Связь курса «Прокурорский надзор в Российской Федерации» с другими юридическими дисциплинами




Курс «Прокурорский надзор в Российской Федерации» тесно связан с рядом других юридических дисциплин, затрагивающих, с учетом специфики своих предметов, хотя и в ограниченных рамках (для них они не главные), те или иные вопросы, являющиеся цент­ральными, основными для курса прокурорского надзора.

В теории государства и права прокуратура рассматривается в аспекте ее роли в обеспечении законности и правопорядка, а про­курорский надзор — в качестве одного из видов государственной деятельности.

Конституционное право Российской Федерации предусматри­вает изучение норм, определяющих основные положения органи­зации прокуратуры; порядок назначения Генерального прокурора РФ, прокуроров субъектов Федерации и иных прокуроров; место прокуратуры в системе других органов государства и взаимоотно­шения между ними.

Более всего смежных вопросов с курсом прокурорского надзора имеет учебная дисциплина «Правоохранительные органы в Рос­сийской Федерации», одна из тем которой посвящена прокуратуре, ее задачам, функциям, системе органов, вопросам организации. Однако цель изучения дисциплины «Правоохранительные органы в Российской Федерации» — дать общее представление о них, не претендуя на глубину освещения каждого.

Курсы уголовного процесса, гражданского процесса, арбитраж­ного права освещают полномочия прокурора соответственно в уго­ловном, гражданском судопроизводстве и при участии его в рас­смотрении судами арбитражных дел.

Административное право затрагивает вопросы ответственности за невыполнение законных требований прокурора, в частности, за неявку по его вызову, а также правомочий прокурора при произ­водстве по делам об административных правонарушениях.

Направления деятельности прокуратуры
Прокуратурой осуществляется несколько видов деятельности, одни из которых относятся к прокурорскому надзору, другие к иным направлениям деятельности прокуратуры. Основными отраслями прокурорского надзора признаются: 1) надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (зако- нодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; 2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; 3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; 4) надзор за исполнением законов судебными приставами; 5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Помимо прокурорского надзора законом предусмотрены иные направления деятельности прокуратуры: 1) осуществление уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; 2) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; 3) участие в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судами; 4) внесение представлений на противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов; 5) участие в правотворческой деятельности.

 

 

Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов на стадии предварительного расследования. 1. Проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях. Такие полномочия прокурора были предусмотрены и в предыдущем уголовно-процессуальном законодательстве. 2. Выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства. Требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания и предварительного следствия. 4. Давать дознавателю письменные указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий. В такой редакции это полномочие изложено в Федеральном законе от 05.06.2007 № 87-ФЗ. 5.Давать согласие дознавателю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения

Основными задачами деятельности органов прокуратуры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Перед всеми прокурорами, участвующими в рассмотрении судами уголовных дел, поставлены следующие задачи:

  1. постоянно совершенствовать работу по поддержанию государственного обвинения как одного из действенных средств борьбы с преступностью. Участие в судебном разбирательстве уголовных дел считать первостепенной служебной обязанностью всех прокурорских работников;
  2. обеспечивать участие прокуроров в судебном разбирательстве всех уголовных дел публичного и частно-публичного обвинения, в том числе и в рассмотрении дел, возбужденных в соответствии с ч. 4 ст. 20 и ч. 3 ст. 318 УПК мировым судьей;
  3. руководителям прокуратур регулярно лично поддерживать государственное обвинение;
  4. государственным обвинителям всемерно способствовать установлению судом истины, необходимой для вынесения законного, обоснованного и справедливого решения;
  5. руководителям прокуратур обеспечивать участие государственных обвинителей в судебных заседаниях апелляционной инстанции по всем уголовным делам. Иметь в виду, что право апелляционного и кассационного обжалования судебных решений, не вступивших в законную силу, предоставлено исключительно государственному обвинителю;
  6. обращать особое внимание на совершенствование профессионального мастерства государственных обвинителей, в первую очередь прокуроров, не имеющих достаточного опыта участия в судебных процессах. В этих целях организовать надежную систему профессионального обучения, постоянно совершенствовать учебно-методический процесс, привлекая для проведения учебных мероприятий опытных практических работников и ученых-юристов; изучать и распространять положительный опыт работы; внедрять в практику хорошо зарекомендовавшие себя формы обучения, в том числе деловые игры; развивать и поощрять творческую активность прокуроров и стремление их к самосовершенствованию, повышать роль и ответственность руководителей прокуратур городского и районного звена за качественную подготовку государственных обвинителей к участию в судебных заседаниях;
  7. использовать средства массовой информации для пропаганды деятельности государственных обвинителей; обеспечивать достоверность материалов, подлежащих опубликованию, и их юридическую обоснованность.
  8. всем территориальным прокурорам, военным и иным специализированным прокурорам поддерживать постоянное взаимодействие и осуществлять обмен опытом по вопросам, возникающим в практике обеспечения участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел и принесения представлений на неправосудные судебные решения.

Организация прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих назначенное судом наказание, связанное с лишением свободы

Проверка прокурора может быть разделена в соответствии с объемом на два вида: общую и целевую. Последняя затрагивает отдельные вопросы организации и деятельности исправительных учреждений. Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, внезапными, ночными и т. д. Вопрос о том объеме, в рамках которого должна пройти прокурорская проверка, решается исключительно прокурором с учетом общего состояния законности в конкретном исправительном учреждении.

Информацию о состоянии законности на поднадзорном объекте прокурор получает из жалоб, заявлений и иных обращений осужденных, анализа материалов практики прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний с обязательным учетом при этом данных расследования уголовных дел о преступлениях в исправительных и воспитательных колониях.

На основании изученного аналитического материала прокурор определяет круг вопросов, подлежащих проверке и выяснению.

По прибытии в исправительное учреждение прокурор истребует у администрации документы, характеризующие состояние режима содержания осужденных, обобщенные материалы об имеющихся в исправительных учреждениях нарушениях режима содержания и принятых мерах дисциплинарного воздействия в отношении нарушителей, документацию о соблюдении трудовых условий и санитарно-гигиенических норм, нарушениях правил техники безопасности, наличии производственных травм.

Режим содержания осужденных в исправительных учреждениях – это такой установленный законом и соответствующими ему нормативными правовыми актами порядок отбывания наказания в виде лишения свободы, который обеспечивает охрану и изоляцию осужденных, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность, а также различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом.

Прокурор знакомится также с материалами медицинской службы, касающимися физического состояния осужденных, наличия заболеваний, смертности, проверяет санитарно-гигиенический комплекс (бани, прачечные, столовые и т. д.).

Проверка личных дел осужденных должна быть направлена на выяснение вопросов законности и обоснованности их содержания; назначения его режима; применения мер взыскания. Все назначенные администрацией исправительного учреждения взыскания должны быть мотивированы.

После этого прокурор приступает к проверке штрафных и следственных изоляторов. Здесь он проверяет законность и обоснованность водворения осужденных в изолятор, а также правильность оформления документов, послуживших основанием для данного действия. В личных делах лиц, помещенных в штрафные изоляторы, должны содержаться постановление администрации о водворении, акт совершенного проступка, объяснение осужденного, заключение врача о возможности содержания осужденного в штрафном изоляторе.

Осуществляя обход жилых зон и помещений, прокурор опрашивает осужденных об имеющихся жалобах, условиях содержания, труда. Осужденным заранее должно быть объявлено о личном приеме прокурором. Последний проверяет законность и обоснованность приказов и распоряжений администрации исправительного учреждения.

Важным средством предотвращения нарушений закона является своевременное рассмотрение и разрешение жалоб осужденных администрацией исправительного учреждения. В этом отношении прокурор должен также выяснить, имеют ли осужденные возможность подавать жалобы, надлежащим ли образом администрация реагирует на них и т. д.

Среди правовых средств прокурорского реагирования на выявленные нарушения правил содержания осужденных необходимо выделить следующие: а) постановления прокурора, отменяющие незаконные распоряжения администрации исправительного учреждения; б) представления об устранении нарушений законности, а также причин и условий, способствующих нарушению закона; в) приостановление и опротестование незаконных приказов и распоряжений администрации; г) привлечение к уголовной и дисциплинарной ответственности виновных лиц.

К основным обязанностям прокуратуры, направленным на решение задач уголовного преследования в рамках уголовного судопроизводства, относятся следующие:

1) возбуждение и расследование следователями прокуратуры, другими прокурорскими работниками либо лично прокурорами уголовных дел, подследственных прокуратуре в силу закона или указания прокурора (имеется в виду полномочие прокурора поручить подчиненным работникам расследование любого уголовного дела) (п.п. 2,3 ч.2 ст. 37 УПК РФ);

2) возбуждение прокурорами дел частного или частно-публичного обвинения в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным кодексом (ч.4 ст. 20; ч.2 ст. 147; ч.3 ст. 318 УПК РФ);

3) поддержание государственного обвинения в ходе судебного производства по уголовному делу (ч. 4 ст. 37 УПК РФ), в том числе в рассмотрении дел в кассационной и надзорной инстанциях как участника стороны обвинения;

4) осуществление права обжалования в апелляционном или кассационном порядке судебных решений, не вступивших в силу (ст. 354 УПК РФ);

5) осуществление права ходатайствовать о пересмотре вступивших в законную силу судебных решений в порядке надзора (ст.402 УПК РФ)

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: