью смерти", "смерть - это невозможность того, чтобы у меня был проект". Мир молчит и бездействует относительно человека, а смерь как раз таки активна по отношению к нему. "Самоубийца полагает, - пишет Камю в "Бунтующем человеке", - что он всё разрушает и всё уносит с собой в небытие, но сама его смерть утверждает некую ценность, которая, быть может, заслуживает, чтобы ради неё жили". Самоубийство, как полагает Камю, - вполне абсурдно. То есть не следует полагать, что ставя такой вопрос Камю призывает всех к самоубийству, он лишь объясняет то, что данный неизбежный вопрос истекает из величайшей сложности найти смысл жизни, и если человек абсолютно разочаровывается и не может его найти, то он приходит к радикальному решению – самоубийству. Но Камю призывает искать его. Понятие пограничной ситуации позволяет порой человеку, который склоняется к идее суицида, переосмыслить свою жизнь и переизбрать ориентиры. Пограничная ситуация, при которой возникает серьёзная опасность для жизни, или же коренной перелом в ней. Термин введён немецким философом и психиатром, одним из создателей экзистенциализма Ясперсом Карлом в работе «Разум и экзистенция», 1935 г. Пограничные ситуации возникают перед лицом смерти, вины, тяжёлых жизненных испытаний, сильных стрессов. При этом организм человека, в целях самосохранения, мобилизует все свои внутренние резервы, чувства максимально обостряются. В кровь вбрасывается адреналин. Пограничная ситуация может привести к прозрению, катарсису, поднять личность на более высокий уровень духовного развития. И не пытаясь далее искать смысла бытия, человек посредством суицида, т.е. абсурда пропагандирует абсурд, т.е. смерь, факт которой и лишает жизнь смысла, получается порочный круг, мы сами для себя смерь и сами же себя лишает смысла жизни. Поэтому вопрос о самоубийстве – абсурден хоть и закономерен в своем появлении.
|
Заключение
В заключение следует сказать, что человек всегда стоит перед выбором, и что смысл его бытия в том, какой он сделает выбор. Если говорить бытовым языком, то цель нашей жизни быть счастливым и смысл в том, чтобы правильно решить для себя каким путем мы этого счастья добьемся. Выбор каждого человека, определяет все человечество в целом, один как составляющая единого. Человек уже рождаясь – существует, экзистенция, но чтобы определить свою сущность и понять ее, ему как раз и следует делать определенные решения и следовательно действия. Тогда лишь он прейдет от простого существования к эссенции, своей сущности, а, следовательно, будет близок и к пониманию своей сути, смысла бытия. И, хотя определить смысл бытия нельзя, можно предположить, что смысл бытия в поиске смысла бытия, это процесс на пути человека от существования к эссенции – к своей сущности.
Список используемой литературы
1. Жан Поль Сартр «Экзистенциализм – это гуманизм»
2. Биография Жана поля Сартра
3. Альбер Камю «Абсурд»
4. Альбер Камю «Миф о Сизифе»
5. Биография Альбера Камю
6. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е. Ф. Губский и др. 2003г.
7. Философский энциклопедический словарь.- М.: Советская энциклопедия 1989г.
8. Учебник В. А. Канке «Философия» М., 2002г.
9. Интернет-ресурсы www.prog10.narod.ru/glava11.htm - «суть философской проблемы бытия»