Технология организации воспитательного/отрядного дела
(по Щурковой Н.Е.).
Целью любого воспитательного/отрядного дела является формирование ценностных отношений детей к себе, к миру, к людям, к природе и т.п., развитие их личностных качеств. Технология организации воспитательного/отрядного дела подразумевает реализацию определенной технологической цепочки этапов и соблюдение ряда правил.
ЭТАПЫ:
1.Подготовительный этап;
2. «Психологический настрой» или начало воспитательного/отрядного дела;
3. Собственно деятельность;
4. «Финальный аккорд»;
5. «Проекция на будущее».
ПРАВИЛА:
1. Минимум подготовки;
2. Соблюдение логической структуры ВД;
3. Высокий культурный уровень содержания;
4. Организация «духовного напряжения»;
5. Обеспечение трёхканальности восприятия(увидел, услышал, сделал).
Методика проведения творческих конкурсов, викторин, спортивных игр
Особенности проведения творческого конкурса.
При организации творческого конкурса полезно помнить 10 правил успеха:
• интересные задания (их должно быть не более 6, задания должны быть творческими, т.е.;
• возможность проявления фантазии, смекалки; конкурсы должны быть одинаковыми понаправлению и по сложности для всех участников;
• находчивый, энергичный ведущий;
• красивое оформление и музыкальное сопровождение;
• компетентное жюри;
• исполнительные помощники;
• подготовленные команды или участники;
• призы для победителей и проигравших;
• зрители – активные болельщики;
• материальное обеспечение.
Особенности проведения познавательной викторины.
При организации познавательной викторины, интеллектуальной игры необходимо обратить внимание на составление правил и подбор вопросов.
|
В правилах должны быть оговорены следующие моменты:
• состав участников (команды или личное первенство);
• система оценок ответов;
• количество туров;
• время на подготовку ответа;
• система определения победителя (по наибольшему количеству баллов, по достижению определенной суммы очков, по количеству пройденных туров);
• способы разрешения возможных спорных моментов;
• требования к вопросам.
Вопросы могут быть взяты из соответствующей методической литературы или составлены вместе с детьми. Общие требования к вопросам:
• вопрос не должен содержать в себе три вопроса;
• вопрос не должен превращаться в задание (требовать развернутого ответа, характеристики);
• вопрос не должен требовать ответа перечисления;
• вопрос не должен быть примитивно-глупым;
• вопрос не должен требовать узкоспецифических знаний;
• нельзя использовать вопросы, имеющие несколько вариантов ответов;
• нельзя использовать вопросы из кроссвордов, сканвордов и т.п.;
• нельзя использовать вопросы с некорректной формулировкой;
• нельзя использовать вопросы с фактической ошибкой (в самом вопросе не должно быть ошибки);
• сложность вопросов должна соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Особенности проведения спортивной эстафеты.
• Команды должны быть с равным количеством девочек и мальчиков, примерно равные по силе,участники должны быть одного возраста;
• Предложите выбрать командам звучные названия и капитанов;
|
• Подготовьте инвентарь и выберите площадку с ровной, нескользкой, утрамбованной поверхностью;
• Проведите инструктаж для помощников (когда какой инвентарь понадобиться, куда его надобудет принести);
• Компетентные судьи – договоритесь о критериях оценок, штрафных баллах;
• Подготовьте награды для победителей и проигравших;
• Придумайте интересное название для мероприятия и подберите соответствующие задания, атакже продумайте торжественное начало (открытие). Это могут быть торжественный выход,построение команд, обращение к главному организатору, показательные выступленияспортсменов, зажжение олимпийского огня, поднятие флага; костюмированное, музыкальноесопровождение;
• Во время соревнований не забывайте об интересном комментарии, сообщении промежуточныхрезультатов, поддержке команд болельщиками.
Коллективная творческая деятельность
КТД разработаны и названы И. П. Ивановым.
Суть КТД — забота о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях, о далеких друзьях.
Оно дело, но не просто дело, а жизненно-важное, общественно необходимое.
Оно коллективное, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается совместно с детьми и взрослыми, с ребятами и старшими товарищами как их общая забота.
Оно творческое, потому что планируется, готовится, совершается и обсуждается каждый раз в новом варианте.
Оно — творческое, коллективное, потому что представляет собой совместный поиск лучших решений жизненной важной задачи, потому что творится сообща — не только выполняется, но и организуется: задумывается, планируется, оценивается.
|
Оно творческое еще и потому, что не может превратиться в догму, делаться по шаблону, а всегда выступает в разных вариантах, всегда выявляет новые свои возможности.
КТД – это дела не для ребят и не только во имя их воспитания, это дела (и цели) самих ребят, вернее, коллектива, членом которого становится и взрослый.
«Коллективные творческие дела – это, прежде всего, полнокровная жизнь старших и младших, воспитателей и воспитанников и в то же время их общая забота об улучшении окружающей жизни». Это жизнь, организованная детьми вместе с педагогом.
Коллективные творческие дела отличаются друг от друга прежде всего по характеру общей практической заботы, которая выступает на первый план: трудовой или общественно-политической, познавательной или художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной или организаторской.
Но в каждом КТД решается целый «веер» (А.С.Макаренко) педагогических задач, происходит развитие коллективистских, демократических основ жизни, самостоятельности, инициативы ребят, самоуправления.