Мифологические песни «Старшей Эдды».




Скандинавские племена – германцы и эмигранты. История исландской литературы начинается с иммигрантов. Викингам не нравилась королевская власть, поэтому они уплыли. Самая воинственная часть – викинги – осуществили абсолютно мирное переселение. Всегда брали с собой бревно из домашнего очага. Это символ Тора (Донара). Плыли за бревном. Куда приставало – там высаживались. Исландия никем не управлялась – эпоха народовластия. Страну населяли единоличные бонды. Жизнь заставила ценить людей по их личным качествам. Раз в году все они собирались, выбирали главного (самого умного), который решал все вопросы. Нет войн, нападений. Жили изолированными хуторами, человек всегда готов к смерти. Идея трагической обреченности, судьбы. У древних греков такой обреченности не было. Пример: Ахилл. Древний скандинав не знает, когда умрет, может не успеть того, что хотел сделать в этой жизни.

Три рода памятников: саги (родовые саги), в них нет вымысла. Они повествуют об исключительных людях. Любопытные психологические этюды. Королевские саги. Самая известная – «Круг земной» Снорре Стурлсона. Есть еще саги развлекательного характера – так называемые, лживые саги.

Второй вид – поэзия скальдов. Скальды – воины-поэты. Она написана особым языком. Такие метафоры, которые не сразу можно было понять. Эти фигуры назывались кенингами. Чем больше их знал скальд, тем он считался талантливее. Корабль – наездник бури, воин – копье битвы, древко битвы. Лучшие кенинги основывались на мифологии.

Третий род – песни Эдды. Старшая (стихотворная) Эдда – 36 канонических песен о богах и героях. Основная часть сложена в древности. Песни складывались еще у континентальных германцев. Упоминание о Рейне, немецких пейзажах, Сигурде (Зигфриде).

Песни Старшей Эдды сохраняют представления древних германцев. Эта рукопись создавалась примерно в 10 веке. Записана Эдда в 12 веке, а потом утеряна. Найдена только 1643 году в Копенгагене, названия нет.

До того, как она была найдена, существовала «Эдда» Снорре Стурлсона. Проза, создана в помощь скальдам. В этой «Эдде» были расшифрованы главные кенинги. Основная часть: прозаический рассказ о древнеисландской мифологии. Проза этой книги переложена со «Старшей Эдды». Отсюда и название. Просто Эдду стали называть младшей. Одни считают, что Эдда происходит от слова, означающего поэтика. Второе толкование – хутор, где Снорре писал Эдду. Третий – в одном из диалектов Эдда означает прабабушка. Песни Эдды очень небольшие, сосредоточены на одном эпизоде. Ассоциации с остальными песнями. Много перечислений. Коспективное содержание. В этих песнях закодировано куда большее содержание.

Песни о богах и о героях – 2 части. Песни содержат большой материал по мифологии. У древних греков мифы жизнеутверждающие. У скандинавов все грустно. Боги небессмертны. Боги погибнут, защищая этот мир. Боги не снисходительны, как у греков. У древних германцев они только ЧУТЬ лучше людей, существуют в союзе с ними, потому что только так можно отсрочить Рагнарёк. Это вечная зима перед концом мира.

 

Главные боги делятся на два лагеря: асы, которые верховные, и ванны, более древние, боги природы. Они в постоянной борьбе, но идея Рагнарека объединила их. Великаны ётуны (турсы) более древние, чем боги, но они носители зла. Возможно, именно они создали мир. Еще есть цверги и Альбы/альвы – карлики. Цверги – искусные мастера, хранят сокровища, а альвы – более темные, нейтральные. Асы и ванны дали друг дуруг заложников.

О создании мира мы узнаем из первой песни «Прорицания пророчицы». Именно здесь картина сотворения мира, золотого века и гибели. Здесь же и надежда на новый, обновленный мир, где все примирятся.

Верховный бог – Один (Вотан). Происходит из диалектов. Первая версия происхождения имени – отец, прародитель, вторая – бешеный. Берсерк, ритуальное бешенство. Ему поклонялись воины, бог войны. У него есть дочери – валькирии, крылатые девы, которые носятся над воинами во время битвы и подбадривают их.

Песнь о валькирии, которую Вотан послал на битву двух конунгов – немолодого, заслуженного, которому Вотан симпатизировал и молодого. Она отдала победу молодому, за это Вотан наказал ее – потеря памяти, потом ее будят, теряет свой дар валькирии. Песнь о Нибелунгах.

Вотан еще и бог-мудрец. За знания и мудрость он отдает глаз, висит 9 дней на ясене – древе знаний. Постоянно ходит по миру как странник. Черный плащ, два волка и ворона. Поддерживает баланс добра и зла. Есть в песнях «Старшей Эдды» собрание житейской мудрости. «Речи высокого».

Тор – бог крестьян, рыжий. В руках молот Мьёлльнир. Бог грозы. Этот молот – залог существования мира. Его наделили человеческими чертами. Великий воин, но может быть напуган. Пытался выловить из океана Мирового Змея.

Локи – бог зла, коварства, огня. Живет среди асов. Прародитель мирового зла. Три ребенка: Мировой Змей, великанша Хель, мировой волк – Фенрир. Сначал он был чудесным щенком, потом вырос и рвал все цепи. Его поймали хитростью, но с жертвами.

Богини: Фригг и Фрейя. Фрейя – заложница из ванов, богиня красоты. Появляется в виде гигантской кошки или на карете, запряженной кошками или пантерами.

Строение мира – мир как система усадеб. Ясень мировое древо.

Асгард – обиталище асов. Там есть Вальхалла, чертог Одина, где он пирует вместе с воинами, которые выступят в ним в последней битве. Мидгард – срединный мир, мир людей. Вокруг него Утгард, где собрано все зло. Вокруг Утгарда – мировой змей. Мидгард и Асгард соединяет радуга-мост, по которому может передвигаться только Один. Мифльхайм – царство великанши Хель. Урдр – источник мудрости. Рядом с ним обитают вещие старухи норны. Сообщение между всеми этими мирами происходит при помощи белки Рататокс.

Исландские саги. Основные разновидности и художественная специфика.

Исландские саги восходят к устным рассказам о первых поселенцах, к родовым преданиям. Существовали рассказчики саг, почти певцы. С течением времени саги слагались в биографию героя, объединенную генеалогически с другими циклами. Письменно появились в исторических работах исландских клириков, которые любили свой язык.

«Книга об исландцах» (1130) Арии Торгильссона, краткая история и «Книга о занятии земли» - список первых поселенцев и их родов. Обычно родовые саги охватывают историю нескольких поколений. Герои в таких сагах не идеализированы. Человек верит только в себя, чудес нет. В противоположность ирландским сагам, они имеют исторический и бытовой характер. Фантастика проникает только в упадок.

«Сага об Эгиле» - классическая биография викинга. «Сага о Ньяде» - лучший законник Исландии, его семью сжигают, зять всем мстит. Романтические мотивы в поздних сагах, иногда уже без исторической достоверности. «Сага о Фритьофе» - послужила материалом для поэмы. Многие саги действуют за пределами Исландии. «Сага об Эйрике Красном» открытие Гренландии и Сев Америки. Исторические саги о норвежских королях. Ими пользовался Снорри Стурлуссон в «Книге норвежских королей».

Существуют еще саги легендарного и фантастич содержания. Прикреплены к именам легендарных героев. Их называли лживыми сагами. «Сага об Орвад-Одде», 300 лет живет, сражается с великанами, умирает как вещий Олег. Письменные такие саги появляются с середины 13 века и вытесняют другие типы саг. В форме саг обрабатываются песни героич эпоса «Сага о Волсунгах», совпадает с Эддой про сигурда. Середина 13 «Сага о Тидреке – Дитрихе Бернском». Биографическое собрание всех саг о нем. Во второй половине 13 века усваивается новая рыц культура – появляются рыцарские саги, переводы эпич поэм «Саги о Карле Великом», о Тристане, об Артуре. К началу 14 века исчерпались возможности. Порабощение чужими.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-18 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: