Г.В.Свиридов. Творческий портрет. Иллюстрации к повести А.С.Пушкина «Метель»»




Тема: «Русская музыкальная культура 2-й половины ХХ века.

Современная музыка академической традиции, которая родилась в начале только что ушедшего столетия, принципиально новая, требующая иной ценностно-эстетической ориентации. Социальные перипетии русской истории отнюдь не способствовали приобщению публики к новому искусству. Тем более сложная ситуация возникла во второй половине столетия, когда не только современное, но и классическое искусство стало сдавать свои позиции под натиском массовой культуры. Между тем именно в искусстве ХХ в. и прежде всего в творчестве российских композиторов, занявших ключевые позиции в мировой музыке, отражена духовная жизнь поколений, переживших социальные потрясения столетия. Вопреки присущим современности цинизму и жестокости, она продолжает утверждать вечные ценности жизни, нести идеи гуманизма. Такое искусство должно занять подобающее место в общественном сознании, и общее образование должно содействовать этому.

Со второй половины 20 века в жизни нашей страны наступают серьезные перемены: бурный рост науки, освоение космоса, гигантские стройки – Братская ГЭС, Байкало-Амурская магистраль, КАМАЗ, целина. В новый период развития вступает и отечественная культура, Открываются широкие горизонты для творчества, для поисков новых путей в искусстве.
Большое влияние на развитие отечественной культуры в эти годы оказали расширяющиеся международные связи. В нашей стране гастролируют известные зарубежные музыканты, знаменитые оперные театры. В Москве выступает «Нью-Йорк Сити Балет», с концертами приезжают Бостонский, Филадельфийский, Берлинский симфонические оркестры, Национальный оркестр Французского радио и телевидения, симфонический оркестр Би-Би-Си из Великобритании. В свою очередь с триумфом за рубежом гастролируют и наши оперные театры, музыкальные коллективы, исполнители. Такой культурный обмен не мог не сказаться на творчестве отечественных композиторов. Которые начинают активно осваивать мировое музыкальное искусство 20 века.
Наряду с отечественными классиками: Хачатуряном, Шостаковичем, Свиридовым в музыкальную жизнь страны входит новое поколение – это молодые композиторы Холминов, Молчанов, Денисов, Гаврилин, Щедрин, Губайдулина, Шнитке, Слонимский, Петров, которые ищут новые «звуковые пути», изучают технику сочинения современных зарубежных композиторов, переосмысливают существующие жанры. Их сочинения вызывают бурные дискуссии. Молодым композиторам приходится отстаивать свое право на музыкальное новаторство. Отечественное искусство освобождается от старых правил, становится многообразным, а диапазон новых стилей и жанров – бесконечно широким.
ОПЕРА И БАЛЕТ. В музыкльно-сценических жанрах происходят изменения, идет поиск новых тем. Революция, Гражданская и Великая Отечественная война, историческое прошлое родины отражено в творчестве Холминова в операх «Оптимистическая трагедия», «Чапаев»; опере «Виринея» Слонимского, «А зори здесь тихие» Молчанова, «Петр Первый» композитора Петрова. Литературная классика воплощается в операх на сюжеты Гоголя – «Шинель», «Коляска» музыка Холминова, «Мертвые души» Щедрина, «Записки сумасшедшего» Буцко, «Портрет» Вайнберга. По произведениям Чехова – оперы Холминова «Ванька» и «Свадьба», балеты Гаврилина «Анюта», Щедрина «Чайка» и «Дама с собачкой». Щедрин создал балет по произведению Льва Толстого «Анна Каренина», Петров использовал сюжет Булгакова «Мастер и Маргарита».
С 60-ых годов 20 века интенсивно развивается кантата и оратория. Огромная заслуга в развитии хоровых жанров принадлежит Г. Свиридову. Начинается возрождение русской духовной музыки.
Характерной особенностью музыки второй половины 20 века является соединение в одном произведении принципов различных жанров – симфонических, хоровых, камерных, инструментальных и вокальных.

 

Со второй половины XX века начинает формироваться ярко индивидуальный стиль Свиридова, принципиально не принимавшего сверхсложной звуковой среды (его даже называли «композитором, попавшим не в ту эпоху»), а вместе с тем его музыка явилась своеобычным отражением музыкального мышления XX века — одновременно нового и классического.

«Свиридов — феномен, то есть уникальное отклонение от господствующих тенденций. Его музыка, несмотря на полное отсутствие в ней каких-либо реставраторских стилизаций, типологически классична в пору всеобщей принципиальной аклассичности. Его музыкальный язык — это язык музыки, а не язык о музыке» - говорили о композиторе.

 

 

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов

Гг.

3 декабря 1915 года в уездном городе Фатеж Курской области в семье телеграфного служащего и учительницы появился на свет первенец. Родители имели крестьянские корни и не могли себе даже представить, что их сын, Георгий Васильевич Свиридов, станет одним из самых знаменитых композиторов России. Через несколько лет у него родились брат и сестра. В 1919 младший сын Свиридовых погиб от испанки, тогда же не стало и отца. Семья перебралась в Курск, где маленький Юра, как в детские годы называли будущего музыканта, начал играть на балалайке, а затем способного ребенка приняли в оркестр народных инструментов.

Педагоги музыкальной школы порекомендовали юноше продолжить образование в Ленинграде. Согласно биографии Свиридова с их легкой руки в 1932 году Юра поступает в музыкальный техникум. После – в консерваторию, где ему посчастливилось стать учеником Д.Д. Шостаковича. Однако взаимоотношения Свиридова со своим великим учителем были далеко не безоблачными. Он даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который Шостакович учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Общение между композиторами возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Свиридов попадает из музыкантов в солдаты, но к концу того же года слабое здоровье не позволяет продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, невозможно, и до снятия блокады он работает в Новосибирске. В 1956 году Свиридов переезжает в столицу. В Москве он ведет насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов.

Еще будучи студентом, композитор женится на пианистке Валентине Токаревой, в 1940 у них рождается сын Сергей. Брак продлился недолго, уже в 1944 году Свиридов уходит из семьи к юной Аглае Корниенко. Через 4 года он снова становится отцом сына, Георгия-младшего, сразу после рождения которого переезжает к своей третьей жене Эльзе Густавовне Клазер. Георгий Васильевич пережил обоих своих сыновей. Сергей покончил жизнь самоубийством в 16 лет, после чего у Свиридова случился первый инфаркт. Георгий Георгиевич скончался 30 декабря 1997 года от хронического заболевания. Эту трагическую новость композитор так и не узнал – супруга собиралась сообщить ему о ней тогда, когда он окрепнет после недавнего инфаркта. Этого так и не произошло – через неделю после смерти младшего сына, 6 января 1998 года Свиридова не стало.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: