Дидактическое обеспечение программы




Программа

Профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

Обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ

«Безопасные дороги Кубани»

 

 

Пояснительная записка

Актуальность программы. В связи с возрастающим процентом дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с участием детей безопасность учащихся приобрела ранг наиболее значимых социальных проблем России. Профилактика дорожного-транспортноготравматизма (ДТТ)в последнее время стала одним из основных и приоритетных направлений образования. Центральную роль в данной работе играет школа. Как показывает многолетний педагогический опыт, в процессе обучения и воспитания в условиях школы у учащихся формируются знанияо сохранении жизни и здоровья человека, укрепляются навыки ориентирования в дорожных ситуациях, предвиденья опасности и оценивания ее уровня. Данная актуальность проблемыопределяет необходимостьюсовместной системной и продуктивной деятельности региональных органов образования, образовательных организаций и управления ГИБДД ГУ МВД в области предупреждения и профилактики детского ДТТ.

В связи с выше обозначенной актуальностью возникла необходимость в разработке и реализации краевойпрограммы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обучающихся 1-11 классов общеобразовательных школ «Безопасные дороги Кубани».Основным концептуальным положением данной программы стало понимание важности вопросы профилактики ДТТ и изучения правил дорожного движения (ПДД) которые рассматриваются как один из аспектов личной безопасности ребенка.

Программа построена с учетом следующих принципов:

- Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает учет личностный, возрастных особенностей обучающихся и уровня их психического и физического развития. На основе индивидуального и дифференцированного подхода к обучающимся, изучение черт их характеров, темперамента, установок, интересов, мотивов поведения можно воспитать у них положительные привычки, приучить к дисциплине, культуре поведения в сфере дорожного движения.

- Принцип взаимодействия «Дети – дорожная среда». Чем меньше возраст обучающихся, тем быстрее и легче происходит у них формирование устойчивых привычек безопасного поведения. Детское восприятие окружающей среды во многом определяется вербальной
(словесной) информацией взрослых, обращающих внимание на светофор, пешеходный переход, опасность на дороге, скорость движения машин.

Двигательная реакция определяется уровнем развития у детей центральных регуляторных физиологических механизмов, обеспечивающих равновесие. Необходимые двигательные навыки и умения они приобретают с возрастом в процессе обучения и воспитания.

- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствиях: дорожно-транспортного происшествия. Обучающиеся должны знать, какие опасности могут подстерегать их в дороге.

- Принцип возрастной безопасности. У обучающихся довольно рано появляется стремление самостоятельно ходить в школу и гулять по улицам. С одной стороны, это надо одобрять, чтобы не тормозить развитие волевых качеств ребенка. С другой – необходимо воспитывать понимание опасной дорожной среды и вырабатывать привычки, умения и навыки безопасного поведения.

Важно иметь в виду и то, что у школьников наблюдается довольно большое расхождение между знаниями и фактическими действиями. Это объясняется, как правило, легкой отвлекаемостью, импульсивностью, спешкой, заинтересованностью, увлеченностью чем-либо, когда они находятся на дороге. Нужно формировать, развивать и совершенствовать целостность восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасных ситуаций.

- Принцип социальной безопасности. Обучающиеся должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Государственная инспекция безопасности дорожного движения. Инспектор дорожно-патрульной службы выявляет нарушителей среди водителей и пешеходов и наказывает их: предупреждает или штрафует. Правила дорожного движения нужно соблюдать для общей безопасности, так как неправильные действия ребенка на улице и дороге опасны и для него самого, и для окружающих.

-Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение, наблюдают за сверстниками, замечают нарушения правил дорожного движения взрослыми и часто не понимают и возмущаются, почему те поступают рискованно и не соблюдают правил. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых. Поэтому педагог должен организовать работу не только с обучающимися, но и с родителями.

Целью программы: формирование культуры безопасной жизнедеятельностичерезпрофилактику детского дорожно-транспортного травматизма.

 

Задачи программы:

1. Совершенствование методов и форм работы педагога по предупреждению ДТТ, используя новые воспитательные технологии.

2. Повышение качества знаний и навыков школьников ПДД.

3. Совершенствование системы мониторинга знаний учащихся по ПДД.

4. Создание (или активизация) отрядов юных инспекторов движения (ЮИД).

5. Активизация деятельности школьного пресс-центра, школьного сайта (рубрики)по вопросам пропаганды ПДД.

6. Создание (переоборудовать, обновить, оснастить новыми наглядными пособиями) в каждой школе кабинет Безопасного дорожного движения и автогородок.

7. Усиление уровня активности родителей учащихся в процесс обучения несовершеннолетних основам безопасного поведения на дорогах.

8. Создание в условиях школы методического центра по изучению и пропаганде ПДД.

Место программы в плане развития школы: программу внеурочной деятельности для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани» следует рассматривать как составную часть программы воспитания и социализации, которая осуществляется классным руководителем. Контроль за реализации программы возлагается на заместителя директора по воспитательной работе. Усиленная деятельность по предупреждению ДТТ проводится в начале учебного года в рамках «Месячника безопасности», а также перед уходом школьников на каникулы. Обучение осуществляется классными руководителями с привлечением учителей-предметников, сотрудников ГИБДД, медицинских работников, инструкторов по вождению автотранспорта, родительской общественности.

Содержание тематических встреч данной программы предусматривает подробное рассмотрение при освоении предметных областей (филология (русский язык, родной язык, литература, родная литература, иностранный язык, второй иностранный язык); общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); основы духовно-нравственной культуры народов России; естественно-научные предметы (физика, биология, химия); искусство (изобразительное искусство, музыка); технология (технология);физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности.

Сроки реализации программы:

Программа реализуется 1 раз в месяц. При этом, следует учитывать еженедельное проведение данных мероприятий в течение сентября месяца «Месячника безопасности»), а также ежемесячных инструктажей по ПДД.

Особенности тематического содержания программы:

Нормативной основой для разработки программы для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»стал законодательный акт: Федеральный закон «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года № 196 ФЗ (ред. от 03.07.2016 г.), ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся», Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012, Конвенция «О правах ребенка» (принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, Закон Краснодарского края «Об образовании в Краснодарском крае» от 16 августа 2013 года. рекомендации Министерства образования и науки по реализации федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 г.».

В программе учтены требования ФГОС ООО, рекомендации сотрудников краевого ГИБДД.

Формулировка тематики образовательных встреч (классных часов) также находится в единой логике с уже реализующими программами по ПДД, какнапример«Безопасность дорожного движения». 1-4 классы» (под общей редакцией П.В. Ижевского), «Безопасность дорожного движения. 5-9 классы» (под общей редакцией А.Т. Смирнова), «Безопасность дорожного движения. 10-11 классы (под общей редакцией А.Т. Смирнова).

Не исключена корректировка или дополнение тематики внеурочной деятельности по данной программе с учетом места жительства (городская/сельская местность), особенностей условий (наличие различных видов транспорта, пешеходных зон, велосипедных дорожек, близость автотрассы, ж/д пути и т.д.) учебно-материальная база.

Основные методы реализации:

Внушение. Дети школьного возраста легко внушаемы, воспринимают все на веру. Внушением можно приостановить опасные действия ребенка на улице и дороге и, наоборот, стимулировать правильные действия. Эффект внушения усиливается, если педагог использует яркие образные формы, приводит наглядные примеры. Чтобы не притуплялась восприимчивость, одни и те же идеи внушения лучше формировать по-разному.

Убеждение – это доказательство истинности того или иного положения. На обучающихся наиболее эффективно воздействует предметно-словесное убеждение.

Убеждение предполагает прежде всего осмысление и внутреннее понятие детьми принципов, определяющих, что можно делать, а что нельзя. Убеждение всегда должно быть логичным, последовательным и неопровержимым. Его целесообразно применять одновременно с внушением, приучением, примером.

В учебно-воспитательном процессе убеждение реализуется в рассказе, объяснении, беседе, игре, экскурсии. Вырабатываются правильные оценки, суждения по конкретным фактам ДТП, поступкам детей. Обсуждаются нарушения ПДД водителями и пешеходами, формируются нравственные понятия.

Пример. Воспитательное значение примера состоит в том, что он быстро запоминается. Психологическая основа примера – подражание. Важно окружить школьников положительными примерами. Иногда достаточно один раз показать, как правильно и безопасно поступать, чтобы убедить детей соблюдать правила в любой дорожной ситуации.

Упражнение. Без упражнения нельзя сформировать у обучающихся заданный тип поведения. Суть упражнения в многократном выполнении требуемых действий, доведении их до автоматизма. В результате формируются необходимые для дорожной безопасности качества личности, навыки и привычки. В упражнениях развивается целостность восприятия, наблюдательность, дисциплинированность, осторожность.

Привычка вырабатывается постепенно, при повторении одних и тех же действий. Закрепившись в сознании, она становится устойчивой. Поэтому формирование и развитие положительных привычек у обучающихся является основой культуры их поведения в дорожной среде.

Поощрение. Это положительная оценка правопослушного и безопасного поведения детей на улицах и дорогах. Поощрение основано на положительных эмоциях, поэтому повышает ответственность и укрепляет дисциплинированность. В этом методе используется прем опоры на положительное в личности ребенка. Одобрение его поступков педагог выражает жестом, мимикой, похвалой перед классом, родителями. Это предполагает внимательное отношение к успехам в овладении правилами движения и дорожной безопасности. Уважение, доверие вселяют в ребенка уверенность в своих силах, самостоятельность, чувство собственного достоинства, волю.

 

Основные формы реализации:

Образовательный квест, конкурсы, тематические недели, акции, проектная деятельность, исследовательская деятельность, тренинги, дискуссии.

Занятия по программе рекомендуется проводить в специально оборудованном кабинете, мобильном автогородке, специально оборудованной автоплощадке с использованием немеханических транспортных средств (велосипед, гидроскутер, самокат и т.д.), интерактивных электронных образовательных ресурсов, портала «Дорога безопасности», видео и аудио материалов.

Ожидаемы конечные результаты реализации программы:

Полученные знания позволят обучающимся прогнозировать опасные ситуации на дорогах, ориентироваться в них, оценивать влияние их последствий на жизнь и здоровье человека. Обучающиеся смогут оценивать свое поведение на улице и дороге с точки зрения соответствия требованиям ПДД и здорового образа жизни. Научатся разрабатыватьпошаговые действия безопасного поведения (пешехода, пассажира) с учетом особенностей реальных дорожных ситуаций.

Основные разработчики программы:

Министерство образования науки и молодежной политики Краснодарского края.

ГБОУ «Институт развития образования» Краснодарского края

Управление ГИБДД ГУ МВД России по Краснодарскому краю

2. Тематический план занятий (классных часов)

программы для учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»

№ п/п Название темы Количество часов
1-й класс
  Для чего нужны ПДД? Моя дорога в школу  
  Кто такие пассажиры, пешеходы, водители  
  Практическое занятие «Изучаем дорожную разметку»  
  Права и обязанности пассажиров  
  Права и обязанности пешеходов  
  Где можно и где нельзя играть  
  Как помочь себе и товарищу при получении травмы  
  Практическое занятие «Переходим улицу с велосипедом, самокатом и др.»  
  Контрольный тест по ПДД «Программа года»  
2-й класс
  Вводное занятие. Что такое безопасность  
  Где можно переходить проезжую часть  
  Как перейти улицу на регулируемом перекрестке  
  Практическое занятие «Переходим регулируемый перекресток»  
  Как перейти улицу на нерегулируемом перекрестке  
  Практическое занятие «Переходим нерегулируемый перекресток»  
  Первая помощь при травмах  
  Поездка в общественном транспорте  
  Закрепление знаний и умений  
3-й класс
  Что такое безопасность дорожного движения  
  Где можно переходить проезжую часть  
  Практическое занятие «Переходим улицу правильно»  
  Правила поведения на железнодорожном переезде, на трамвайных путях  
  Какие еще бывают светофоры и дорожные знаки  
  Как помочь себе и товарищу при получении травмы  
  Я – велосипедист  
  Как правильно обходить стоящий транспорт  
  Урок-тест «Правила дорожного движения»  
4-й класс
  Кто должен знать и соблюдать ПДД  
  Почему случаются дорожно-транспортные происшествия  
  Почему случаются дорожно-транспортные происшествия  
  Практическое занятие «Где и как можно переходить улицу безопасно»  
  Практическое занятие «Выработка умений по оказанию первой помощи»  
  Когда не работает светофор  
  Отправляемся в путешествие на железнодорожном транспорте (поезд, трамвай, метро)  
  Игры по правилам дорожного движения  
  Итоговое занятие  
5-й класс
  Виды транспортных средств  
  Обязанности пассажира  
  Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров  
  Дорожные знаки и дополнительные средства информации  
  Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения  
  Понятие об организованной пешей колонне  
  Обязанности водителя велосипеда  
  Железнодорожный переезд  
  Первая помощь при кровотечениях  
6-й класс
  Правила дорожного движения – единый нормативный край  
  Дополнительные требования к движению велосипедистов  
  Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним  
  Движение велосипедистов в колонне  
  Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах  
  Тормозной остановочный путь  
  Общие правила проезда перекрестков  
  Пользование осветительными приборами и звуко­выми сигналами  
  Итоговое занятие  
7-й класс
1, 2 Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов  
  Правила перевозки пассажиров  
  Движение пешеходов и транспорта вне населенно­го пункта  
  Проезд железнодорожных путей  
6, 7 Практические занятия по обучению езде на велоси­педе  
  Способы регулирования движения  
  Итоговое занятие  
8-й класс
  Правила движения — закон улиц и дорог  
  Дорога, элементы дороги  
  Способы регулирования движения  
  Дорожная разметка как способ регулирования до­рожного движения  
  Автомобиль и его классификация  
  Правила пользования транспортом  
  Мопед и велосипед с подвесным устройством  
  Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств  
  Итоговое занятие  
9-й класс
  Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития  
  Элементы улиц и дорог  
  Способы регулирования дорожного движения  
  Тормозной и остановочный путь автомобиля  
  Назначение и виды транспортных средств  
  Назначение и группы дорожных знаков  
  Правила движения для велосипедиста, мотоциклиста  
  Железнодорожный переезд  
  Итоговое занятие  
10-й класс
  Правила поведения участников дорожного движения  
  ПДД и дорожные знаки  
  Способы регулирования движения  
  Сигналы светофора с дополнительной секцией  
  Ответственность за приведение в негодность транспортных средств и нарушение ПДД  
  Движение пешеходов индивидуально, группами и в колоннах  
  Устройство велосипеда с подвесным двигателем и мопеда  
  Назначение номерных опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах  
  Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата  
11-й класс
  История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения  
  Движение по загородным (сельским) дорогам  
  Правила перевозки пассажиров  
  Правила перевозки грузов  
  Движение в темное время суток и в сложных погодных условиях  
  Движение транспортных средств  
  Остановочный и тормозной путь автомобиля  
  Первая помощь при острой сердечной недостаточности, инсульте и остановке сердца  
  История автомототранспорта и принимаемые меры по обеспечению безопасности дорожного движения  

Содержание занятий (классных часов)

по программедля учащихся 1–11 классов общеобразовательной школы «Безопасные дороги Кубани»

5-й класс

Тема 1. Виды транспортных средств.

Классификация транспортных средств. Механические транспортные средства. Роль трамваев, троллейбусов, автомобилей, сельскохозяйственных машин и самоходного шасси в экономике страны. Транспортные и специальные автомобили. Немеханические транспортные средства, роль и назначение их.

 

Тема 2. Обязанности пассажира.

Порядок ожидания транспорта. Посадка и высадка пассажиров на маршрутные транспортные средства. Поведение в троллейбусе, трамвае, автобусе. Перевозка группы детей в автобусе, трамвае. Порядок перевозки детей грузовыми автомобилями и другими видами транспорта.

Тема 3. Сигналы транспортных светофоров с дополнительной секцией и пешеходных светофоров.

Порядок движения транспорта и пешеходов на регулируемых перекрестках со светофором с дополнительной секцией. Регулировщик. Назначение жестов (сигналов) регулировщика. Порядок движения на перекрестке при регулировании движения регулировщиком и светофором.

 

Тема 4. Дорожные знаки и дополнительные средства информации.

Назначение и роль дорожных знаков для регулирования движения. Предупреждающие знаки и их предназначение. Дорожные знаки, связанные с железной дорогой, водными акваториями, дорожными работами. Знаки приоритета – назначение и роль при очередности пересечений проезжих частей. Запрещающие знаки, их назначение в организации движения. Назначение информационно-указательных знаков. Знаки сервиса. Назначение знаков дополнительной информации (табличек).

 

Тема 5. Назначение, роль дорожной разметки в организации дорожного движения.

Виды дорожной разметки. Горизонтальная разметка и ее характеристика. Вертикальная разметка и ее характеристика.

 

Тема 6. Понятие об организованной пешей колонне.

Порядок движения групп детей в городе и за городом. Меры безопасности при организации пеших экскурсий с детьми.

 

Тема 7. Обязанности водителя велосипеда.

Что запрещено велосипедисту? Неисправности велосипеда, при которых запрещена его эксплуатация.

 

Тема 8. Железнодорожный переезд.

Правила движения по ж/д переезду. Сигналы остановки поезда. Проверка знаний, изученных тем.

 

Тема 9. Первая помощь при кровотечениях (практическое занятие).

Виды кровотечений. Виды ран. Наложение повязок.

 

6-й класс

Тема 1. Правила дорожного движения – единый нормативный край.

Назначение Правил. Кем и когда утверждены ныне действующие Правила дорожного движения. Общие положения правил – понятия и термины. Ответственность за нарушение правил.

Тема 2. Дополнительные требования к движению велосипедистов.

Допуск к вождению велосипеда. Передвижение в колонне. Что запрещено велосипедисту? Движение по велосипедной дорожке. Подача предупредительных сигналов велосипедистом световыми приборами и рукой.

Тема 3. Технические требования, предъявляемые к велосипеду, и уход за ним.

Осмотр перед выездом. Подгонка велосипеда. Ежедневный осмотр. Устройство ве­лосипеда. Назначение и устройство основных узлов и агрегатов велосипеда. Проведение технического обслуживания велосипеда. Исправность тормозов, звукового сигнала и световых приборов.

 

Тема 4. Движение велосипедистов в колонне.

Безопасность движения в группе. Порядок проезда нерегулируе­мых перекрестков. Проезд железнодорожных пере­ездов.

 

Тема 5. Назначение номерных, опознавательных знаков и надписей на транспортных средствах.

Регистрацион­ные знаки транспортных средств юридических лиц и граждан РФ, транспорта войсковых частей и со­единений, юридических лиц, граждан иностранных государств и лиц без гражданства, а также транспор­та, временно допущенного к участию в дорожном движении. Опознавательные знаки транспортных средств: шины. Перевозка детей, глухой водитель. Ограничение скорости, опасный груз, Крупногаба­ритный груз, длинномерное ТС, инвалид.

 

Тема 6. Тормозной остановочный путь.

Время реакции во­дителя. Время реакции тормозных систем. Торможе­ние. Тормозной путь. Остановочный путь.

 

Тема 7. Общие правила проезда перекрестков.

Проезд регу­лируемых перекрестков. Движение по нерегулируе­мому перекрестку. Правило помехи справа. Движе­ние по знакам приоритета.

 

Тема 8. Пользование осветительными приборами и звуко­выми сигналами.

Осветительные приборы автомо­биля. Движение в темное время суток в городе и за городом. Порядок обгона в темное время суток. Ос­лепление светом и его последствия. Движение по неосвещенным улицам в городе. Движение днем в условиях тумана, сильного дождя, снегопада.

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Самостоятельная работа учащихся.

 

 

7-й класс

Темы 1 и 2. Повышение интенсивности движения транспорта и пешеходов.

Причины дорожно-транспортных про­исшествий. Мероприятия по повышению безопас­ности движения транспорта и пешеходов. Основныепричины происшествий с учащимися. Поведение свидетелей дорожно-транспортных происшествий. Оказание помощи работникам ГИБДД в расследо­вании дорожных аварий и катастроф.

 

Тема 3. Правила перевозки пассажиров.

Обязанности пасса­жиров. Перевозка пассажиров общественным и лич­ным транспортом. Перевозка детей. Где запрещает­ся перевозить пассажиров?

 

Тема 4. Движение пешеходов и транспорта вне населенно­го пункта.

Порядок движения пешеходов за горо­дом. Движение транспортных средств по загород­ным дорогам.

 

Тема 5. Проезд железнодорожных путей.

Движение через неохраняемый железнодорожный переезд. Проезд охраняемого железнодорожного переезда. Сигналы общей тревоги, подаваемые водителем при останов­ке на ж/д переезде.

 

Темы 6 и 7. Практические занятия по обучению езде на велоси­педе.

Подготовка велосипеда к эксплуатации. Отра­ботка навыка держать равновесие при движении на малых скоростях. Отработка поворотов и разворо­тов. Подача предупредительных сигналов рукой. Движение с торможением на мягкой почве, измене­ние скорости движения. Езда с препятствиями. От­работка глазомера в определении скорости движе­ния и расстояний.

 

Тема 8. Способы регулирования движения.

Назначение све­тофора. Транспортные светофоры. Регулировщик. Жесты регулировщика как способ регулирования дорожного движения. Назначение и виды дорожных знаков. Дорожная разметка и ее характеристика.

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Тестирование учащихся по прой­денной программе.

 

 

8-й класс

Тема 1. Правила движения — закон улиц и дорог.

Значение ПДД для обеспечения безопасности дорожного дви­жения. Первые дорожные правила. Появление пер­вых дорожных правил в России. Единые правила движения по улицам городов, населенных пунктов. Утверждение правил дорожного движения РФ. От­ветственность за нарушение Правил дорожного дви­жения. Деятельность ГИБДД по обеспечению безо­пасности движения.

Тема 2. Дорога, элементы дороги.

Перекрестки и их виды. Определение дороги, улицы. Назначение тротуаров, обочин, проезжих частей, трамвайных путей, разде­лительной полосы, пешеходной и велосипедной до­рожек. Термин «перекресток». Регулируемый и не­регулируемый перекресток.

Тема 3. Способы регулирования движения.

Назначение и роль дорожных знаков в регулировании дорожного движения. Группы дорожных знаков, назначение предупреждающих знаков и знаков приоритета. Зап­рещающие знаки. Роль предписывающих знаков. Информационно-указательные знаки. Знаки серви­са. Назначение знаков дополнительной информации (табличек).

 

Тема 4. Дорожная разметка как способ регулирования до­рожного движения.

Виды разметки. Горизонтальная разметка. Сплошные линии разметки, наносимые белой и желтой красой. Штрих-пунктирные линии и их назначение. Пешеходный переход и пересече­ние велосипедной дорожки с проезжей частью. Вер­тикальная разметка и ее назначение.

 

Тема 5. Автомобиль и его классификация.

Транспортные автомобили: грузовые и пассажирские. Легковые автомобили и автобусы. Специальные автомобили, их роль в хозяйстве страны. Спортивные автомоби­ли. Мотоциклы и мотороллеры. Немеханические транспортные средства.

 

Тема 6. Правила пользования транспортом.

Порядок ожида­ния трамвая, троллейбуса, автобуса. Посадка в транспорт. Поведение пассажиров в транспорте. Что запрещено пассажиру? Порядок выхода из транс­портного средства. Правила перевозки детей в гру­зовом автомобиле. Правила перехода улицы после выхода из транспортного средства.

 

Тема 7. Мопед и велосипед с подвесным устройством.

Пре­дупредительные сигналы, даваемые велосипедистом. Общее устройство и назначение основных узлов мопеда. Основные требования по обеспечению бе­зопасной езды на мопеде (велосипеде с подвесным мотором). Ежедневный осмотр и обслуживание. Предупредительные сигналы, подаваемые световы­ми приборами и руками, повороты направо, налево (разворот), торможение.

 

Тема 8. Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств.

Движение в жилых зонах. Обозначение пешеходных переходов и остановок маршрутных транспортных средств. Порядок движе­ния по пешеходным переходам пешеходов и транс­портных средств. Место ожидания маршрутного транспорта. Дворы, жилая зона, движение транспор­та и пешеходов в жилой зоне. Дорожные знаки «Жилая зона», «Конец жилой зоны».

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Проверка учащихся по ПДД методом тестирования, оказания на практике первой доврачебной помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происше­ствиях: наложение жгута и тугой повязки, шин, сте­рильных повязок, проведение искусственного дыха­ния и закрытого массажа сердца.

 

 

9-й класс

Тема 1. Назначение правил дорожного движения, история их возникновения и развития.

Общие правила движе­ния пешеходов. Правило движения Юлия Цезаря в древнем Риме. Первые правила в России. Первые автомобильные правила во Франции. Международ­ная конвенция по дорожному движению. Первые советские правила дорожного движения. Единые правила дорожного движения на территории СССР. Правила дорожного движения РФ. Ответственность за несоблюдение правил движения. ГИБДД — гарант обеспечения порядка и бесперебойного движения транспорта и пешеходов. Порядок движения пеше­ходов по улицам и дорогам. Организация движения организованных пеших колонн. Правила перехода улиц и дорог. Организация движения групп детей.

Тема 2. Элементы улиц и дорог.

Перекрестки и их виды. Правила пользования общественным транспортом. Правила перевозки детей на общественном и лич­ном транспорте. Перевозка детей на грузовом транс­порте. Посадка и высадка детей, поведение в транс­портом средстве. Где запрещается перевозить детей?

Тема 3. Способы регулирования дорожного движения.

На­значение сигналов светофора для регулирования движения пешеходов и транспорта. Регулировщик — основной способ регулирования при заторах и не­исправностях светофора. Дорожные знаки как один из способов регулирования дорожного движения. Дорожная разметка и ее характеристики. Виды до­рожной разметки и ее назначение для регулирова­ния движения транспорта и пешеходов. Горизон­тальная разметка. Вертикальная разметка.

 

Тема 4. Тормозной и остановочный путь автомобиля.

Вре­мя реакции водителя, время реакции тормозов. Фор­мула остановочного и тормозного пути. Зависимость тормозного и остановочного пути от состояния по­крытия, тормозных систем, скорости движения и массы транспортного средства. Виды светофоров. Транспортные светофоры. Пешеходные светофоры. Порядок перехода и проезда улиц и дорог по сигна­лам транспортного и пешеходного светофоров.

 

Тема 5. Назначение и виды транспортных средств.

Механи­ческие и немеханические транспортные средства. Механические транспортные средства в экономике страны. Полуприцепы, прицепы и гужевые повоз­ки. Велосипед и мопед. Специальный транспорт и особенности его движения. Применение специаль­ных сигналов на транспортных средствах. Предуп­редительные сигналы, подаваемые водителями све­товыми приборами и рукой. Действия очевидцев дорожно-транспортных происшествий.

 

Тема 6. Назначение и группы дорожных знаков.

Предупреж­дающие знаки и их роль в регулировании движения транспорта и пешеходов, значение знаков приори­тета. Запрещающие знаки. Предписывающие знаки и их характеристика. Информационно-указательные знаки и знаки сервиса. Предназначение знаков до­полнительной информации (табличек). Причины дорожно-транспортных происшествий. Дорожно- транспортные происшествия: по вине пешеходов, водителей, велосипедистов, состояния дороги и по­годных условий. Мероприятия, проводимые по их устранению.

 

Тема 7. Правила движения для велосипедиста, мопедиста, мотоциклиста.

Обязанности водителя. Дополнитель­ные требования к движению велосипедов, мопедов. Оказание первой помощи при дорожно-транспорт­ных происшествиях. Правила перевозки травмиро­ванных.

 

Тема 8. Железнодорожный переезд.

Охраняемый и неохра­няемый ж/д переезд. Правила движения по ж/д пе­реезду пешеходов и транспорта. Порядок въезда на ж/д переезд. Запрещение въезда на ж/д переезд. Тре­бования, предъявляемые к движению гужевых пово­зок, к прогону скота, тихоходных транспортных средств. Обязанности водителей транспортных средств при вынужденной остановке на переезде. Сигналы при вынужденной остановке, подаваемые машинисту поезда.

 

Тема 9. Итоговое занятие.

Назначение номерных, опознавательных и предуп­редительн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: