Лекция 16. Управление рисками на предприятии.




В рамках функции управления маркетингом особое место занимает про­блема управления рисками, такое управление предприятием, которое позво­ляет избегать излишних, непредвиденных рисков. Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыноч­ной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерче­ской деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, труд­но полностью исключить риски. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и ма­териальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность про­ведения внешнеторговых операций. Риск — это неотъемлемая сторона предприниматель­ства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует ис­кусство и повышает культуру управленческой деятельности. Риски, страхуемые в страховых компаниях Наиболее распространенный метод страхования риска – заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой Рассмотрим наиболее рас­пространенные виды страхования, связанные с предпринимательской дея­тельностью. Страхование имущества предприятия. Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения, ура­гана и т.п.). Страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее пере­возки. В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспорт­ных средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгружен­ных покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует товары на период их транспортировки. Страхование транспортных средств. Предприятие страхует все принадле­жащие ему транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, пере­движные подъемно-транспортные средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара, кражи, столкновения с другими транс­портными средствами и неподвижными предметами. Компенсационное страхование. Этот вид страхования предусматривает оп­ределенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти. Медицинское страхование. Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского страхового полиса в различного рода лечебные за­ведения, обеспечивающие медицинское обслуживание работников предприя­тия. Страхование вынужденной приостановки работы предприятия. В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных обстоятельств не­преодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период вынужденной остановки предприятия. Во многих западных компаниях существует должность управляющего по рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового ди­ректора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхо­ванию имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо пу­тем привлечения страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет улучшения управленческой деятельности.

Лекция 17. Назначение и основные цели бизнес-плана

Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три — пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы — в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий ис­пользуется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается де­тальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц).Круг пользователей бизнес-плана весьма широк:- сами разработчики.- сотрудники предприятий, которые могут принимать уча­стие в подготовке бизнес-плана.- потенциальные инвесторы. Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения сле­дующих задач:- четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных коли­чественных показателей их реализации и сроков достижения;- разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и орга­низационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;- определения необходимых объемов финансирования и поиска его источ­ников;- выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;- организации системы контроля за ходом осуществления проекта;- подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения ин­весторов к финансированию проекта. Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:- быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;- его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;- носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по про­екту, представляющую интерес для инвестора;- опираться на реальные факты и обоснованные предложения;- иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения по­ставленных целей;- обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинго­вое, организационное, финансовое обеспечение;- иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;- обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректиро­вок в разработанные программы;- иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей. Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов. Разработана типовая структура бизнес-плана: Титульный лист Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следу­ющие данные:- полное название фирмы;- сведения о владельцах или учредителях;- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;- общая стоимость проекта;- указание на конфиденциальный характер данного документа.
 
 
Вводная часть Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потен­циального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну — четыре страницы. Раздел вклю­чает:- более подробную характеристику направления деятельности предприятия;- общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе прове­денного предпринимателем анализа рыночной ситуации и перспектив ее из­менения в будущем;- обоснование перспективности проекта;- необходимый объем инвестиций для реализации проекта;- контрольные сроки по проекту.К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как под­готовлены остальные разделы бизнес-плана. Анализ положения дел в отрасли Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованно­сти главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплек­сных маркетинговых исследований по следующим показателям:- динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозиру­емые темпы их роста;- тенденции ценообразования;- всесторонняя характеристика конкурентов;- выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;- характеристика потребителей;- оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;- перспективные рыночные возможности. Сущность проекта В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпо­сылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:- основные цели, которые ставит перед собой предприниматель;- характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;- подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры ко­торого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;- стадия разработки, патентная чистота и защита товара;- характеристика предприятия;- общая стоимость "проекта, включающая размеры и график производст­венных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продук­ции и организации управления. План маркетинга Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:- программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;- общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по пе­риодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощ­ность;- направления совершенствования продукции;- требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;- обоснование ценовой политики;- планирование сбыта;- планирование товародвижения;- планирование рекламной кампании;- планирование сервиса;- система маркетингового контроля. Производственный план Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере про­изводства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо ос­ветить следующие моменты:- производственные мощности;- описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;- субподрядчики;- оборудование;- производственные площади;- сырье;- себестоимость. Организационный план Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обес­печению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления спе­цифике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых пред­приятий — с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:- организационно-правовая форма;- организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;- характеристика предпринимателей;- характеристика руководящего состава;- работа с персоналом;- материально-техническая обеспеченность управления;- местонахождение предприятия. Оценка рисков Назначение раздела — в определении потенциальных проблем и труд­ностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Ин­вестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:- перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реа­лизацию проекта;- определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат веро­ятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;- разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагопри­ятных событий;- обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми в силу этого можно пренебречь. Финансовый план Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой ус­тойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:- сводный баланс доходов и расходов;- план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;- балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;- план по источникам.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: