Для сбережения здоровья молодежи, необходимо выполнять рекомендации:
1.обеспечить, сохранение и укрепление физического, психологического, социального, нравственного здоровья личности;
2.сформировать нравственное сознание, нравственных качеств, социально значимых ориентаций и установок в жизненном самоопределении и нравственного поведения.
Задачи формирования и укрепления здоровья молодежи могут быть решены только благодаря комплексному, междисциплинарному подходу. Главное — это воспитание соответствующей культуры здоровья:
- физической — управление движением;
- физиологической — управление процессами в теле;
- психологической — управление своими ощущениями и внутренним состоянием;
- интеллектуальной — управление мыслью и размышлениями, направленными на совершенствование позитивных нравственно — духовных ценностей.
Для повышения эффективности работы по формированию здорового образа жизни молодежи в колледже необходимо:
1) разрабатывать единый подход к формированию физического и психического здоровья;
2) совершенствовать нормативно-правовое и организационное обеспечение службы образования в целом;
3) широко освещать современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи;
4) формировать у них активную позицию в этом отношении;
5) вводить в программы курсов повышения квалификации для работников образования темы по возрастной физиологии, психологии, вопросам сохранения здоровья;
6) вводить в программу аттестации образовательных учреждений оценку деятельности учреждений по сохранению здоровья учащихся и оценку параметров психологической безопасности образовательной среды.
В целом следует отметить, что с введением в образовательном учреждении работы по сбережению здоровья, происходит определённая перестройка всего учебно-воспитательного процесса, предполагающая изменения стиля работы преподавателей. Так же важно уделить внимание формированию здоровьесберегающего пространства (ЗП).
|
Таким образом, можно констатировать, что работа по формированию здорового образа жизни молодежи должна быть комплексной, реализовываться через активное внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Вывод
Проведя исследование можно сделать вывод. В образовательном учреждении работа по формированию здорового образа жизни, проходит через весь учебно-воспитательный процесс, преподаватели изменяют стиль своей работы, используя здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе, регулярно уделяют внимание вопросам ЗОЖ. Мероприятия в колледже проводятся регулярно в соответствии с разработанными планами на учебный год. Требования СанПина соответствуют нормам.
Студентов воспитают, прививая понятия о культуре здоровья.
Таким образом, можно констатировать, что работа по формированию здорового образа жизни молодежи проводится комплексно. Разрабатывается единый подход к формированию физического и психического здоровья; широко освещается современное состояние дел, касающееся здоровья молодежи формируя у студентов активную позицию;
Заключение
Академик Н.М.Амосов сказал: «…..чтобы быть здоровым нужны собственные усилия, постоянные и значительные, заменить их нельзя ничем».
|
Физическая культура, спорт, различные культурно - досуговые мероприятия, выполнение правил личной гигиены всегда рассматривались и ценились в нашем обществе достаточно высоко. В настоящее время, когда наша страна переживает серьезный социально-демографический кризис, когда российский народ вырождается, когда смертность превышает рождаемость, проблемы формирования здорового образа жизни в студенческой среде становятся очень актуальными. Рассмотрев некоторые критерии здорового образа жизни, можно подвести некоторый итог нашим исследованиям.
Здоровый образ жизни способствует укреплению здоровья человека с помощью определенных профилактических мер. При ведении здорового образа жизни улучшается эмоциональное самочувствие, повышается работоспособность, нормализуется жизнедеятельность организма. В тоже время необходимо пристально обращать внимание на перспективные планы принимаемые преподавателями колледжа, заранее продумывать современный подход к формированию здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении.
Формирование здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении невозможно без методических преобразований, которые предполагают:
1. Внесение новых элементов в структуру образовательного процесса.
2. Изменение условий образовательной среды и режима работы колледжа.
3. Повышение заинтересованности и степени удовлетворенности колледжа у участников образовательного процесса.
4. Повышение у студентов самооценки, самоуважения и уверенности в «управлении» своей жизнью, формирование культуры здоровья.
|
5. Налаживание сотрудничества с родителями.
6. Совершенствование материально-технической и учебной базы колледжа.
7. Расширение межведомственного сотрудничества в реализации функции сохранения и укрепления здоровья студентов.
8. Разработку методики управления внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательном учреждении.
Если в колледже будут созданы условия успешности, благоприятный психологический климат, эмоции направлены в правильное русло то физическое здоровье только будет крепнуть, студенты с удовольствием будут посещать занятия, кружки по интересам, они будут здоровы и эмоционально благополучны.
Термин «здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, её «сертификат безопасности для здоровья» и как совокупность тех принципов, приемов, методов педагогической работы, которые, дополняя традиционные технологии обучения и воспитания, наделяют их признаком здоровьесбережения.
Из проделанной работы, которая ведется в колледже по здоровьесбережению, можно подвести итог: студенты охотно приобщаются к здоровому образу жизни, разнообразят свой досуг, выбирают правильный образ жизни, который в дальнейшем будут рекомендовать своим пациентам.
Литература
1. Абдуллина С.В., Здоровьесбережение в школе: опыт совершенствования учебно-воспитательного процесса - 2010. - № 16.
2. Амосов Н.М. Раздумья о здоровье / Н.М. Амосов - М.: Медицина, 2011. - 116 с.
3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2012. - 192 с.
4. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье / И.И. Брехман - М.: Физкультура и спорт, 2009. - 206 с.
5. Гершунский Б.С. Философия образования для 21 века / Б.С. Гершунский - М.: АПО, 2008. - 543 с.
6. Громбах С.М. Учитель и здоровье школьника / С.М. Громбах // Воспитание здорового школьника: Сб. / Сост. Н.Б. Коростелев. - М.: 1971. - С.13 -20.
7. Джеймс У. Психология / под ред. Л.А. Петровского. - М.: Педагогика, 1991. - 368 с.
8. Дубровская Н.В. Психофизиология ребенка: Психофизиологические основы детской валеологии / Н.В. Дубровинская, Д.А. Фарбер, М.М. Безруких- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
9. Зайцев Г.К. Школьная валеология: Педагогические основы обеспечения здоровья учащихся и учителей / Г.К. Зайцев - СПб.: "ДЕТСТВО-ПРЕСС", 2011. - 160 с.
10. Крючкова Н. Ю. Формирование здоровьесберегающего пространства в образовательном процессе / Н. Ю. Крючкова, С. В.Салько // Модернизация системы образования и проблемы средних специальных учебных заведений, 2009. 210 с.
11. Салько С. В. Основные направления создания здоровьесберегающего пространства, 2011., 320 с.
12.ПоповВ.П.Организация здоровьесберегающего образовательного пространства. Среднее профессиональное образование – 2004год. № 8 с. 44-45.
13.Мысина Г.А. Здоровьесберегающая образовательно-воспитательная среда вуза (опыт МГТУ им. Н.Э. Баумана) /.
14.Безрукавый Р.В. Здоровьесберегающая среда ВУЗа как условие формирования у студентов здоровьесберегающей компетентности: Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии / сборник статей по материалам XXXIII международной научно-практической конференции. Новосибирск: СибАК, — 2013. — № 10 (33) — С. 14—21.
15.Казина Э.М. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учеб. пособие. Кемерово: Кузбасский региональный институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, 2009. — 349 с.
16.https://lektsii.net/2-44569.html
17. https://docviewer.yandex.ru/
18.https://agartu.com/index.php?newsid=776
19.https://www.gouhpk.ru/index.php?id=596:2013-12-09-23-36-43&Itemid=69&option=com_content&view=article
20.https://akptb.biisk.ru/?p=9284
Приложения
Приложение 1
АНКЕТА «Здоровый образ жизни» Уважаемый респондент! Перед Вами анкета, целью которой является выяснение осведомленности по проблеме здорового образа жизни. Опрос проводится анонимно. Внимательно прочитайте вопрос и варианты ответов на него. Обведите кружочком один или несколько вариантов ответов, которые, по Вашему мнению, правильны. Пожалуйста, укажите:
Ваш пол
• Мужской
• Женский
Ваш возраст (укажите полное число лет)_________
1. Выберите пункты, которые, по Вашему мнению, отражают содержание выражения «здоровый образ жизни»
• отказ от вредных привычек (курения, алкоголя, наркотиков)
• здоровое питание
• соблюдение режима дня
• соблюдение правил гигиены
• умеренное употребление алкоголя
• отсутствие беспорядочной половой жизни
• занятия спортом, поддержание оптимальной физической формы
2. Что, по Вашему мнению, можно отнести к выражению «здоровый образ жизни»?
• регулярное посещение врача с целью профилактики
• доброжелательные отношения с другими людьми
• умение справляться со своими эмоциями, гармония с собой
• интерес к информации о здоровом образе жизни
• широкий круг интересов, богатая духовная жизнь, наличие хобби
•другое
3. Считаете ли Вы необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?
• считаю, что это необходимо
• считаю, что это важно, но не главное в жизни
• эта проблема меня не волнует
4. Если Вы считаете необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни, что этому мешает?
• недостаток времени
• материальные трудности
• отсутствие необходимого упорства, воли, настойчивости
•отсутствие условий
•другие причины
5. Дайте оценку состоянию вашего здоровья
• хорошее
• удовлетворительное
• слабое
6. Часто ли Вы посещаете врача?
• редко
• 2-3 раза в год
• прохожу ежегодный медосмотр
• ежемесячно
7. Как часто Вы принимаете лекарственные препараты?
• редко
• довольно часто
• постоянно
8. Придерживаетесь ли Вы здорового рациона и режима питания?
• да
• иногда
• нет
9. Занимаетесь ли Вы спортом?
• не занимаюсь
• иногда
• занимаюсь регулярно (2-3 раза в неделю)
10. Как часто Вы употребляете алкогольные напитки?
• редко
• не менее 3-х раз в неделю
• ежедневно
• не употребляю
• не указано
11. Курите ли Вы?
• да
• курил, но бросил
• нет
12. Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?
• да
• нет
15. Часто ли Вы подвержены стрессам?
• да
• время от времени
• нет
13. Из каких источников Вы получаете информацию о здоровом образе жизни?
• на учебных занятиях
• из средств массовой информации
• через интернет
• из специальной литературы
• из других источников.