Сергей ИЛЮШИН «Память и примирение: связь, но не тождество»
Накануне 75‑летия окончания Второй мировой войны люди в нашей стране и во всём мире вновь и вновь возвращаются к осмыслению этой трагедии планетарного масштаба. Востребованными становятся самые разные связанные с войной темы, в том числе и такая «непарадная», как плен. Ей было посвящено мероприятие, состоявшееся 3 марта в резиденции Посла Федеративной Республики Германия в Российской Федерации,– вечер у камина (Kaminabend, традиционная форма культурных акций германского посольства) «Забвению не подлежат – военнопленные в культуре памяти в России и в Германии».
Александр ЛЕОНОВ «Труд и честь первопроходцев Как российские моряки открыли для человечества Terra Australis Incognita»
Окончание. Начало в № 3
31 декабря 1819 года шлюпы «Мирный» и «Восток» достигли острова Бристоль – безжизненного, покрытого снегом стратовулкана в архипелаге Южные Сандвичевы острова. Этот клочок суши первым увидел Джеймс Кук, но он не приближался к Бристолю, а русские мореплаватели зафиксировали чёткие координаты и очертания острова. Обрывистые, негостеприимные берега не располагали к высадке…
«В царстве снега и льда»
Антарктида – самый загадочный и малоизученный из всех континентов – представляется многим необитаемой ледяной пустыней. Однако на самом деле в Антарктиде постоянно присутствуют люди из разных стран, включая наших соотечественников. Круглогодично полярники, представляющие самый широкий спектр естественных наук, живут и работают на ледовом континенте, проводя исследования, которые помогают лучше узнать нашу планету и даже заглянуть за её пределы. Чтобы подробнее узнать о научных задачах полярников, методах их работы и особенностях быта, корреспондент «Науки и Религии» побеседовал с научными сотрудниками Института географии РАН, кандидатами географических наук почвоведом Элей ЗАЗОВСКОЙ и гляциологом Николаем ОСОКИНЫМ.
Дмитрий АРМЕНСКИЙ ««Огнепальный» протопоп в зеркале русской литературы»
Начало в № 2
Освоение старообрядческого, и аввакумовского в частности, наследия русской словесностью нового времени шло от признания языковых, стилистических, литературных достоинств созданных протопопом текстов к признанию важности и ценности исповедуемых и проповедуемых им идей, к осмыслению Раскола как великой историческойтрагедии, во многом определившей дальнейшее историческое бытие Руси-России. На этом пути естественным этапом стало обращение к фигуре Аввакума Петрова как литературного героя.
Георгий ГЕССЕН «Три воскресенских храма старой Москвы»
…Вначале приведу одну цитату. Михаил Моисеев, шеф-редактор интернет-издания Rublev.com, поделился со своим товарищем недоумением: в Московской области «не так много Воскресенских храмов, как могло показаться. Куда меньше, чем, например, Покровских или Никольских церквей». «Ничего удивительного,– ответил автору его хороший знакомый.– Наше православие – оно ж «Николо-Казанское». Каких храмов на святой Руси больше всего? Никольских и Казанских. Ну, мы «тако веруем»; и что с того, что Воскресение Христово – суть всего христианства»…
Сергей АНТОНЕНКО «По стопам Богородицы»
Когда задумываешься о месте, которое принадлежит в христианской традиции Матери Иисуса, поражаешься дерзновенному, удивительному сочетанию несоединимого. Парадоксальный характер образа Марии, конечно, укоренён в принципиальной антиномичности учения о Христе и всё же имеет свои особые черты…
Наталия ЛЕСКОВА «В гостях у талантливых людей»
В селе Петровское неподалёку от Ростова Великого есть необычный дом семьи Топорковых, в котором вот уже более десяти лет действует семейный музей. Да не просто музей, а целый музейный комплекс, который год от года растёт и расширяется, удивляя разнообразием тематики, притягивая не только отдельных путешественников, но и целые автобусы туристов из Ростова, Ярославля, Москвы и других городов.
Марианна МАРГОВСКАЯ «В мире искусства, безумия и провокации»
Нескончаемым потоком посетителей ознаменовалась прошедшая в феврале-марте в московском Центральном выставочном зале «Манеж» художественная выставка, посвящённая одному из самых популярных и одновременно самых неоднозначных творцов в истории искусства XX столетия. Экспозиция «Сальвадор Дали. Магическое искусство», организаторами которой выступили Культурно-исторический фонд «Связь времён» и Музей Фаберже в партнёрстве с фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас) и Национальным музеем «Центр искусств королевы Софии» (Мадрид), представила воодушевлённой публике более чем 180 произведений знаменитого испанского живописца, осветивших все значимые вехи его творчества. Столь масштабная ретроспектива выдающегося мастера сюрреализма состоялась в России впервые.
Эдуард ГЕВОРКЯН «Искусственный Интеллект: путь обмана или путь соблазна?»
В 1823 году англичанин Чарлз Бэббидж (1791–1871) предложил проект некой «аналитической машины», которая могла программироваться, а также имела «память». Это устройство с помощью многочисленных валиков и шестерёнок должно было производить вычисления с точностью до двадцатого знака. Правительство заинтересовалось «Большой разностной машиной Бэббиджа» и почти десять лет субсидировало её строительство…