Задачи экскурсии: на конкретных объектах и примерах выявить и показать существенные черты экономических промышленных объектов,показать, вспомнить, как население города Камышин обеспечило возможность строительства и функционирования промышленных гигантов России (ранее Советского Союза)
Рекомендации экскурсоводу: при проведении экскурсии не ограничиваться констатацией фактов, а анализировать явления, события с позиций достижений современной науки, объяснять их суть и взаимосвязь, показывать события и объекты на реальном историческом фоне. Вскрывать направленность и динамику процессов современного развития, придавая изложению при показе объектов четкое экономическое звучание.
Вступление - прежде всего необходимо познакомиться с группой, назвать имена экскурсовода и водителя, затем напомнить экскурсантам правила поведения в автобусе, предупредив их, что задавать вопросы и делиться впечатлениями они смогут, когда будет представлено время для этого. В информационной части необходимо назвать тему, маршрут, продолжительность экскурсии, но желательно это сделать так, чтобы вызвать интерес к теме; привлечь внимание экскурсантов, т. е. эта часть вступления должна быть яркой, эмоциональной.
Отрезок маршрута | Остановки | Объекты показа | Время | Наименование подтем | Методические приемы показа | Методические приемы рассказа | Организационные указания |
Площадь Комсомольская | Центр площади -памятная стела | Памятник Дмитрию Солунскому, ГЦДЮТ, здание ЖД вокзала | 20минут | Датировка памятника, строительство, архитектура зданиий. | Панорамный показ зрительная реконструкция | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Знакомство экскурсовода с группой происходит до начала экскурсии (организационная часть), на месте остановки (центральная часть площади) – выход экскурсантов из автобуса и расстановка напротив памятника. Производится обход стелы с текстовым сопровождением. использовать портфель экскурсовода. После показа панорамной части экскурсанты могут задавать вопросы. |
Улица Некрасова | Проездом | Здание драматического театра | 5 минут | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, репертуар театра, творческий персонал театра | Панорамный показ, литературный монтаж | Экскурсионная справка, описание, объяснение, рассказ ведется при замедленном движении автобуса. | |
Улица Некрасова | Центральная проходная профессионального училища № 14 | Ансамбль зданий и сооружений бывшего ликёро-водочного завода, завод "ГАЗПРОМ-КРАН" | 30 минут | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, промышленная ценность продукции и инфраструктуры предприятия. | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, объяснение | Выход из автобуса. Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели вход в здание. Использовать портфель экскурсовода. Далее предоставляется свободное время для фотографирования на фоне ансамбля зданий памятника архитектуры. Ответы на вопросы. |
Улица Ленина | Памятник летчику Маресьеву | Памятник Алексею Маресьеву, макет самолета, КСЗ. | 30 минут | Краткая родословная героя и описание подвига. Идея строительства, датировка памятника, промышленная ценность продукции действующего предприятия. Его значимость в истории города. | Предварительный осмотр, зрительная реконструкция, зрительная аналогия, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, объяснение, характеристика. | Выход из автобуса. Группа располагается таким образом, чтобы все экскурсанты видели и памятник и макет самолета. Стоят полукругом лицом к Волге, использовать библиографические данные, наглядное пособие. Далее предоставляется свободное время для фотографирования. Предполагается логический переход. |
Улица Ленина | 5 минут | СК Мичуринский, консервный завод | Зрительная реконструкция | Экскурсионная справка | Рассказ сопровождает движение автобуса до следующего объекта, предоставляя экскурсантам возможность панорамного обзора. | ||
Улица Ленина | ДК "Текстильщик" | ДК "Текстильщик", трест КПЖС, свето-музыкальный фонтан | 30 минут | Идея строительства, датировка, уникальность здания, репертуар коллективов ДК, работа треста на фоне экономического роста городского хозяйства. | Зрительная реконструкция, ассоциации, предварительный осмотр | Экскурсионная справка, описание, объяснение, характеристика. | Производится обход ДК, затем вход внутрь. Далее предполагается расположение экскурсантов полукругом около фонтана. После показа экскурсанты могут задавать вопросы. Предоставляется время для фотографирования и посещение зеленой зоны площади. Логический переход. |
Улица Ленина | Центральный корпус КТИ(филиала ВолгГТУ) | Центральная проходная КХБК, памятник А.Н.Косыгину, КХК | 30 минут | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, историческая и экономическая значимость объекта | Зрительная реконструкция, ассоциации, предварительный осмотр. | Экскурсионная справка, описание, объяснение, характеристика. | Экскурсанты предупреждаются о правилах выхода из автобуса еще раз, напоминаются правила перехода через дорогу, правила передвижения между объектами. |
Улица Ленина | Здание "Профессионального училища 22", памятник П.Корчагину, памятный знак В.И. Ленину | 10 минут | Идея строительства, датировка памятников, значение училища на фоне экономики гора. | Зрительная реконструкция, ассоциации. | Экскурсионная справка, описание, объяснение. | Рассказ сопровождает движение автобуса до следующего объекта, предоставляя экскурсантам возможность панорамного обзора. | |
Комсомольская площадь | Здание ЖД вокзала | 15 минут | Санитарная остановка. | ||||
Комсомольская площадь | Мост Бородинский | 20 минут | Датировка объекта, строительство, архитектура, уникальность и экономико-транспортная необходимость | Зрительная реконструкция, ассоциации, предварительный осмотр | Экскурсионная справка, описание, объяснение, характеристика. | Пешеходный переход от здания вокзала до сооружения. Предупреждение экскурсантов о технике безопасности и правилах поведения на околоводных объектах. Предоставляется время для фотографирования. Логический переход. | |
Улица Пролетарская | Перекресток улиц Пролетарская-Октябрьская | 5 минут | Зрительная реконструкция, ассоциации, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание, объяснение, рассказ ведется при замедленном движении автобуса. | Рассказ сопровождает движение автобуса до следующего объекта, предоставляя экскурсантам возможность панорамного обзора. | ||
Улица Октябрьская | 20 минут | Зрительная реконструкция, зрительный монтаж, комментирование | Экскурсионная справка, описание, объяснение, рассказ ведется при замедленном движении автобуса. | Движение автобуса замедленно в связи с устной частью текста сопровождения про Камышин купеческий. | |||
Улица Набережная | Здание историко-краеведческого музея | 30 минут | Идея строительства, датировка памятника, уникальность здания, историческая, политическая и экономическая значимость объекта | Зрительная реконструкция, ассоциации, зрительный монтаж | Экскурсионная справка, описание | Краеведческий музей – одно из старейших зданий Камышина. В данном случае больше всего заинтересовать экскурсантов можно, ссылаясь на историю возникновения памятника. |
«Портфель экскурсовода» содержит ряд документов и прочей вспомогательной информации, которые помогут при ведении экскурсии донести информацию до экскурсантов в максимально полном объёме. Сюда входят: папка с фотографиями, схемами, картами, чертежами, рисунками, репродукциями, копиями документов, образцами продукции предприятий, другими наглядными пособиями.
В нашем случае полезно иметь в «Портфеле экскурсовода» фотографии промышленных объектов в периоды их строительства и работы. Следует иметь также документы (копии документов),подтверждающих значимость продукции. В данной экскурсии чрезвычайно полезными, даже необходимыми, будут планы внутреннего строения объектов.
Заключение- после экскурсии, когда экскурсанты уже сами походили по городу, все их вопросы были удовлетворены, следует правильно выразить свою благодарность слушателям экскурсии и прощание: «Важнейшей характеристикой городской среды является архитектура и экономические объекты. Большое значение имеет создание гармоничной и сомасштабной человеку архитектурно-пространственной среды, комплексное благоустройство, озеленение, цветовое и световое оформление города. И от того, в каком пространстве живет, трудится, отдыхает и общается с другими людьми человек во многом зависят его настроение, поступки, результаты, устремления. Архитектура может изменить и судьбу города: сделать его привлекательным или отталкивающим для жителей и приезжих. Итак, наша экскурсия подошла к концу. Надеюсь вы узнали из неё много нового и интересного. Мы проехали по все крупным экономическим объектам города, узнали о истории их возникновения, об их экономической и исторической значимости. Мы побывали возле некоторых архитектурных памятников, а также видели объекты современности. Дамы и господа, наша экскурсия подошла к концу. Я надеюсь, вы почерпнули много нового из сегодняшнего рассказа о Камышине промышленном. С вами было очень приятно общаться. Всего доброго».