Вовна Анна. 2ЖЗ. Эмиграция.
«Хроника жизни и творчества И. А. Бунина»
Дата | Событие |
1870 год 1881 год 1887 год 1889 год 1891 год 1892 год 1892-94 гг 1893–189 1895 год 1897 год 1898 год 1899 год 1900 год 1901 год 1906 год 1907 год 1909 год 1910 год 1912 год 1917 год 1920 год 1925-27 гг 1933 год Послевоенный период 1953 год | Рождение Бунина в Воронеже в обедневшей дворянской семье. Поступление в Елецкую гимназию, но, не окончив четырёх классов, продолжает образование под руководством старшего брата Юлия – сосланного народовольца. Пишет первые стихотворения «Деревенский нищий» и "Над могилой Надсона]", публикуются в патриотической газете «Родина» Переезд в Орёл, работакорректором, статистиком, библиотекарем, газетным репортёром. В Орле выходит сборник "Стихотворения 1887-1891 гг.". Переезд в Полтаву, работа в служебной городской управе. Стихотворения и рассказы Бунина начинают печататься в столичных журналах. Влияние Толстого на Бунина, что в последствии выльется в религиозно-философский трактат Бунина "Освобождение Толстого" (1937). Переезд в Москву, знакомство со многими известными писателями. Выход книги Бунина "На край света" и другие рассказы" Стихотворный сборник «Под открытым небом». Знакомство с М.Горьким, который привлекает Бунина к сотрудничеству в издательстве "Знание". Дружеские отношения с Горьким будут продолжаться до 1917 г., а затем прервутся из-за неприятия Буниным политической ориентации и деятельности революционно настроенного Горького Появление в печати рассказа "Антоновские яблоки" Путешествия в Париж, Берлин, Швейцарию. Выходит сборник "Листопад", получивший Пушкинскую премию Знакомство с В.Н.Муромцевой, будущей женой и автором книги "Жизнь Бунина" Путешествие в Египет, Сирию, Палестину. Итогом поездок по Востоку становится цикл очерков "Храм Солнца" (1907–1911 . Академия наук избирает Бунина почётным академиком. Выходит повесть «Деревня». Выходит сборник "Суходол. Повести и рассказы". Бунин враждебно воспринимает Октябрьский переворот. Пишет дневник-памфлет «Окаянные дни» Бунин эмигрирует во Францию. Здесь он в 1927-33 гг. работает над романом "Жизнь Арсеньева". Бунин ведет регулярную политико-литературную рубрику в газете «Возрождение». Присуждение Нобелевской премии. Последние годы живет в большом безденежье, голодая. В эти годы Бунин создает цикл новелл "Тёмные аллеи" (Нью-Йорк, 1943, полностью – Париж, 1946), публикует книгу о Л.Н.Толстом ("Освобождение Толстого", Париж, 1937), "Воспоминания" (Париж, 1950) и др. Иван Алексеевич Бунин умирает в Париже, становится первым писателем эмиграции, которого в 1954-м начинают снова публиковать на Родине. |
4+(хор.+).
Не упомянуты Варвара Пащенко – первая любовь писателя (период начала литературной работы в Орле), ставшая прототипом Лики в автобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», а также Галина Кузнецова – последняя любовь писателя в эмигрантский период жизни и творчества.
Тест:
1. В годы революции и гражданской войны из России эмигрировали:
а) множество рабочих
б) культурная элита
в) средний класс.
2. Годом массового отъезда русских в эмиграцию является:
а) 1917;
б) 1921;
в) 1924.
3. Самым крупным центром русской литературы до Второй мировой войны многие годы была:
а) Германия;
б) Прибалтика;
в) Франция;
г) Чехия;
д) Югославия.
4. Укажите количество «волн» русской литературной эмиграции:
а) две;
б) три;
в) четыре.
5. Вторая волна русской эмиграции относится к:
а) 1918–1923 гг.;
б) 1924–1940 гг.;
в) 1945–1950-е гг.
6. Многие литераторы в 1960–1970-е гг. включились в правозащитное движение и стали диссидентами, то есть:
а) перемещенными;
б) инакомыслящими;
в) высланными.
7. Псевдоним Сирин принадлежал:
а) Г.В. Иванову;
б) И.А. Бунину;
в) В.В. Набокову.
8. Перу Г.В. Иванова принадлежит роман:
а) «Петербург»;
б) «Третий Рим»;
в) «Москва 2042».
9. Какое произведение В.В. Набоков написал дважды – на английском и русском языках:
а) «Защита Лужина»;
б) «Приглашение на казнь»;
в) «Лолита».
10. Где живут герои-эмигранты из произведения В.В. Набокова «Машенька»:
а) во Франции;
б) в Германии;
в) в Прибалтике.
11. Образ Машеньки для Льва Ганина был символом утраченной:
а) молодости;
б) чувственности;
в) России.
12. В лекции по русской литературе В.В. Набоков утверждал: «Все подлинное, честное, прямое, прекрасное не может быть...»:
а) пошлым;
б) мещанским;
в) безобразным.
13. Какой художественный прием использует Г.В. Иванов в следующих строках:
«И нет ни России, ни мира,
И нет ни любви, ни обид...».
а) анафора;
б) эпифора;
в) инверсия.
14. Кто из писателей не принадлежал к числу эмигрантов:
а) З.Н. Гиппиус, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, А.И. Солженицын
б) И.А. Бродский, М.И. Цветаева, А.И. Куприн, С.Д. Довлатов
в) Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова.
15. Назовите автора следующих строк:
«От всего человека вам остается часть речи.
Часть речи вообще. Часть речи»
а) И.А. Бунин;
б) И.А. Бродский;
в) М.И. Цветаева.
16. Писатель-эмигрант и его произведение. Найдите соответствия:
а) «Зона: записки надзирателя» - Довлатов (б)
б) «Остров Крым» - Аксенов (в)
в) «Жизнь и необычайные приключения
солдата Ивана Чонкина» - Войнович (а)
г) «Преподобный Сергий Радонежский» - Зайцев (д)
д) «Красное колесо» - Солженицын (г)
17. Известно, что творчество С.Д. Довлатова автобиографично. В каком произведении он описывает свою работу в качестве экскурсовода в Пушкинских Горах:
а) «Компромисс»;
б) «Чемодан»;
в) «Заповедник».
18. Укажите имя писателя-эмигранта, автора романа «Блокада», — первой книги о ленинградской блокаде, написанной глазами очевидца и свидетеля, пережившего все описанные события:
а) И.В. Елагин;
б) А.А. Даров;
в) Б.Н. Ширяев.
19. Известно, что ностальгические воспоминания о России сделали мемуарную прозу — мемуаристику — одной из основных жанровых форм всей русской эмиграции. Найдите соответствия – писатель и его мемуары:
а) «На берегах Невы» - б) Одоевцева
б) «Полторы комнаты» - в) Бродский
в) «Мать и музыка» - а) Цветаева
г) «Лето Господне» - д) Шмелев
д) «Другие берега» - г) Набоков
20. Известно, что из пяти русскоязычных писателей, удостоенных Нобелевской премии в области литературы, трое были эмигрантами. Найдите соответствия: писатель-эмигрант и дата получения им Нобелевской премии
а) А.И. Солженицын - в) 8 октября 1970
б) И.А. Бунин - а) 10 ноября 1933
в) И.А. Бродский - б) 10 декабря 1987
19/20 = 95% = 5(отл.)
Эссе на тему «Русская литературная эмиграция как историко-литературный феномен
Массовая эмиграция гениев априори является феноменом, ведь она была вынужденной. Люди не имели возможности творить, самореализоваться– Г. что делать? самореализовываться,раскрывать свою природу - они просто вяли и засыхали на своей же Родине! А ведь большинство великих умов питала именно родная земля. Родина - дом, в котором ты чувствуешь себя защищено и спокойно, но в один миг это доброе место становится тюрьмой, в которой невозможно дышать. Творчество для людей искусства равносильно понятию «жизнь», оно является первостепенным мотивом судьбы.
Наша страна выпустила из своего крыла многочисленных Мастеров, которые тяготели к Родине всю оставшуюся жизнь. Сотни творцов были лишены возможности расти и развиваться в комфортной среде из-за одного человека, который вершил их судьбы, культивируя свою личность. Конечно, кому-то везло, и он возвращался обратно, а кто-то навсегда оставался на чужбине. Несмотря на эмиграцию, эти люди испытывали и чувствовали на себе все тяготы и беды тех, кто живёт в их родной стране. Все это выливалось в их литературу - ту, без которой они не могли жить.
5/5
Молодец!
Цитатный план по рассказу «Легкое дыхание»:
1. Портрет с поразительно живыми глазами Оли Мещерской.
2. Беспечная молодость.
3. Серьёзный разговор.
4. «Я - женщина».
5. Безответная любовь.
6. Гибель беспечности.
7. Откровения в дневнике.
8. Идейная труженица.
9. Легкое дыхание.
Цитатный план по рассказу «Холодная осень»:
1. «Ну, друзья мои, война!»
2. Прощание с любимым.
3. Последние слова.
4. Его больше нет.
5. Торговля и её влияние на будущее героини.– Дело не в торговле все-таки… Война, разруха, голод – вот главное.
6. Тяжелые жизненные условия.
7. Скитания.
8. Вся жизнь - один холодный вечер.
Оба рассказа Ивана Бунина имеют нетипичную структуру: в «Легком дыхании» читателю изначально повествуется о корне сюжета - смерти Оли Мещерской, в «Холодной осени» в конце рассказа появляется реприза холодного вечера
На мой взгляд, в обоих произведениях затронуты темы утраченной молодости и, конечно же, любви.В случае с Олей Мещерской любовь была легкой, представляла собой игру, а люди, испытывавшие к ней чувства, не могли удостоиться взаимности из-за разных взглядов с юной девушкой. Во втором же сочинении любовь прошла через всю жизнь главной героини, её любимый был в её сердце всегда, их любовь была взаимна, чиста и невозможна друг без друга.
Оба произведения были написаны во время военных действий, «Легкое дыхание» - 1916 год, время Первой Мировой Войны, «Холодная осень» - 1944 год - время Второй Мировой Войны
В случае с «Легким дыханием», юная девушка умирает от руки офицера. Умирает, потому как имеет внутреннюю свободу, открытые взгляды и лёгкое дыхание! А людям было непонятно, каково содержать в себе эти качества 16-летней девушке. Герой «Холодной осени» уходит на фронт, и скоропостижно погибает там от жестокой лапы войны. Любовь разлучили сложившиеся обстоятельства.
Проблематика новелл - любовь. Но у героинь противоположные мнения по этому поводу: Оля - воплощение юности и свободы, желания и красоты, которая поплатилась за свою натуру. – Р. Без «которая».Героиня «Холодной осени» - верная и преданная своему другу сердца, но судьба распределяет роли по-своему.
4+(хор.+).