Средства выразительности речи
Тропы: (троп – это оборот речи, в котором слово употреблено в переносном смысле для усиления художественной выразительности).
Эпитет – образное определение: ласковый ветер, ледяной взгляд, хрупкая девушка.
Сравнение – сопоставление одного понятия с другим: она тревожна, как листы; как гусли многострунна. Глаза, как небо, голубые. Я жил, как деды, по старинке.
Метафора – перенос значения одного понятия или явления на другой по сходству: пустых небес прозрачное стекло, лунный серп, густеет облаков волнистое руно.
Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым.
Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом («Парус»)
Метонимия – это слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи: я три тарелки съел. Театр уж полон; ложи блещут; Партер и кресла – все кипит.
Синекдоха – разновидность метонимии. Основанная на переносном значении с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: Все спит – и человек, и зверь, и птица. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.
Олицетворение – перенос свойств живого явления на неживое: Уж небо осенью дышало. Здесь даже камни плачут. Россия вспрянет ото сна. Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось.
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков. Автор «Героя нашего времени» (вместо М.Лермонтов) Северная Пальмира или Северная Венеция – Петербург; Мать городов русских – Киев; Черное золото вместо нефть; Царь зверей вместо лев.
Гипербола – преувеличение: не видел я тебя целую вечность, слезы в три ручья. В шар земной упираясь ногами, Солнца шар я держу на руках…
Гротеск – очень сильное преувеличение: сидят половины людей..
Литота – преуменьшение: ниже тоненькой былиночки надо голову клонить, мужичок с ноготок, осиная талия.
Ирония – скрытая насмешка. Откуда, умная, бредешь ты, голова? Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга!
Стилистические средства изобразительности (фигуры речи)
Антитеза – противопоставление:
что ищет он в стране …, ты и убогая, ты и обильная…, мне нравилась девушка в белом, теперь я люблю в голубом. Черный вечер, белый снег.
Градация – расположение слов или выражений по нарастанию или убыванию. «Сказка о рыбаке и рыбке». Каждый день, каждый час, каждую секунду думаю о тебе.
Оксюморон – сочетание слов, противоположных по смыслу: живой труп, мертвые души, горячий снег, грустная радость, траурный наряд.
Синтаксический параллелизм – одинаковое, сходное построение смежных фраз, выражений: Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало…
Лексический повтор – намеренное повторение в тексте одного и того же слова или словосочетания: казалось, все в природе уснуло: спала трава, спали деревья, спали облака.
Анафора – единоначалие: Вынес достаточно русский народ, вынес и эту дорогу железную…
Клянусь я первым днем творенья, Это утро, радость эта,
Клянусь его последним днем. Эта мощь и дня и света,
Клянусь позором преступленья Этот крик и вереницы,
И вечной правды торжеством. Эти стаи, эти птицы…(А. Фет)
(М. Лермонтов)
Эпифора – одинаковое завершение: «Не станет нас!» А миру хоть бы что. «Исчезнет след!» А миру хоть бы что.
Ряды однородных членов: Были это веселые, сильные и смелые люди.
Бессоюзие – придает фразе динамику:
Швед, русский – рубит, колет режет.
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…
Многосоюзие – придает предложению плавность, замедленность.
И божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь.
Парцелляция – особое членение предложения, неполные предложения.
У Анны беда стряслась. Большая. Случилось это давно.
Инверсия – необычный порядок слов: Белеет парус одинокий.
Умолчание – это оборот речи, когда автор сознательно не до конца выражает мысль.
Нет, я хотел… быть может, вы…
Эллипсис – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске к-л подразумеваемого члена предложения.
Мы села – в пепел, грады – в прах…
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия или явления через конкретные предметы и образы.
Риторический вопрос – вопрос, не требующий ответа.
Знаете ли вы украинскую ночь?
Кто не проклинал станционных смотрителей,
Кто с ними не бранился?
Риторическое обращение – подчеркнутое обращение к к-л или ч-л для усиления выразительности речи.
Цветы, любовь, деревья, праздность
Поля! Я предан вам душой. (А.С.Пушкин)
Восклицание – Мечты, мечты! Где ваша сладость!
Фонетические изобразительно-выразительные средства.
Аллитерация – повторение согласных звуков в слове: Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь.
Пора, перо покоя просит. (А.С.Пушкин)
Ассонанс - повторение гласных звуков в слове:
думаю думу свою.
Будет буря – мы поспорим и помужествуем с ней.
Багровое взметнулось полымя
Над рокотом аэродрома,
А голуби, как будто голые,
Неслись на сизом фоне грома. (Л.Мартынов)
Звукоподражание - прямое и непрямое, т.е. имитация звуковых явлений подбором слов с однородными звуками:
Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши…