Синтаксические средства.




Изобразительно-выразительные средства языка

Фонетические средства

Аллитерация повтор согласных звуков. Является приемом выделения и скрепления слов в строке. Увеличивает благозвучие стиха.

Ассонанс повторение гласных звуков.

ЗВУКОПОДРАЖАНИЕ - один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений («эха хохотанье», «топот копыт»).

Лексические средства

Антонимы разные слова, относящиеся к одной части речи, но противоположные по значению (добрый – злой, могучая – бессильная). Противопоставление антонимов в речи является ярким источником речевой экспрессии, устанавливающей эмоциональность речи: он был слаб телом, но силен духом.

Контекстные (или контекстуальные) антонимы это слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в тексте: Ум и сердце – лед и пламень – вот основное, что отличало этого героя.

Гипербола образное выражение, преувеличивающее какое-либо действие, предмет, явление. Употребляется в целях усиления художественного впечатления.: Снег валил с неба пудами.

Литота – художественное преуменьшение: мужичок с ноготок. Употребляется в целях повышения художественного впечатления.

Индивидуально-авторские неологизмы (окказионализмы) - благодаря своей новизне позволяют создавать определенные художественные эффекты, выражать авторский взгляд на тему или проблемы: … как бы нам самим следить, чтобы наши права не поширялись за счет прав других? (А. Солженицын)

Использование литературных образов помогает автору лучше пояснить какое-либо положение, явление, другой образ: Григорий был, видимо, родной брат Илюше Обломову.

Синонимы это слова, относящиеся к одной части речи, выражающие одно и то же понятие, но в то же время различающиеся оттенками значения: Влюбленность – любовь, приятель – друг.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы слова, являющиеся синонимами только в данном тексте: Ломоносов – гений – любимое дитя природы. (В. Белинский)

Стилистические синонимы отличаются стилистической окраской, сферой употребления: усмехнулся – хихикнул – засмеялся – заржал.

Синтаксические синонимы параллельные синтаксические конструкции, имеющие разное построение, но совпадающие по своему значению: начать готовить уроки – приступить к подготовке уроков.

Метафора скрытое сравнение, основанное на сходстве между далекими явлениями и предметами. В основе всякой метафоры лежит неназванное сравнение одних предметов с другими, имеющими общий признак.

В художественной речи автор употребляет метафоры для усиления выразительности речи, для создания и оценки картины жизни, для передачи внутреннего мира героев и точки зрения рассказчика и самого автора.

В метафоре автор создает образ – художественное представление о предметах, явлениях, которые он описывает, а читатель понимает, на каком именно сходстве основана смысловая связь между переносным и прямым значением слова: Добрых людей на свете было, есть и, надеюсь, будет всегда больше, чем плохих и злых, иначе в мире наступила бы дисгармония, он перекосился бы…опрокинулся и затонул. Эпитет, олицетворение, оксюморон, антитеза могут рассматриваться как разновидность метафоры.

Развернутая метафора развернутое перенесение свойств одного предмета, явления или аспекта бытия на другой по принципу сходства или контрасту. Метафора отличается особой экспрессивностью. Обладая неограниченными возможностями в сближении самых разных предметов или явлений, метафора позволяет по-новому осмыслить предмет, вскрыть, обнажить его внутреннюю природу. Иногда является выражением индивидуально-авторского видения мира.

Метонимия перенос значений (переименование) по смежности явлений. Наиболее употребительные случаи переноса:

а) с человека на его какие-либо внешние признаки: Скоро ли обед? – спросил постоялец, обращаясь к стеганой жилетке;

б) с учреждения на его обитателей: Весь пансион признавал превосходство Д.И. Писарева;

в) имени автора на его творение (книгу, картину, музыку, скульптуру): Великолепный Микеланджело! (о его скульптуре) или. Ч итая Белинского…

Синекдоха прием, посредством которого целое выражается через его часть (нечто меньшее входящее в нечто большее, замена множественного числа единственным; употребление названия части вместо целого или общего, и наоборот). Разновидность метонимии.Например: «Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину?» Отсель грозить мы будем шведу, /Здесь будет город заложен /Назло надменному соседу… А.С. Пушкин

Оксюморон (Оксиморон) (от греч. oxymoron – остроумно-глупое) сочетание противоположных по смыслу определений, в результате которого возникает новое смысловое значение;сочетание контрастных по значению слов, создающих новое понятие или представление. Это соединение логически несовместимых понятий, резко противоречащих по смыслу и взаимно исключающих друг друга. Этот прием настраивает читателя на восприятие противоречивых, сложных явлений, нередко – борьбы противоположностей. Чаще всего оксюморон передает отношение автора к предмету или явлению: Грустное веселье продолжалось… Живой труп. Слёзы радости.

Олицетворение один из видов метафоры, когда перенос признака осуществляется с живого предмета на неживой (неодушевленный). При олицетворении описываемый предмет внешне употребляется человеку: Деревца, нагнувшись ко мне, протянули тонкие руки. Еще чаще неодушевленным предметом приписываются действия, которые допустимы лишь людям (даром речи, способностью мыслить, чувствовать, переживать, действовать): Дождь зашлепал босыми ножками по дорожкам сада. О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно? Ф.И. Тютчев

Оценочная лексика – прямая авторская оценка событий, явлений, предметов: Пушкин – это чудо. Перифраз(а) использование описания вместо собственного имени или названия; описательное выражение, оборот речи, замещающее слово. Используется для украшения речи, замены повтора: Город не Неве приютил Гоголя. Создатель «Евгения Онегина» (вместо Пушкин).Петра творенье (Петербург). Пословицы и поговорки, используемые автором, делают речь образной, меткой, выразительной. Сравнение одно из средств выразительности языка, помогающее автору выражать свою точку зрения, создавать целые художественные картины, давать описание предметов. В сравнении одно явление показывается и оценивается путем сопоставления его с другим явлением. Сравнение обычно присоединяется союзами: как, словно, будто, точно, и т.д. но служит для образного описания самых различных признаков предметов, качеств, действий. Например, сравнение помогает дать точное описание цвета: Как ночь, черны его глаза.

1. При помощи союзов как, как будто, словно, точно, подобно, что (в значении как). Глаза как звёзды.

2. С использованием творительного падежа. Тревога змеею вползла в наши сердца.

3. С использованием соотносительных форм. Белей, чем горы снеговые…

4. Отрицательное сравнение. Не ветер бушует над бором…

5. Развёрнутое сравнение. Так летом глыба снеговая, // Цветами радуги блистая, // Висит, прохладу обещая, // Над беззаботным табуном…

Есть сравнения, которые включаются в предложение с помощью слов: похож, подобен, напоминает:…бабочки похожи на цветы.

Сравнение может представлять и несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически. Таких сравнений две разновидности:

1) развернутое, разветвленное сравнение-образ, в котором основное, исходное сравнение конкретизируется рядом других: Звезды вышли на небо. Тысячами любопытных глаз они устремились к земле, тысячами светлячков зажгли ночь.

2) Развернутый параллелизм (вторая часть таких сравнений обычно начинается словом так): Церковь вздрогнула. Так вздрагивает застигнутый врасплох человек, так лань трепетная срывается с места, еще даже не поняв, что произошло, но уже ощутив опасность.

Фразеологизмы это почти всегда яркие выражения. Поэтому они – важное экспрессивное средство языка, используемое писателями как готовые образные определения, сравнения, как эмоционально-изобразительные характеристики героев, окружающей действительности и т.д.: у таких людей, как мой герой, есть искра божия. Цитаты из других произведений помогают автору доказать какой-либо тезис, положение статьи, показать его пристрастия и интересы, делают речь более эмоциональной, выразительной: А.С. Пушкина, «как на первую любовь», не забудет не только «России сердце», но и мировая культура.

Эпитет слово, выделяющее в предмете или явление какие-либо его свойства, качества или признаки. Эпитетом называют художественное определение, т.е красочное, образное, которое подчеркивает в определяемом слове какое-нибудь его отличительное свойство. Эпитетом может служить всякое значащее слово, если оно выступает как художественное, образное определение к другому:

1) существительное: болтушка сорока.

2) прилагательное: роковые часы.

3) Наречие и деепричастие: жадно всматривается; слушает замерев; но чаще всего эпитеты выражаются с помощью прилагательных, употребленных в переносном значении: взоры полусонные, нежные, влюбленные.

Используя эпитет, автор выделяет те свойства и признаки изображаемого им явления, на которые он хочет обратить внимание читателя. С помощью эпитета автор конкретизирует явления или их свойства.

Метафорический эпитет – образное определение, переносящее на один предмет свойства другого предмета.

Аллюзия – стилистическая фигура, намек на реальный литературный, исторический, политический факт, который предполагается известным.

Реминисценция – черты в художественном произведении, наводящие на воспоминание о другом произведении. Как художественный прием рассчитана на память и ассоциативное восприятие читателя. Металепсис разновидность метонимии, в которой заменяется логически предшествующее понятие последующим, или наоборот. Чтобы понять, надо сначала услышать. Катахреза (от греч. katachresis – злоупотребление) – необычное или ошибочное сочетание слов (понятий) вопреки несовместимости их буквальных значений. Зелёный шум. Есть (пожирать) глазами Эмфаза сужение значения. Тут нужен герой, а он только человек (то есть трус). Эвфемизм (от греч. еu – хорошо + phemi – говорить) –слово или выражение, смягчающее или заменяющее оборот, который по каким-то причинам не может быть употреблён. Ваша невеста долго жить приказала (вместо умерла).

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления действительности при помощи конкретного жизненного образа. Хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность – в обличии волка, коварство – в виде змеи. Басни И.А. Крылова. Библейское изречение: «Перекуём мечи на орала» – аллегорический призыв к миру. Ирония скрытая насмешка. Забил снаряд я в пушку туго // И думал: угощу я друга! // Постой-ка, брат, мусью…Откуда, умная, бредёшь ты, голова?.. (об осле). Сарказм – злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры. Символ (от греч. symbolon – условный знак) – слово или выражение, скрывающие в себе особый, тайный смысл, раскрывающийся только в контексте произведения. Тень несозданных созданий колыхается во сне, // Словно лопасти латаний на эмалевой стене… Тайны созданных созданий с лаской ластятся ко мне, /\ И трепещет тень латаний на эмалевой стене … (эмалевая стена – ширма, за которой молодая женщина играет на рояле, созданные создания – музыка).

Овеществление уподобление явлений одушевлённого мира неодушевлённым предметам. Гвозди б делать из этих людей: // Крепче б не было в мире гвоздей…

Окказионализмы (от лат. occasionalis - случайный) – разновидность неологизмов (см.): индивидуально-авторские слова, созданные поэтом или писателем в соответствии с законами словообразования языка, по тем моделям, которые в нем существуют, и использующиеся в художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности («…молоткастый, серпастый советский паспорт», «Мне наплевать на бронзы многопудье…» В.

Маяковский) или языковой игры:

Умненькая учица,

над столом склоненная,

щурится, очкарица,

вредница-ехидница.

А. Левин («Серенькая учица», 1983-95)

Диалектизмы - слова и выражения, присущие народной речи, местному

говору (черевики - туфельки, баз - двор, бирюк - одинокий и угрюмый человек), используются в художественном тексте, как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы, профессионализмы, жаргонизмы), как средство художественной выразительности (например, в качестве одного из способов речевой характеристики персонажа).

Архаизмы (от греч. archaios - древний) - устаревшие слова и выражения, использующиеся, как правило, в «высоком поэтическом» стиле и придающие художественной речи торжественность «Угас, как светоч, дивный гений» (М.Ю. Лермонтов); «Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия...» (А.С. Пушкин). Однако А. могут вносить в текст и иронический оттенок: «Опять я в деревне. Хожу на охоту, // Пишу мои вирши - живется легко...» (Н.А. Некрасов).

Жаргон (от франц. jargon) - эмоционально и экспрессивно окрашенная речь, отличная от общеупотребительной; ненормативный условный язык какой-либо социальной группы, содержащий много слов и выражений, не входящих в разговорный язык. По-своему дублирует последний, но в «зашифрованной» форме; делает речь говорящих на нем непонятной для непосвященных. Разновидности Ж.: великосветский или салонный, студенческий, армейский, воровской, спортивный, молодежный, семейный и пр. (например, на жаргоне бандитов: хаза - притон, пушка, волына - револьвер, крысячить - красть, лох - разиня, бесхитростный человек, а также - бизнесмен, торговец;

бабки - деньги). Жаргонизмы используются в художественном тексте как лексическое

средство художественной выразительности.

Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи людей различных профессий и обслуживающие различные сферы профессиональной деятельности, но не ставшие общеупотребительными. П., в отличие от терминов, считаются «полуофициальными» словами (лексемами), не имеющими строгого научного характера, например: органика - органическая химия, баранка - руль автомобиля. В художественной литературе П., как и другая лексика, имеющая ограниченную сферу употребления (просторечные элементы, диалектизмы, жаргонизмы), используются в качестве одного из способов характеристики персонажа, например: «Мы говорим не штормы, а шторма» (В. Высоцкий).

Неологизм (от греч. neos – новый и logos - слово) - новообразованное (или нововведенное в язык) слово или выражение, отражающее появление в жизни людей новых понятий, явлений, предметов. Н. образуются как на основе существующих форм, в соответствии с законами языка («Будет буря— мы поспорим // И помужествуем с ней» (Н.М. Языков); «О, рассмейтесь, смехачи» (В. Хлебников)), так и путем заимствования (тинейджер, брэнд). Н. используются в

художественном тексте как лексическое средство художественной выразительности.

 

Синтаксические средства.

Авторская пунктуация это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный смысл, вложенный в них автором. Чаще всего в качестве авторских знаков используется тире, которое подчеркивает либо противопоставляет: Рожденный ползать – летать не может, либо особо выделяет второю после знака часть: Любовь – главнее всех. Авторские восклицательные знаки служат средством выражения радостного или горестного чувства, настроения.

Анафора, или единоначатие это повторение отдельных слов или оборотов в начале предложения. Используется для усиления высказанной мысли, образа, явления: Как рассказать о красоте неба? Как поведать о чувствах, переполняющих душу в этот момент?

Антитеза стилистический прием, который состоит в резком противопоставлении понятий, характеров, образов, создающий эффект резкого контраста. Она помогает лучше передать, изобразить противоречия, противопоставить явления. Служит способом выражения авторского взгляда на описываемые явления, образы и т.д.

Восклицательные частицы способ выражения эмоционального настроя автора, прием создания эмоционального пафоса текста: О, как ты прекрасна, земля моя! А как хороши твои поля!

Восклицательные предложения выражают эмоциональное отношения автора к описываемому (гнев, иронию, сожаление, радость, восхищение): Безобразное отношение! Как можно беречь счастье! Восклицательные предложения выражают также побуждение к действию: Сбережем свою душу как святыню!

Градация стилистическая фигура, заключающая в следовательном нагнетании или, наоборот, ослаблении сравнений, образов, эпитетов, метафор и других выразительных средств художественной речи: Ради своего ребенка, ради семьи, ради народа, ради человечества – берегите мир! Градация бывает восходящая (усиление признака) и нисходящая (ослабление признака).

Инверсия обратный порядок слов в предложении. При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное – после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия – перед глаголом: Современная молодежь быстро поняла ложность этой истины. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами. Это сильное выразительное средство, употребляемое в эмоциональной, взволнованной речи: Родина любимая, земля моя родная, тебя ли нам беречь!

Композиционный стык это повторение в начале нового предложения слова или слов из предыдущего предложения, обычно заканчивающих его: Все сделала для меня Родина. Родина меня выучила, вырастила, дала путевку в жизнь. Жизнь, которой я горжусь.

Многосоюзие риторическая фигура, состоящая в намеренном повторении сочинительных союзов для логического и эмоционального выделения перечисляемых понятий: И гром не грянул, и небо не обрушилось на землю, и реки не разлились от такого горя!

Парцелляция (от фр. parcelle - частица) - интонационно-стилистическая фигура: синтаксическое выделение отдельных частей или слов фразы (чаще всего однородных членов) или частей сложносочиненного (сложноподчиненного) предложения в качестве самостоятельных предложений с целью усиления их смысловой весомости и эмоциональной нагрузки в тексте;

прием расчленения фразы на части или даже на отдельные слова. Ее цель – придать речи интонационную экспрессию путем ее отрывистого произнесения: 1)Поэт внезапно встал. Побледнел.

2)И пляшет тень его в окне Вдоль насыпи. В ночи осенней. Там. За Араксом. В той стране.

3)«И здесь-то Латышев, если он ученый, интеллигент, должен был толкнуть гарпунёра под локоть и обругать капитана за бездумность. И охранять белого кита от дураков, и дать красавцу уплыть дальше в легенды» (В. Конецкий).

Повтор сознательное употребление одного и того же слова или сочетания слов с целью усилить значение этого образа, понятия и т.д.: Пушкин был страдалец, страдалец в полном смысле этого слова.

Присоединительные конструкции построение текста, при котором каждая последующая часть, продолжая первую, основную, отделяется от нее длительной паузой, которая обозначается точкой, иногда многоточием или тире. Это средство создания эмоционального пафоса текста: Белорусский вокзал в День Победы. И толпа встречающих. И слезы. И горечь утрат.

Риторические вопросы и риторические восклицания (от греч. rhetor - оратор) 1)стилистическая фигура: вопросительное предложение, содержащее утверждение (или отрицание), оформленное в виде вопроса, не требующего ответа; 2) особое средство создания эмоциональности речи, выражения авторской позиции; стилистическая фигура: восклицательное предложение, усиливающее эмоциональность высказывания:

«Тройка! Птица-тройка!» (Н.В. Гоголь). Р. воск. может сопутствовать гиперболизация,

например: «Пышный! Ему нет равной реки в мире!» (о Днепре) (Н.В. Гоголь).

Р. вопрос. ставится не с целью получить ответ, а для того чтобы привлечь внимание

читателя (слушателя) к тому или иному явлению. Р. в. используется в поэтической и

ораторской речи, в публицистических и научных текстах, в художественной прозе, а

также в разговорной речи.

Не вы ль сперва так злобно гнали

Его свободный, смелый дар

И для потехи раздували

Чуть затаившийся пожар?…

М.Ю. Лермонтов

Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? Кто в минуту гнева не требовал от них роковой книги, дабы вписать в оную свою бесполезную жалобу на притеснение, грубость и неисправность? Кто не почитает их извергами человеческого рода, равными покойным подьячим или, по крайней мере, Муромским разбойникам?

Какое лето, что за лето? Да это просто колдовство!

Риторическое обращение (от греч. rhetor - оратор) - стилистическая фигура: подчеркнутое, однако имеющее условный характер обращение к кому-л.(чему-л.). По форме будучи обращением, Р. о. служит не столько для называния адресата речи, сколько для того чтобы выразить отношение к тому или иному предмету или явлению: дать ему эмоциональную оценку, придать речи необходимую автору интонацию (торжественность, сердечность, иронию и т. д.).

Цветы, любовь, деревня, праздность, Поля! я предан вам душой. А.С. Пушкин

Синтаксический параллелизм одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений. С его помощью автор стремиться выделить, подчеркнуть высказанную мысль: Мать – это чудо земное. Мать – это слово святое.

Сочетание коротких простых и длинных сложных или осложненныхразнообразными оборотами предложений помогает передать пафос статьи, эмоциональный настрой автора.

«Бинокли. Бинокли.люди хотят быть ближе к Джоконде. Рассмотреть поры ее кожи, ресницы. Блики зрачков. Они будто ощущают дыхание Моны Лизы. Они, подобно Вазари, чувствуют, что «глаза Джоконды имеют тот блеск и ту влажность, какие обычно видны у живого человека…а в углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса…И они это видят и слышат. И это не чудо. Таково мастерство Леонардо».

«1855 год. Зенит славы Делакруа. Париж. Дворец изящных искусств… в центральном зале экспозиции – тридцать пять картин великого романтика».

Односоставные, неполные предложения делают авторскую речь более выразительной, эмоциональной, усиливают эмоциональный пафос текста: Джоконда. Лепет людской. Шепот. Шорох платьев. Тихие шаги… Ни одного мазка, - слышу я слова. – Нет мазков. Как живая.

Эпифора одинаковая концовка нескольких предложений, усиливающая значение этого образа, понятия и т.д.: я всю жизнь шел к тебе. Я всю жизнь верил в тебя. Я всю жизнь любил тебя.

Умолчание – прерывание речи в расчете на догадку читателя, который должен мысленно закончить ее. Там на большой дороге, ночью, в роще ... (А.С.Пушкин)

Эллипсис пропуск в речи какого-нибудь подразумеваемого слова, члена предложения, чаще всего сказуемого. Пороша. Мы встаем, и тотчас (...) на коня, И рысью (...) по полю при первом свете дня. (А.С. Пушкин)

Бессоюзие - стилистическая фигура: такое построение речи, при котором союзы, соединяющие слова, опущены. Придает высказыванию стремительность, динамичность, помогает передать быструю смену картин, впечатлений, действий.

Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах. А.С. Пушкин

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: