Методические рекомендации по написанию реферата




Введение

Культурологическое знание является самостоятельным полем отдельной науки - культурологии. Однако изучение данной дисциплины необходимо сочетать с освоением философских знаний, эстетических и этических основ. Важную роль в успешном освоении культурологии играет знание истории, в том числе и истории Отечества.

Данная дисциплина базируется на ряде дисциплин средней общеобразовательной школы (МХК, литература, история, обществознание и др.) и должна предшествовать таким вузовским курсам, как история, философия, психология, педагогика и др.

Таким образом, культурологию логично было бы изучать последовательно за курсом истории, параллельно с философией и социологией. На наш взгляд, для более глубокого осмысления культурологического знания целесообразно сочетать курс культурологии и курсы по выбору, близкие к данной дисциплине (например, с курсом «Русская культура в русле мировой цивилизации», «Религии мира», «Нравственная культура личности», «История культуры Орловского края», «Современный этикет» и другими).

Дисциплина «Культурология» тесным образом тесным образом связана со многими дисциплинами естественнонаучного и гуманитарного цикла, так как на современном этапе развития общества особую роль играют проблемы экологии культуры, сохранения среды обитания человека и культурного наследия. В условиях мировоззренческого кризиса интеграция гуманитарного и специального (технического, экономического и др.) знания является условием подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда.

Структура подготовки кадров в ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет» весьма разнообразна, включает в себя факультеты агротехники и энергообеспечения, агробизнеса и экологии, экономики, биотехнологии и ветеринарной медицины и др. Безусловно, все специалисты имеют важное стратегическое значение для будущего нашей страны.

Но непосредственная задача классических предметов в вузах технического, экономического, аграрного профиля – это интеграция двух видов знания: гуманитарного и специального. Известное противопоставление «физиков» и «лириков» и – как следствие – гуманитарного и специального знания во многом способствовало мировоззренческому кризису современной действительности.

Специалисты технического профиля имеют огромное значение для экономической стабильности и прогрессивного развития страны. Число открытий в науке и достижений в технической сфере увеличивается с каждым днём. Но моральные принципы тысячелетия остаются неизменными. И приспособиться к ним современным технологиям все сложнее и сложнее. Часто это вообще невозможно, как, например, в вопросе клонирования человека.

Гармония собственно культуры и техники как феномена культуры, нравственное наполнение технической составляющей – это главное условие выхода из мировоззренческого кризиса, в котором находится сегодня современная цивилизация. Преобразования мира должны опираться на достижения культуры.

Таким образом, по мнению ведущих педагогов в данной области культурологическое образование можно считать направленным на интересы развития личности, в соответствие с государственным образовательным стандартом, если через него удаётся достичь следующие цели:

- сформировать современную культурную картину мира;

- стимулировать интеллектуальное развитие через освоение современных методов познания культуры;

- способствовать успешной инкультурации и социализации формирующейся личности;

- создать условия для приобретения опыта межкультурных коммуникаций, в том числе и в сфере профессиональной деятельности.

Главной целью освоения дисциплины «Культурология» является формирование и развитие социальной, межкультурной и коммуникативной компетентности и повышение общего уровня культуры обучающихся, формирование у студентов гуманистического мировоззрения и соответствующей системы ценностей, восприятия культуры как средства познания действительности и фактора самореализации личности путём приобщения студентов к таким видам искусства, как театр, литература, живопись и т.д.

Задачи, которые необходимо решить при изучении данного курса:

- повышение общей культуры студентов, уровня гуманитарной образованности, развитие творческих способностей студентов;

- формирование осознанного отношения к процессам инкультурации и социализации, в которые включены студенты вузов;

- формирование уважительного отношения к национальным и этническим традициям разных народов, межконфессиональной толерантности;

- формирование представлений о фундаментальных ценностях и значимости этических норм для развития культуры и общества;

- формирование навыков межличностного и межкультурного взаимодействия;

- развитие способности воспринимать и анализировать разные феномены и объекты культуры как способы самопознания, саморазвития, самосовершенствования,

- развитие интереса к иным культурам и культурным эпохам, а также способности к социокультурному прогнозированию

Выпускник факультета агротехники и энергообеспечения (специальность 350306 «Агроинженерия») должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);

- использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

В целом, в результате освоения курса культурологии студенты должны:

знать:

структуру и состав современного культурологического знания; основные понятия культурологии (культура, цивилизация, морфология культуры, функции культуры, субъект культуры, культурогенез, динамика культуры, язык и символы культуры, культурные коды, межкультурные коммуникации, культурные ценности и нормы, культурные традиции, картина мира, социальные институты культуры, культурная самоидентичность, культурная модернизация и мн.др в соответствии с Государственным стандартом образования).

уметь:

различать теоретическую и прикладную культурологию; методы культурологических исследований, разграничивать этническую и национальную, элитарную и массовую культуры; восточные и западные типы культур; специфические и «срединные» культуры; определить место и роль России в мировой культуре.

владеть:

применением полученных теоретических знаний на практике, способностью правильно ориентироваться в вопросах сохранения культурного наследия и предлагать собственные варианты перспектив решения глобальных вопросов современности.

В качестве домашнего задания студентам предлагается коллективное выполнение профильного проекта "Культура и техника"

План профильного проекта "Культура и техника"

Понятие "глобальные проблемы"

Тематические блоки для коллективного обсуждения

1. В чём суть глобальных проблем современности, чем они характеризуются?

2. Какие необратимые последствия вызвал к жизни контроль над природой?

Дополнения

Каковы взгляды финского философа ПентиЛинколы на проблему перенаселения земли?

Выполнение письменных заданий:

Запись в терминологический словарь в тетради для практических занятий значение терминов и понятий: культура и техника; техногенная цивилизация; глобальные проблемы современности, демилитаризация экономики

Работа со схемами.

Сегодня человечество столкнулось с огромными проблемами, которые принято называть глобальными (от франц. global -всеобщий) от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс. Их многообразие может быть представлено в виде 3-х основных групп:
Проблемы общественно-по-литического характера: предотвращение мировой тер-моядерной войны, создание безъядерного ненасильственного мира, преодоление возрастающего разрыва в экономике между передовыми индустри-альными странами Запада и развивающимися странами Азии. Африки и Латинской Америки Проблемы, связанные с взаимоотношением человека и общества: ликвидация нище-ты, голода, неграмотности, борьба с болезнями, пред-видение отрицательных последствий НТР и рацио-нальное использование ее достижений Экологические проблемы: охрана и восстановление окру-жающей среды, обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (вода, сырье, энергия)
Глобальные проблемы порождены не только колоссально выросшими техническими средствами воздействия общества на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности, но и стихийностью и неравномерностью общественного развития, неравными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами

 

Вопросы и задания к схеме:

1) Возможно ли определить иерархию глобальных проблем современности? Согласны ли вы с тем, что глобальные проблемы связаны друг с другом и их сложно типологизировать вследствие тесной связи политики, экономики, экологии и культуры личных взаимоотношений людей?

2) Какая проблема видится вам заслуживающей наибольшего внимания? Предложите собственные проекты по решению этих вопросов.

Творческое задание.

1. Посмотрите фильм-катастрофу. Есть ли прообразы в реальном мире? Возможно ли, что подобные вымышленные ситуация могут произойти в действительности? Напишите рецензию на фильм.

2. Прочитайте книгу Д. Глуховского "Метро 2033". Современна ли постапокалептическая реальность, описанная автором? Напишите рецензию на книгу.

 

2. Особенности кризисных процессов современности

Тематические блоки для коллективного обсуждения

1. Охарактеризуйте кризисные процессы современности: перенаселение земли, экологические проблемы, опасные технологии, развитие техники как источник и катализатор истощения природных ресурсов, гедонизация человеческой жизни, генетическое вырождение.

2. Унификация общественных взглядов (роль телевидения как транслятора определённой доктрины). Зомбирование общественного мнения.

3. Рекламные технологии. Ядерное оружие. Особая роль культурологических проблем.

Индивидуальное дополнительное сообщение

Рассказ о концепции ЭлвинаТоффлера, познакомившись с его главным произведением "Футурошок" (описание и черты постиндустриального общества). Согласны ли вы с тем, что футурошок – это не только шок от возможного будущего, но и психологическая реакция человека и общества на уже произошедшие стремительные и радикальные изменения в его окружении, вызванные ускорением темпов технологического и социального прогресса, т.е. шок от настоящего?

Выполнение письменных заданий (с комментированием):

Запись в терминологический словарь в тетради для практических занятий значение термина "футурология" и определение международной общественной организации "Римский клуб".

Работа со схемами

1. Сравнение техногенный и мифологический типы культур (концепции Н. Багдасарьян, В. Бобахо, И. Тихой-Тищенко, И. Чучайкиной).

Ценности культуры Тип культуры
Техногенный Мифологический
Ядро мировоззрения Цивилизация Духовная культура
Отношение к природе Покорение соответствие
Экономические интересы Личностное или коллективное благополучие, обладание Совершенствование образа жизни
Мораль (внешние регулятивы поведения) Управление, подчинение Согласие, сотрудничество
Нравственность (внутренние регулятивы поведения) Закон, норма Любовь, симпатия
Знание (способы достижения истины) Рационализм, прагматизм, доказательство Интуитивизм, иррационализм, вера
Стиль мышления Рассудок Разум
Метод познания Анализ Синтез
Логика изложения   Дедукция Индукция
Область творчества Технология деятельности (наука, техника, духовная практика) Символическое освоение мира (художественное, религиозно-мистическое)
Характер деятельности Целеустремлённость, дифференциация, специализация Созерцательность, интеграция, универсализация

 

2. Специфика культурологического изучения техники (по А. Литвинцевой)

Многочисленные определения техники показывают, что она представляет собой многогранное, многоаспектное явление.
Инструментально- технологическое измерение, составляющее предмет изучения технических наук, когда во внимание берётся онтологическая природа технического объекта, его внутренняя технологическая «логика»     Природное Естественное (природное) измерение, которое акцентирует внимание на взаимоотношении «техника-природа» и является прежде всего предметом изучения естествознания и инженерной экологии Индивидуальное человеческое измерение, которое сосредоточивается на предметной области «техника - человек» (индивид, личность) и изучается такими науками, как антропология, физиология, психология и др. Социальное измерение в рамках отношения «техника – социальное бытие», предметная область которго есть взаимоотношение техники и общества, техники и мирового цивилизационного процесса. Этот аспект изучается социологией, экономическими науками, политологией, культурологией Кульиурное измерение в рамках отношения «техника –социокультурный мир», изучаемое культурологией
Если в 1-м аспекте техника изучена довольно основательно, то 2-й вызывает озабоченность в связи с экологическим кризисом, переживаемым человечествовм, и поэтому интенсивно разрабатывается в настоящее время; в исследовании 3-го аспекта сделаны первые шаги, особенно в связи с актуализацией проблемы человеко-машинных систем, искусственного интеллекта, роботизации и др. последняя проблема – социокультурное измерение техники – только начинает разрабатываться и далеко не всеми ещё осознаётся как проблема  

Вопросы и задания к схеме:

1) Почему необходимо гармоничное соединение всех этих измерений? Возможно ли, что при этом условии будет предложено новый вид измерения - гуманистический?

2) Какие аспекты техники вы можете назвать?

Творческие задания

1. Подготовьте философский научно-исследовательский проект "Пути выхода из кризиса современной цивилизации".

Проанализируйте классические условия выхода из кризиса:

1) осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

2) смена принципов измерения техники, её критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-экономической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения;

3) революционные изменения инженерного мышления и действия.

Используя достижения культуры, предложите свои пути выхода из кризиса, к которому вплотную приблизилась техногенная цивилизация.

2. Подготовка творческого проекта "Решение мировоззренческих глобальных проблем современности в системах "человек - общество" и "человек – человек".

Примерный план рассуждений:

Можно ли согласиться с тем, что проблемы, связанные со взаимоотношениями человека и общества, людей друг с другом, являются главными глобальными проблемами, стоящими на сегодня перед человечеством?

Способствует ли гуманистически ориентированное мировоззрение для формирования системы ценностей современной личности и её возможной нравственной трансформации?

Проанализируйте один из спектаклей Орловских театров или напишите рецензию на книгу современного автора (на выбор).

3. Согласны ли вы с концепцией В. Добрынина, согласно которой техническая культура – это «не только важнейшая составляющая технического знания; но и общественное освоение созданной обществом техники и технологии»? Письменно изложите своё мнение.

4. Возможно ли предложить новый, гуманистический подход к проблеме возникновения техники, наряду с натуралистическим (выделяет естественно – природные основания возникновения техники), волевым (техника только частично определяется природой; другим фактором, обусловившим ее происхождение, является воля), рациональным (техника и технологическая деятельность понимаются как социально проектируемое действие) подходами, предлагаемыми А. Литвинцевой

5. Возможно ли определить технику как особый феномен, заключающий в себе всё это многообразие пониманий? Письменно изложите своё мнение.

3. Культура и глобальные проблемы современности.

Тематические блоки для коллективного обсуждения

1. Основные черты современной мировой культуры: вестернизация, европоцентризм, трансформация знания в информацию, демократизация культуры и её последствия.

2. Культурная универсализация в мировом современном пространстве. Глобализм как феномен современности. Причины и возможные последствия глобализации.

3. Роль культуры в решении глобальных проблем. Культура как средство воспитания экологического сознания. Роль СМИ в формировании общественного мнения. Трансформация система ценностей современного человека (прагматическая направленность современной культуры).

Дополнения с места:

1. В чём суть противопоставления природного и культурного, естественного и культурного? Согласны ли вы с тем, что культура является одной из систем природы?

2. Почему 2013 год объявлен в СНГ Годом экологической культуры и защиты окружающей среды?

Выполнение письменного задания (с комментированием).

Запись в терминологический словарь в тетради для практических занятий значение терминов и понятий: экология культуры, natura.

Творческие задания.

1. Составьте кроссворд по теме "Культура и глобальные проблемы современности".

2. Разработайте свой проект преодоления экологического кризиса ХХ века. Научно-исследовательские проекты.

3. Проанализируйте классические условия выхода из кризиса техногенной цивилизации:

1) Осознанное изменение приоритетов в шкале культурных ценностей, созидание нового отношения к природе, формирование экологической культуры;

2) смена принципов измерения техники, её критериев и оценок, включение в систему этих оценок наряду с технико-экономической оптимальностью и экономической эффективностью и социокультурного, собственно человеческого измерения;

3) революционные изменения инженерного мышления и действия.

4. Культура и техника

5. Культура и энергия

Тематические блоки для коллективного обсуждения

1) Что есть культура и энергия? Взаимосвязь культуры и энергии

2) Энергия и эволюция культуры

3) Культура безопасности в сфере энергетики

4) Культура как феномен энергетического поля

5) Энергия взаимоотношений и энергия доброты

6) Культуротворящая энергия этики благоговения перед жизнью

Вопросы и задания для самоконтроля

1. В чем заключается специфика философского подхода к исследованию культуры?

2. Почему интерес к феномену культуры проявляется в конце 17 - начале 19 века?

3. Когда зарождается культурология как наука?

4. Какие основные этапы прошла культурология в своём развитии?

5. Каковы трудности становления культурологии в нашей стране?

6. Проанализируйте основные концепции культуры, разработанные отечественными культурологами?

7. Дайте определение понятий «методология», «метод», «парадигма»?

8. В чем заключаются трудности определения понятия культура?

9. В чем причина существования множества понятий культура?

10. Какой смысл вкладывается в определение культуры как «второй» природы?

11. Каковы основные идеи психологических концепций культуры?

12. В чем заключается сущность концепции трудового антропогенеза?

13. В чем сущность представлений о существовании единой «пракультуры»?

14. Расскажите об основных концепциях происхождения культуры?

15. Раскройте смысл понятия морфология культуры?

16. Какие функции культуры вы знаете?

17. Дайте характеристику основных моделей развития культуры?

18. Каковы закономерности развития культуры?

19. В чем заключается понятие «динамика культуры»?

20. В чем состоит прикладное значение культурологического знания?

21. Какие молодёжные культуры вы знаете?

22. Какова культурная политика России на современном этапе?

23. В чем состоит культурный смысл и миссия современного университетского образования?

24. Дайте характеристику понятий «культурный человек» и «человек культуры»?

25. Каковы критерии «культурного человека»?

26. Какой смысл учёные вкладывают в понятие «экология культуры»?

27. Что такое «памятник культуры»?

28. Какие разделы культурологического знания вы можете выделить?

29. Определите методы культурологических исследований.

30. Охарактеризуйте понятие «культурогенез».

31. Каковы особенности межкультурных коммуникаций?

32. Какие культурные ценности и нормы вы знаете?

33. Охарактеризуйте особенности массовой культуры.

34. Охарактеризуйте особенности этнической и национальной культуры

35. Охарактеризуйте особенности элитарной и классической культуры.

36. Место и роль России в мировой культуре.

37. Какая связь существует между культурой и глобальными проблемами современности?

38. Какие из глобальных проблем современности, на ваш взгляд, носят культурологический характер?

39. Особенности процесса социализации личности.

40. Связь социализации и инкультурации личности.

41. Перечислите и охарактеризуйте известные вам художественные стили.

42. Периодизация развития европейской культуры.

43. Культурное значение христианизации Европы.

44. Россия в процессе мировой глобализации.

45. Особенности современного социокультурного развития России.

46. Изложите суть "русской идеи".

47. Особенности "серебряного века" отечественной культуры.

48. Характерные черты культуры советского периода.

49. Этапы и особенности развития отечественной культуры.

50. Особенности формирования системы ценностей современной личности.

51. Определите обыденный уровень культуры.

52. Определите специальный уровень культуры.

53. Особенности жизни человека в современном социокультурном пространстве.

54. Актуальность вопросов охраны памятников культуры.

55. Раскройте смысл понятия "экология культуры".

56. Определите понятие "природная среда" и "культурная среда".

57. В чем заключается проблема сохранения и использования культурного наследия?

58. Особенности межличностного общения.

59. Проблема культурной идентификации.

60. Роль искусства, религии, этики в сохранении символов культуры.

61. Особенности элитарной и массовой культуры.

62. Какие варианты типологизации культур Вы знаете?

63. Техника как феномен культуры.

Перечень тем рефератов

1. Культура как предмет изучения.

2. Культурология в системе гуманитарного знания.

3. Культурное многообразие и проблема типологии культур.

4. Социокультурная динамика.

5. Теория культурно-исторических типов Н.Л. Данилевского.

6. Историческая типология мировой культуры О. Шпенглера.

7. Культура и глобальные проблемы современности.

8. Современная массовая культура: характерные черты и основные направления развития.

9. Культурологические концепции: история и систематизация.

10. Закономерности процесса культурогенеза.

11. Межкультурная коммуникация и диалог культур.

12. Развитие «русской идеи»: от Филофея до евразийцев.

13. Символ, знак, текст как составляющие языка культуры.

14. Значение языка для развития культуры.

15. Формы и механизмы динамики культуры.

16. Русская культура: характерные черты и исторические особенности.

17. Современная культурная ситуация как переходная эпоха.

18. Основные тенденции развития культуры в эпоху глобализации.

19. Культура и личность.

20. Культура и цивилизация.

21. Традиции и инновации в культуре.

22. Техника как феномен культуры.

23. Культура и религия, их взаимосвязь.

24. Молодёжная субкультура.

25. Составляющие профессиональной культуры.

26. Первобытные религиозные верования.

27. Взаимодействие культуры Запада и Востока.

28. Роль средств массовой информации в современном социокультурном пространстве.

29. Проблемы глобализации и культура.

30. Социокультурное пространство современной России.

31. Художественные стили: становление и развитие.

32. Человек в социокультурном пространстве.

33. Культура и нравственный мир личности.

34. Культурное наследие Орловского края.

35. Культура природопользования.

36. Музеи: виды, функции, значение для развития культуры.

37. Сущность, структура и функции культуры.

38. Искусство как феномен культуры.

39. Культурные эпохи Западной Европы: от античности до Нового времени.

40. Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения.

41. Леонардо да Винчи - великий художник, учёный, инженер

42. Особенности современной культурной ситуации в Западной Европе.

43. Особенности развития древнерусской культуры.

44. Народные обычаи, традиции и обряды.

45. «Серебряный век» русской культуры.

46. Советская эпоха в отечественной культуре: достижения и утраты.

Методические рекомендации по написанию реферата

Реферат - самостоятельная научная работа студента, призванной продемонстрировать его знакомство с темой, указанной в названии. Он представляет собой развёрнутое и логически выстроенное изложение сведений из учебной и научной литературы по выбранной теме, допускаются собственные размышления, обязательны итоговые выводы.

Цель написания реферата - демонстрация навыков самостоятельного изучения и последовательного изложения студентом конкретной темы по теории или истории культуры. При защите реферата должно быть продемонстрировано, что избранная тема проанализирована, изучена, может быть доступно изложена.

Структура реферата:

1) Во введении определяется основная тема работы и указываются её возможные аспекты, формулируются её цель и задачи, важно также указать актуальность исследования данного вопроса. Приветствуется краткий анализ изученной литературы.

2) Основная часть делится на главы, соответствующие задачам исследования. В конце каждой главы желательно привести выводы, которые могут или кратко повторить основные идеи главы, или указать на спорные моменты пересказываемого материала. В качестве выводов могут приводиться и собственные размышления автора по данному аспекту темы.

3) В заключении делаются итоговые выводы, рассказывается о собственном вкладе в научную проблему.

4) Список литературы составляется в алфавитном порядке и включает указание всех используемых источников информации: учебной литературы, монографий, журнальных статей, статей периодической печати, Интернет–ресурсов. Список должен включать 20-25 наименований.

На первой странице (титульном листе) реферата указываются предмет, по которому он выполнен, тема, факультет и группа. Обязательно пишутся фамилии (с инициалами) и самого автора, выполнившего данную работу, и преподавателя, её проверившую.

 

Вторая страница содержит оглавление с указанием страниц разделов.

Список литературы оформляется следующим образом:

1. Вербицкая О.Ю. Язык. Культура. Познание // Орловский вестник, 14 мая 2014.

2. Демьянков А.З. Научный текст: функция воздействия// Вопросы языкознания. – 2013. - №5. – с.41-53.

3. Ивин, А.А. Аргументации теория. Энциклопедия современной эзотерики [электронный ресурс] / Александр Архипович Ивин // http: // ariom. ru. / wilki / Argumentaciiteorija.

4. Пермяков Г.Л. пословицы и поговорки народов Востока. – СПб.: Гнозис, 2005. – 722с.

5. Прохоров Ю.В., Стернин И.А. Русские: коммуникативное поведение. – М.: Флинта: Наука, 2006.- 244с.

6. www.characterology.ru/.../item_4474.html (Указание Интернет ресурса)

Вопросы к зачёту

1. Культурология как самостоятельная наука. Разделы культурологии. История формирования современного понятия «культура».

2. Многообразие подходов к изучению культуры (культурологический концепции).

3. Культура и цивилизация.

4. Типология культур. Многообразие культур (подробная характеристика одного из типов культуры).

5. Историко-типологический метод и его значение для культурологии.

6. Социокультурная динамика: понятие, характерные черты.

7. Концепции исторической динамики культуры (К. Ясперс, П.Сорокин, Н. Данилевский.О.Шпенглер. А. Тойнби).

8. Модели социокультурной динамики.

9. Традиции и инновации в культуре.

10. Морфология культуры: многомерность современной культуры.

11. Искусство как феномены культуры. Наука и техника как феномены культуры, их роль в жизни современного общества.Религия как феномен культуры.

12. Язык культуры: сущность, функции и классификация. Значение языка для развития культуры.

13. Знаки и символы в культуре.Виды и формы коммуникации.Межличностная коммуникация: структура и функции.

14. Культура и глобальные проблемы современности.

15. Культурогенез: первобытные религиозные верования и их развитие.

16. Культурогенез: понятие мифа и мифологической культуры.Содержание и свойства первобытной культуры.

17. Сравнительная характеристика массовой, классической, элитарной и национальной культуры.

18. Культура и человек. Мораль как феномен культуры. Нормы и ценности в культуре.

19. Процессы инкультурации и социализации.

20. Культура и природа: соотношение понятий и реалий.Культура природопользования.

21. Происхождение человека и культуры.

22. Символический характер культуры.

23. Культурные заимствования. Проблема сохранения и использования культурного наследия.

24. Исторические особенности и периодизация русской национальной культуры.

25. Культура древнерусского государства. «Русская идея»: от Филофея до евразийцев.

26. Значение реформ Петра I в области культуры. Век Просвещения в России.

27. XIX век – «золотой век» русской культуры. «Серебряный век» русской культуры.

28. Советская эпоха в отечественной культуре. Современный этап развития отечественной культуры.

29. Художественные стили: становление и развитие.

30. Культура Европы в период Средневековья.

31. Гуманизм - идейная основа эпохи Возрождения. Эпоха Просвещения в Западной Европе.

32. Основные тенденции развития современной западноевропейской культуры.

33. Глобальные проблемы современности: понятие, содержание Роль культуры в решении глобальных проблем современности.

Приложение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: