1. Зарождение психологии как науки. Основные этапы развития психологии. Различные подходы к пониманию предмета психологии в истории становления психологического знания.
2. Истоки возникновения и концептуальные идеи бихевиоризма.
3. Истоки возникновения и концептуальные идеи глубинной психологии З. Фрейда и К. Юнга.
4. Особенности рассмотрения проблем социальной детерминации психики в психологической науке в СССР (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн).
5. Предпосылки выделения гуманистической психологии и ее основные положения. Теория мотивации и модель самоактуализированной личности А. Маслоу.
6. Понятие личности в современной отечественной и зарубежной психологии. Человек, личность, индивид, индивидуальность.
7. Проблема структуры личности в психологии. Самооценка, уровень притязаний, их характеристика и взаимосвязь.
8. Понятие о деятельности в психологии. Структура деятельности. Разнообразие видов деятельности и их характеристика.
9. Понятие о внимании в психологии. Виды внимания и их характеристика. Свойства внимания и их характеристика.
10. Понятие об ощущении. Свойства ощущений. Виды ощущений. Физиологические механизмы ощущений и восприятия.
11. Понятие о восприятии. Основные свойства восприятия. Виды восприятия и их характеристика.
12. Понятие о памяти. Виды памяти и их особенности. Процессы памяти и их характеристика.
13. Понятие о мышлении. Виды мышления и основания их классификации. Основные процессы мышления и их характеристика.
14. Понятие о языке и речи как средстве мышления.
15. Понятие о воображении. Виды воображения и его роль в научном, техническом и художественном творчестве. Процессы создания образов воображения.
16. Понятие об эмоциях и чувствах в психологии. Эмоциональные состояния и их характеристика.
17. Проблема воли в психологии. Качества воли. Структура волевого действия. Воспитание и самовоспитание воли.
18. Психологические описания типов темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
19. Понятие о характере. Характер как система наиболее устойчивых черт личности. Типология характеров.
20. Понятие о способностях. Природные предпосылки способностей. Качественная и количественная характеристика способностей. Уровни способностей.
21. Предмет, задачи и разделы возрастной психологии.
22. Биогенетические, социогенетические и психогенетические концепции развития и их характеристика.
23. Условия и движущие силы психического развития человека. Культурноисторическая концепция психического развития человека (Л.С.Выготский).
24. Кризисы возрастного развития и их характеристика.
25. Период новорожденности и его характеристика.
26. Психическое развитие ребенка в младенческом периоде.
27. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
28. Особенности развития речи в детском возрасте.
29. Проблема кризиса подросткового возраста в психологии. Анатомо-физиологические особенности подросткового возраста и их значение для психического развития.
30. Общая юношеского характеристика возраста (возрастные границы, социальная ситуация развития, ведущая деятельность, новообразования). Особенности профессионального самоопределения в юношеском возрасте.
31. Молодость как начальный этап зрелости. Кризисы зрелости и пути их преодоления.
32. Зарождение и основные этапы становления педагогической психологии.
33. Проблема соотношения обучения и развития в психологии. Зона ближайшего и зона актуального развития.
34. Теория проблемного обучения. Классификация проблемных ситуаций и их создание на уроке.
35. Теория программированного обучения. Виды программирования (линейное, разветвленное, смешанное) и их характеристика. Алгоритмизация в обучении. Виды и примеры алгоритмов в обучении.
36. Теория поэтапного формирования умственных действий. Типы ориентировок. Реализация теории поэтапного формирования в обучении и структуре урока.
37. 3наково-контекстное обучение (А.А. Вербицкий). Понятие о знаково-контекстном обучении. Деловые игры как одна из форм современного вузовского и после вузовского образования.
38. Теория личностно-ориентированного обучения. (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаренко, В.В. Сериков). Учащийся как субъект познания. Учет индивидуальнопсихологических характеристик обучающегося в обучении.
39. Понятие педагогической деятельности. Уровни продуктивности педагогической деятельности. Мотивация и центрация педагогической деятельности. Виды педагогических центраций. Педагогические умения.
40. Возникновение и развитие социальной психологии. Задачи и разделы социальной психологии.
41. Методы исследования в социальной психологии и их отличительные особенности.
42. Понятие общения в психологии. Значение общения для развития для развития общества и отдельного человека. Виды и функции общения. Структура общения.
43. Характеристика коммуникативной стороны общения. Строение коммуникативного процесса. Вербальные средства общения и их характеристика. Виды и особенности речи. Виды речевой деятельности: говорение, написание, слушание, чтение.
44. Особенности взаимодействия в процессе общения. Мотивы взаимодействия. Стратегии поведения и взаимодействия в процессе общения.
45. Социально-психологическая характеристика межличностных конфликтов (понятие, функции, виды конфликтов).
46. Понятие о социальной перцепции. Механизмы социальной перцепции и их характеристика. Эффекты межличностного восприятия.
47. История изучения, понятие и классификация групп в социальной психологии.
48. Роль и статус личности в группе. Групповые ожидания, нормы, санкции. Социометрическая и коммуникативная структура группы.
49. Лидерство и руководство в группе. Стили лидерства-руководства.
50. Психологические характеристики больших социальных групп. Особенности психологии классов. Психология больших социальных групп и движений.