В рамках функции управления маркетингом особое место занимает проблема управления рисками, такое управление предприятием, которое позволяет избегать излишних, непредвиденных рисков. Любой предприниматель, хозяйственный руководитель в условиях рыночной экономики обязан нести риски, связанные с производственно-коммерческой деятельностью, и отвечать за последствия различных нежелательных событий, оказывающих отрицательное воздействие на конкурентные позиции предприятия на рынке. Вместе с тем даже при самом умелом управлении, когда учитываются все или почти все возможности наступления неблагоприятных событий, трудно полностью исключить риски. Фактор риска заставляет предпринимателя экономить финансовые и материальные ресурсы, обращать особое внимание на расчеты рентабельности новых проектов, эффективности коммерческих сделок, целесообразность проведения внешнеторговых операций. Риск — это неотъемлемая сторона предпринимательства, но на него нужно идти сознательно, после тщательных расчетов и раздумий. Наличие риска в предпринимательской деятельности шлифует искусство и повышает культуру управленческой деятельности.
Риски, страхуемые в страховых компаниях Наиболее распространенный метод страхования риска – заключение страхового договора (страхового полиса) с одной из страховых компаний, (государственной или коммерческой Рассмотрим наиболее распространенные виды страхования, связанные с предпринимательской деятельностью.
Страхование имущества предприятия. Обычно имущество предприятия страхуется от стихийных бедствий (пожара, наводнения, землетрясения, урагана и т.п.).
Страхование отгруженной с предприятия продукции на период ее перевозки. В зависимости от базисных условий сделок, используемых транспортных средств и рисков полной или частичной гибели проданных и отгруженных покупателям товаров предприятие само либо по просьбе покупателя страхует товары на период их транспортировки.
Страхование транспортных средств. Предприятие страхует все принадлежащие ему транспортные средства (грузовые и легковые автомобили, передвижные подъемно-транспортные средства, средства внутризаводского транспорта и др.) на случай пожара, кражи, столкновения с другими транспортными средствами и неподвижными предметами.
Компенсационное страхование. Этот вид страхования предусматривает определенные суммы возмещения рабочим и служащим предприятия в случае частичной или полной потери трудоспособности в результате несчастного случая на производстве, заболевания или смерти.
Медицинское страхование. Часть средств страхового фонда направляется на основе медицинского страхового полиса в различного рода лечебные заведения, обеспечивающие медицинское обслуживание работников предприятия.
Страхование вынужденной приостановки работы предприятия. В случае стихийных бедствий (пожар, наводнение и т.п.) или иных обстоятельств непреодолимой силы предприятие, помимо страхования стоимости имущества, может застраховать и упущенную выгоду, которая определяется разницей между суммами доходов и расходов предприятия, ожидавшейся в период вынужденной остановки предприятия. Во многих западных компаниях существует должность управляющего по рискам, деятельность которого протекает под управлением финансового директора. Управляющий по рискам определяет состав подлежащего страхованию имущества предприятия, уровень страхового покрытия возможных ущербов и размеры соответствующей страховой премии. Он выбирает на конкурентной основе страховщиков, обеспечивает получение вознаграждения в страховых случаях. В его задачи входит оценка всех возможных рисков, грозящих предприятию, и выбор компенсирующих противодействий либо путем привлечения страховых компаний, либо путем самострахования, в том числе за счет улучшения управленческой деятельности.
Лекция 17. Назначение и основные цели бизнес-плана
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три — пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы — в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план. Бизнес-план разрабатывает предприниматель (лицо или группа лиц).Круг пользователей бизнес-плана весьма широк:- сами разработчики.- сотрудники предприятий, которые могут принимать участие в подготовке бизнес-плана.- потенциальные инвесторы. Таким образом, разработка бизнес-плана необходима для решения следующих задач:- четкой формулировки целей предприятия, определения конкретных количественных показателей их реализации и сроков достижения;- разработки взаимоувязанных производственных, маркетинговых и организационных программ, обеспечивающих достижение поставленных целей;- определения необходимых объемов финансирования и поиска его источников;- выявления трудностей и проблем, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта;- организации системы контроля за ходом осуществления проекта;- подготовки развернутого обоснования, необходимого для привлечения инвесторов к финансированию проекта. Для того чтобы бизнес-план мог в полной мере выполнять свои функции, он должен отвечать ряду требований:- быть написан простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;- его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;- носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;- опираться на реальные факты и обоснованные предложения;- иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;- обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;- иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;- обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;- иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.
Структура бизнес-плана и содержание его основных разделов. Разработана типовая структура бизнес-плана:
Титульный лист Назначение раздела — дать представление о проекте. На его основе потенциальный инвестор может сразу определить, представляет ли для него интерес участие в проекте. Обычно на титульном листе отражаются следующие данные:- полное название фирмы;- сведения о владельцах или учредителях;- краткая характеристика сути предлагаемого проекта;- общая стоимость проекта;- указание на конфиденциальный характер данного документа.
Вводная часть Главной задачей раздела является укрепление заинтересованности потенциального инвестора в проекте на основе краткого освещения его наиболее важных положений. В зависимости от общей величины бизнес-плана объем данного раздела может составить одну — четыре страницы. Раздел включает:- более подробную характеристику направления деятельности предприятия;- общую оценку состояния спроса на данную продукцию на основе проведенного предпринимателем анализа рыночной ситуации и перспектив ее изменения в будущем;- обоснование перспективности проекта;- необходимый объем инвестиций для реализации проекта;- контрольные сроки по проекту.К написанию этой части рекомендуется приступать после того, как подготовлены остальные разделы бизнес-плана.
Анализ положения дел в отрасли Задачей раздела является доказательство высокой степени обоснованности главной идеи проекта. Поэтому здесь приводятся результаты комплексных маркетинговых исследований по следующим показателям:- динамика продаж в отрасли за ряд предшествующих лет и прогнозируемые темпы их роста;- тенденции ценообразования;- всесторонняя характеристика конкурентов;- выделение новых и быстрорастущих фирм в отрасли с характеристикой основных направлений их деятельности и специфики рыночных стратегий;- характеристика потребителей;- оценка влияния научно-технических и социальных аспектов;- перспективные рыночные возможности.
Сущность проекта В этой части излагается основная идея предлагаемого проекта. После знакомства с ней инвестор должен четко представлять конкретное изделие (или услугу), степень готовности предприятия к его производству и предпосылки для его осуществления, а также необходимые для этого средства. В связи с этим в данном разделе отражаются следующие положения:- основные цели, которые ставит перед собой предприниматель;- характеристика целевой группы потребителей, которую предполагается обслуживать, и ключевых факторов успеха на рынке;- подробное описание (техническая спецификация) изделия, параметры которого должны соответствовать требованиям выбранного сегмента рынка;- стадия разработки, патентная чистота и защита товара;- характеристика предприятия;- общая стоимость "проекта, включающая размеры и график производственных капиталовложений, первоначальные расходы по маркетингу продукции и организации управления.
План маркетинга Здесь в четкой форме определяются задачи по всем элементам комплекса маркетинга с указанием, что должно быть сделано, кем, когда и какие для этого требуются средства. Основными пунктами плана маркетинга являются:- программа комплексных рыночных исследований, которые предполагается осуществлять в ходе реализации проекта;- общий объем и ассортимент реализуемой продукции с разбивкой по периодам осуществления проекта вплоть до выхода на запланированную мощность;- направления совершенствования продукции;- требования к упаковке, ее параметрам и внешнему виду;- обоснование ценовой политики;- планирование сбыта;- планирование товародвижения;- планирование рекламной кампании;- планирование сервиса;- система маркетингового контроля.
Производственный план Раздел содержит перечень всех задач, которые возникают в сфере производства, и способы их решения. При разработке раздела необходимо осветить следующие моменты:- производственные мощности;- описание всего технологического процесса с выделением охватываемой проектом части, а также операций, передаваемых субподрядчикам;- субподрядчики;- оборудование;- производственные площади;- сырье;- себестоимость.
Организационный план Задача раздела связана с разработкой мер по организационному обеспечению проекта. Для существующих предприятий это связано с оценкой степени соответствия их структуры и применяемых методов управления специфике поставленных целей и путям их достижения, для создаваемых предприятий — с проектированием всех структур, в максимальной степени увязанных с основными стратегическими положениями проекта. Традиционная структура раздела обычно включает следующие элементы:- организационно-правовая форма;- организационная структура управления, включающая схему, положения и инструкции, взаимосвязи подразделений;- характеристика предпринимателей;- характеристика руководящего состава;- работа с персоналом;- материально-техническая обеспеченность управления;- местонахождение предприятия.
Оценка рисков Назначение раздела — в определении потенциальных проблем и трудностей, с которыми придется столкнуться в ходе реализации проекта. Инвестор должен убедиться, что предприниматель трезво смотрит на вещи и готов к сложностям, которые всегда сопровождают осуществление любого, даже самого подготовленного, мероприятия. В данном разделе обычно приводятся следующие сведения:- перечисляются все возможные проблемы, которые могут осложнить реализацию проекта;- определяется комплекс предупреждающих мер, которые уменьшат вероятность возникновения той или иной проблемы или ослабят ее отрицательное воздействие;- разрабатываются сценарии поведения в случае наступления неблагоприятных событий;- обосновывается низкая вероятность столкновения с проблемами, которые были учтены и которыми в силу этого можно пренебречь.
Финансовый план Задачей раздела является общая экономическая оценка всего проекта с точки зрения окупаемости затрат, уровня рентабельности и финансовой устойчивости предприятия. Для инвестора раздел представляет наибольший интерес, так как позволяет оценить степень привлекательности проекта по сравнению с иными способами использования денежных средств. В полном виде этот раздел включает ряд следующих финансовых документов:- сводный баланс доходов и расходов;- план денежных поступлений и расходов с такой же периодичностью;- балансовый план на конец первого года в его традиционной форме;- план по источникам.