познавательный мотивация учебный психологический
Мотивационно-потребностная сфера соотносится с другими структурными компонентами учебно-познавательной деятельности. Так Г.И. Щукина, изучая познавательные интересы и успеваемость учащихся в пятых-шестых классах, выявила 3 группы интересов (аморфные, широкие, стержневые). Уровень развития познавательного интереса, по данным наблюдений автора и интервью с учителями, соответствует, как правило, уровню знаний. К примеру, элементарным знаниям соответствует и низкий уровень интереса, который побуждается внешними эффектами. Знаниям глубоким соответствует интерес к активному поиску существенных связей и объективных закономерностей.
Рассмотрение познавательной мотивации у школьников позволило М.В. Матюхиной сделать вывод о том, что различные виды данной мотивации не в одинаковой степени связаны с успеваемостью. Весьма тесные связи обнаруживаются между стремлением к творческой деятельности и успеваемостью. Коэффициент их корреляции равен 0,507 (на уровне значимости 0,01). Коэффициент корреляции между стремлением к выбору трудных заданий на уроке и успеваемостью равен 0,537. Согласно данному исследованию, высокий уровень стремления к напряженной умственной деятельности характерен для более успевающих (3,9 балла), а высокий уровень стремления к разнообразию и новизне встречается у детей с более низкой успеваемостью (3,3 балла).
Для выяснения роли психофизиологических факторов учения представляют интерес результаты сопоставления показателей мотивации, нейродинамики, успеваемости и мышления, полученные в данной работе. У детей с сильной нервной системой высокий и средневысокий уровни мотивации могут обеспечивать высокую продуктивность даже при сравнительно низком уровне мышления. У детей со слабой нервной системой высокий и средневысокий уровни мотивации не всегда обеспечивают высокую продуктивность даже при достаточно высоком уровне мышления. Школьники со средненизкой или низкой мотивацией и слабой нервной системой не имеют высокой и средневысокой успеваемости при условии сравнительно высокого уровня мышления, а часть детей с сильной нервной системой даже со средненизкой активностью, низким и средненизким уровнем мышления, напротив, добивается сравнительно высокой продуктивности. Исходя из полученных данных, М.В.Матюхина приходит к выводу о том, что ситуация учебной деятельности, видимо, является довольно напряженной в первую очередь для детей со слабой нервной системой, и, несмотря на сравнительно высокий уровень активности и мотивации, продуктивность их учебной деятельности при прочих равных условиях ниже, чем у детей, обладающих более сильной нервной системой. В работе была показана более тесная связь учебно-познавательной мотивации с мышлением и успешностью (0,701 и 0,700) и связь мышления с успеваемостью (0,593). Этот факт свидетельствует о важном значении развития в период школьного обучения именно мотивационно - потребностной сферы.
|
Другим основным компонентом учебно-познавательной деятельности являются разнообразные способы и приемы овладения учебным материалом, которые должны быть усвоены школьником, в процессе его обучения и воспитания.
Рассматривая различные подходы к изучению умственных действий, Б.Ф.Ломов писал о том, что любой из перечисленных путей овладения умственными действиями (через предметно-практическое действие, слово, наблюдение, через действие с информационной моделью) может быть эффективным в определенной области, и их соотношения на разных этапах умственного развития (и обучения) складываются по-разному.
|
Следующим компонентом учебно-познавательной деятельности является ее продуктивность, выраженная в приобретении новых знаний. В исследованиях были выявлены основные черты и этапы качественных изменений знаний в процессе усвоения разного рода учебного материала:
1. В процессе овладения понятиями осуществляется переход от функциональных, конкретных и наглядных признаков к абстрактным свойствам.
2. Наблюдается переход от несущественных признаков к существенным.
3. На протяжении школьного обучения происходит формирование все более сложных систем понятий разного рода.
Итак, формирование субъекта учебной деятельности, направленное на приобретение новых знаний и умений, предполагает развитие и включение в его структуру трех основных блоков: функционального, операционного и мотивационного. Нарушения в развитии любого из этих блоков приводят к разным типам неуспеваемости. Учебный процесс ввиду его систематического и многосложного характера также требует формирования у школьника определенных качеств субъекта деятельности, таких, как целенаправленность, усидчивость, самоконтроль, трудолюбие, организованность, обеспечивающих длительное и успешное усвоение знаний. Благодаря развитию этих качеств и структуры субъекта в целом уже в процессе овладения знаниями у школьника формируется общая психологическая готовность к будущей трудовой и образовательной деятельности.
|
Заключение
Итак, единство общения и познания в их многообразных формах в соответствии с целями и задачами обучения и развития определяют формирование субъекта учебно-познавательной деятельности в школьный период.
Сегодня профильная школа может стать движущей силой образовательной реформы. Её роль связана с принципиальной сменой позиции ученика в образовательном процессе и в обществе. Но при этом необходимо создать условия, позволяющие учащимся раскрыть свои способности к тому или иному виду трудовой деятельности.
В заключение хотелось бы остановиться на условиях, способствующих, на наш взгляд, эффективному переводу на профильное обучение старшей ступени общего образования. Чтобы профильное обучение не стало очередным пафосным шагом реформы образования, а обеспечило образовательное пространство для раскрытия способностей учащихся к тому или иному виду деятельности и их личностный рост, необходимо:
· формировать профильные классы с учётом инфраструктуры города и рынков труда, в расчёте на необходимые в ближайшей перспективе профессии;
· стремиться обеспечить запросы выпускников основной школы на повышенный уровень образования;
· иметь сквозные (комплексные) учебные программы профильных предметов, дополненные элективными курсами с обоснованием значения каждого для данного профиля.
Список литературы
1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - М.: Наука, 2007.
2. Артемова, Л. Профиль обучения диктует рынок труда / Л. Артёмова // Народное образование. - 2008.
3. Артюхов, М.В. Теоретические и практические подходы к формированию идеала выпускника образовательного учреждения в условиях инновационных процессов в образовании / М.В. Артюхов // Формирование модели выпускника в условиях инновационных процессов в образовании / под ред. М.В. Артюхова. - Новокузнецк: ИПК, 2008.
4. Асмолов, А.Г. Личность как предмет психологических исследований / АГ. Асмолов. - М.: Изд-во МГУ, 2004.
5. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. -М.: Наука, 2010.
6. Матюхина, М.В. Мотивация учения младших школьников / М.В.Матюхина. - М.: Педагогика, 2009.
7. Машбиц, Е.И. Психологические основы управления учебной деятельностью: дис.... доктора психол. наук. / Е.И. Машбиц. - Киев, 2008.