Роль судебной власти в политической системе общества.




Понятие политической системы общества.

 

Политическая система общества: понятие и структура

Политическая система общества — это упорядоченная на ос­нове права и иных социальных норм совокупность институтов (госу­дарственных органов, политических партий, движений, обществен­ных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

 

Понятие «политическая система» показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует поли­тическая власть. Это механизм организации и реализации полити­ческой деятельности.

 

Любая система общества, в том числе и политическая, представ­ляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаи­модействие которых порождает новое качество, не присущее ее час­тям. Категория «политическая система» позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разо­браться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти инте­ресы политических явлений.

 

Политическая система в конечном счете регулирует производ­ство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борь­бы за нее.

 

Структура политической системы означает, из каких элементов она состоит, как они между собой взаимосвязаны,

 

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя го­сударство, политические партии и движения, общественные органи­зации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической сис­темы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие; юлитическую жизнь общества и процесс осуществления политичес­кой власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элемента­ми системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятель­ности и совокупного политического опыта.

 

Системообразующей категорией, интегрирующей данные эле­менты в единую политическую систему, является категория «поли­тическая власть».

 

 

Роль судебной власти в политической системе общества.

 

Понятие судебной власти. Во всех странах существуют разные юридические учреждения: органы расследования, прокуратура, нотариат, адвокатура и т.д. Особое место среди них занимает суд, являющийся представителем особой ветви государственной власти — судебной. Остальные юридические учреждения и лица, находящиеся на юридической службе, такой властью не обладают. Они либо в той или иной форме сотрудничают с судами, либо входят в подчиненный им аппарат (секретари судебных заседаний, канцелярия суда и др.).

 

Судебная власть существенно отличается от законодательной и исполнительной. Суд не создает общих правил поведения (законов), как это делает парламент (исключением являются лишь рассматриваемые далее прецеденты в странах англосаксонского права), он не занимается государственным управлением. Власть суда имеет конкретный характер. Действуя в особой процессуальной форме (ее значение подчеркивается тем, что нарушение формы процесса может повлечь за собой отмену решения суда, которое в принципе могло быть правильным по существу), суд рассматривает и решает конкретные дела: уголовные, в которых он оценивает доказательства совершения преступления и выносит приговор; гражданские, в которых имеется имущественный или иной спор между сторонами (физическими и юридическими лицами); административные дела (как правило, споры между гражданами и органами управления); трудовые конфликты между работодателями и работниками и т.д.

 

Судебная власть принадлежит не судебному учреждению как таковому, включающему штатный персонал судей, секретарей, работников канцелярии, во многих странах также судебных следователей, прокуроров, а суду в форме судебного присутствия, судебного заседания. Она осуществляется единолично судьей (при рассмотрении незначительных правонарушений) или судебной коллегией, но обязательно действующими в судебном процессе, в форме особой процедуры. Коллегия может состоять из профессиональных судей (не менее трех) либо одного или нескольких судей и определенного числа народных или присяжных заседателей (от двух до девяти заседателей и от трех до 24 присяжных в разных странах). Гражданские иски рассматриваются обычно коллегией профессиональных судей (мелкие иски — одним судьей), хотя в некоторых штатах США и по гражданским делам бывают присяжные заседатели. Народные или присяжные заседатели всегда входят в состав суда при рассмотрении существенных уголовных дел, а при рассмотрении дел, влекущих суровое наказание, участвует более широкий состав присяжных (во Франции — три судьи и девять заседателей, в США — судья и до 24 присяжных). Народные заседатели (заседатели в ряде стран) имеют одинаковые права с судьей, участвуя в постановлении решения, определении наказания. Присяжные в англосаксонских странах (в том числе в гражданском процессе в США) принимают лишь решение о виновности (невиновности) и о смягчающих вину обстоятельствах (в некоторых странах), но наказание назначает судья. Он же принимает решение и по гражданскому иску, если дело рассматривается с участием присяжных или заседателей (США, Швеция и др.). Участие заседателей в судебном процессе, помимо представительства населения, выполняет важную функцию преодоления «профессиональной деформации» судьи. Для судьи, работа которого состоит в систематическом рассмотрении судебных дел, высокое назначение отправления правосудия превращается в обычное, будничное дело. Участие заседателей помогает преодолевать эту «судебную болезнь». Лишь в немногих странах института заседателей нет (например в Японии, хотя и здесь судьи иногда привлекают двух-трех заседателей для участия в процессе — как экспертов или советников).

 

Суд рассматривает и разрешает конфликты в обществе. Это его главное назначение и отличие от других ветвей власти. Обеспечивая господство права, суд решает дела в соответствии с законом и внутренними убеждениями, сложившимися у судей в процессе рассмотрения дела. Конечно, во многом такие убеждения связаны со всем жизненным опытом судей.

 

Существование особой ветви судебной власти, ее независимость предполагают особое внутреннее судейское самоуправление, создание специальных органов из судей и других судебных работников для рассмотрения вопросов о перемещениях судей, дисциплинарных наказаниях и др. Эти органы называются по-разному: советы магистратуры, советы судей, квалификационные комиссии, образуемые общегосударственными съездами судей.

 

Осуществляя государственную власть в особой форме, суд вовсе не изолирован от других ветвей власти: он применяет законы, изданные парламентом, другие нормативные акты органов государства, а исполнительная власть реализует его решения (тюремное содержание преступников, исправительные работы, принудительное взыскание имущества, изъятие печатной продукции и т.д.). Отмеченное выше взаимное переплетение отдельных элементов разных властей относится и к судебной власти, вторгающейся в сферу закона (прецедентное право), и к исполнительной власти (рассматриваемые ниже судебные приказы).

 

Положение и роль суда в обществе. Положение суда в обществе во многих аспектах противоречиво. С одной стороны, суд обладает большими полномочиями, которых нет ни у законодательной, ни у исполнительной власти. Судебная власть велика. Принимая решение, суд может на основе закона лишить человека свободы и самой жизни (в некоторых странах смертная казнь отменена, но в большом числе государств она применяется в разной форме), отобрать у физического или юридического лица все имущество или его "часть (конфискация), закрыть газету, распустить политическую партию, заставить государственный орган отменить его решение и возместить лицу или организации ущерб, причиненный незаконными действиями должностных лиц, может лишить недостойных родителей родительских прав в отношении их детей и т.д. С другой стороны, это сравнительно слабая власть. Она не опирается непосредственно на поддержку граждан-избирателей, как законодательная (выборы судей гражданами редки, и только судов первой инстанции), она не имеет таких силовых механизмов, как исполнительная (роль судебных приставов не так велика). Сила этой власти коренится в уважении суда гражданами, должностными лицами и т.д., в непререкаемости судебных решений, их неуклонном исполнении.

 

Противоречиво положение суда и в связи с политикой государства. В отличие от законодательной и исполнительной ветвей власти, которые непосредственно участвуют в политике (партийные фракции в парламенте, партийное правительство), при осуществлении судебной власти политическое давление должно быть исключено. Суд не должен руководствоваться политическими или иными мотивами вне закона и своего правосознания при рассмотрении конкретного дела. На деле, суд — часть общества, и политика оказывает влияние на него. Особенно это относится к высшим судам и конституционным судам. Многие решения Конституционного Суда России (о Чечне, о компартии и др.) имеют политические мотивы.

 

Противоречиво положение суда и по его роли в обществе. Выполняя прежде всего охранительную функцию, суд как учреждение по своим качествам, кадровому составу и положению в государственном механизме имеет консервативную природу, характеризуется высокой степенью бюрократизма. Но, с другой стороны, суд защищает права индивида от произвола государства и давления арифметического «большинства», отстаивает законные интересы «меньшинства», оберегая тем самым свободу личности и защищая демократию.

 

Суд охраняет политическую стабильность, наказывая участников путчей и заговоров, объявляя незаконными террористические организации, партии, цели которых противоречат конституционному строю.

 

Суд играет значительную идеологическую и воспитательную роль. Он воспитывает у граждан уважение к закону, принятым в обществе стандартам поведения, к беспристрастному и демократическому порядку разрешения споров.

 

Все эти задачи суд может выполнить только в условиях его правильной ориентации, соответствия принципов его деятельности общечеловеческим ценностям. Напротив, извращенные формы суда (например чрезвычайные суды, действующие как органы прямого подавления), неправосудные решения оказывают деструктивное влияние на общество.

 

Роль суда в различных странах неодинакова. Она велика во всех развитых странах (в Великобритании, Германии, Франции и др.), особую роль играют суды в США, государственную систему которых нередко называют «правлением судей».

 

Традиционно ниже роль суда в Скандинавских странах, хотя здесь существуют устойчивые демократические традиции. Еще ниже роль суда в постсоциалистических государствах, где суды часто даже не обеспечены материально.

 

Незначительна роль судов в странах Востока, в Африке, где население мало обращается в государственные суды, предпочитая поиски согласия или прибегая к традиционным процедурам улаживания споров (в том числе с помощью вождей и старейшин больших семей). Еще меньше их роль в странах с тоталитарными режимами, где на деле не существует самостоятельной судебной власти. Суд подчинен воле правящей (единственной) партии или действует по указанию военного, революционного совета, в соответствии с установками «пожизненного президента» или абсолютного монарха.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: