История создания «Евгения Онегина»




Тема: «Опера П.И. Чайковского «Евгений Онегин»»

Музыка Чайковского (1840-1893) охватывает широкий круг жанров, раскрывающих глубинные психологические процессы человеческой души посредством их остродраматических внутренних столкновений. Феномен композитора заключался в том, что его музыка пользовалась огромной популярностью при жизни не только в России, но и за рубежом, став «жизненной необходимостью» (Б.Асафьев); в наши дни интерес к ней не угасает, реализуя мечту композитора о о том, чтобы росло число людей, неравнодушных к его творчеству.

Опера — это тот вид музыкального искусства, который был наиболее близок Чайковскому и любим им. В письмах, дневниках и критических статьях можно найти многочисленные высказывания композитора о важности оперного жанра, его демократичности; мысли о том, какие колоссальные возможности предоставляет композитору этот вид музыкально-сценического искусства. «...Опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа», — писал он Н. фон Мекк.

Несмотря на постоянные сетования по поводу своей неспособности к сочинению опер, постигавшие его часто в этой области разочарования и трудную сценическую судьбу ряда написанных им оперных произведений, Чайковский неизменно, вновь и вновь обращался к оперному жанру.

Всего Чайковским было написано десять опер, разнообразных как по своей тематике, образному строю, так и по средствам музыкально-драматургической выразительности. Однако наиболее близок ему был тип лирической или лирико-драматической оперы из жизни простых людей, не окруженных ореолом героизма и романтической исключительности, но способных глубоко и сильно чувствовать, страдать и жертвовать собой во имя верности своему чувству.

Именно к такому типу относится одна из известнейших опер композитора «Евгений Онегин», или, как он называл ее сам, «Лирические сцены».

П.И. Чайковский опера «Евгений Онегин»

 

В своем произведении «Евгений Онегин » Чайковский воспел высоту чувств и поэтичность души пушкинской Татьяны. Сохранив первозданные характеристики главных персонажей, композитор несколько иначе изобразил их. Так, оперный облик Ленского становится воспроизведением искренности и восторженности чувств, объединяясь в душевном родстве с образом Татьяны. Общие характеристики лирических персонажей, а также их судьбы тесно переплетены в этой драме. Сцены органично изображают душевные переживания лирических героев, подчеркивают глубину их чувств и эмоций. Музыка будто завершает недосказанность слов и является продолжением речи героев.

История создания «Евгения Онегина»

Оперу по сюжету «Евгения Онегина» Чайковский написал по совету певицы Е.А. Лавровской. Первоначально эта идея показалась ему нелепой, однако со временем композитор так увлекся романом, что всего за ночь создал сюжет, после чего начал писать музыку.

Сотрудничая с К.С. Шиловским, Чайковский написал либретто. В сценарии автор стремился показать эмоции и переживания персонажей, а свое произведение назвал всего лишь «лирическими сценами» романа.

«Евгений Онегин» - это воплощение идеальной и сильной драмы для Чайковского, поэтому автор очень волновался о будущей судьбе своего произведения. Желая достичь непосредственности и простодушия во время сценических эффектов, композитор доверил исполнение ролей студентам Московской консерватории.

Премьера спектакля произошла в марте 1879 года. После триумфальных постановок в Большом московском театре и Мариинском петербургском, опера стала одним из наиболее востребованных и популярных музыкальных произведений.

Успех оперы Чайковского «Евгений Онегин» заключался в том, что каждый зритель находил в музыкальном произведении отзвук своих собственных переживаний и чувств, а герои драмы воспринимались публикой, как живые и близкие по духу люди. Великий русский композитор по-своему описал пушкинских героев, сохранив их первозданное обаяние и поэтичность.

Краткое содержание «Евгения Онегина»

События начинаются в поместье Лариных. Здесь слышны девичьи напевы юных прелестниц – Татьяны и Ольги. Мать девушек и няня Филипповна с ностальгией вспоминают свои молодые годы. С песнями и дарами по случаю окончания жатвы к поместью подходят крестьяне.

К дому Лариных подъезжает соседский юноша и воздыхатель Ольги, Ленский. Гостя сопровождает его друг, Онегин, приехавший из столицы. Свободолюбивый парень ощущает ужасную скуку в глуши и не знает чем развлечься. Сентиментальная Татьяна влюбляется в манерного Онегина с первого взгляда.
После знакомства с Онегиным Татьяна не находит покоя. Стараясь отвлечься, девушка просит няню поведать ей что-нибудь о своих юных годах. Однако беседа с Филипповной не приносит успокоения, и Татьяна решается написать письмо своему возлюбленному. Всю ночь Ларина описывает свои чувства и к утру просит няню тайно доставить любовное послание.

Татьяна с волнением ждет ответа от своего возлюбленного. Девушка надеется на взаимность, но ответ Онегина разочаровал ее. Молодой человек благодарит свою поклонницу за искренность, но сдержанно сообщает, что не готов к серьезным отношением и брачным узам. Нравоучения светского гостя оставляют горький осадок в душе Татьяны.

Именины Татьяны. Гости веселятся и поздравляют виновницу торжества, среди них – Ленский и Онегин. Гость из Петербурга ужасно скучает, ему чужды провинциальные сплетни и пустые разговоры на балу. Чтобы развеять тоску и отомстить Ленскому за скучный вечер, Онегин решил ухаживать за Ольгой. Легкомысленная кокетка принимает ухаживания, и весь вечер танцует с другом воздыхателя. Ленский обижен действиями невесты и товарища. Во время очередного танца друзья ссорятся и Ленский в порыве гнева вызывает Онегина на дуэль. Никакие уговоры не усмиряют молодых людей. Вызов принят.
Зимнее утро. К назначенному месту дуэли приехал Ленский. Все его мысли и рассуждения посвящены Ольге. Появляется Онегин, и дуэлянты занимают свои позиции. Сражение становиться смертельным для Ленского.

Онегин возвращается в Петербург и на столичном балу внезапно встречается с Татьяной. Однако теперь девушка не свободна. Князь Гремин восторженно представляет Онегину свою любимую супругу. Охваченный внезапными чувствами, Онегин стремится встретиться с Татьяной наедине.

Татьяна читает признание влюбленного Онегина. Любовь к нему еще жива, но теперь она не имеет власти. Входит Онегин, он произносит слова любви и раскаяния. Растревоженная Татьяна вспоминает прошлое, свои признания и отверженную любовь. Однако теперь она верная жена и гордость не позволяет ей совершать опрометчивые поступки и отдаваться страстным чувствам. Татьяна взывает к чести Онегина и просит его уйти. Одиночество становиться вечным спутником главного героя, который теряет друга, любимую и надежду на взаимность.

Музыка

Посредством мелодий талантливый композитор в лучшем свете показал национальные черты русского человека, передал возвышенность чувств, нравственность и моральную устойчивость главной героини.

Спектакль состоит из разнообразных сольных номеров, дуэтов, а вот массовые сцены здесь показаны не так широко. Большой ансамбль встречается в опере всего один раз – в финале четвертой картины, во время скандала на праздничном балу у Лариных. Только однажды звучит небольшой квартет в той части оперы, когда на фоне общения Ленского и Онегина, слышен взволнованный, полный страсти и любопытства голос Татьяны.

Многочисленные дуэты помогают раскрыть в опере мысли и чувства персонажей. Дуэт сестер Лариных показывает характер мечтательной Татьяны и кокетливой Ольги, а ансамбль Онегина и Ленского перед дуэлью подчеркивает весь драматизм случившихся обстоятельств, ставших преградой для бывших друзей.

Предлагаю к просмотру экранизацию оперы П.И. Чайковского

https://youtu.be/odMoa7I_hnU

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: