Из истории Громких чтений




Методические рекомендации по чтению вслух

В современной библиотеке Громкие чтения являются актуальной формой работы с детьми. Полувековой опыт проведения громких чтений в разных странах мира хорошо доказал их эффективность. Всемирный день чтения вслух, например, проводится ежегодно в первую среду марта во многих странах мира. Цель его – показать чтение как способ взаимодействия с окружающим миром и как возможность передачи своих эмоций другому человеку вместе со звучащим словом. В 2013 году в акции участвовали 65 стран и более миллиона участников.

Во Франции практикуется чтение книг на улице для тех, кто хочет слушать; инициатор этого движения – Марк Роже – многие годы ходит по населенным пунктам и читает детям книги вслух.

Во многих зарубежных странах встречи с писателями проходят как сеансы чтения вслух. Писатель читает фрагменты своей книги собравшимся. В России так же с успехом проводятся День чтения.

Чтение вслух популярно во всем мире, опровергая мнение о том, что читать нужно только детям, которые сами не умеют читать. Кроме того громкие чтения относятся к наиболее плодотворным способам общения в библиотеке между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот прием тоже может быть актуален), дают возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, посмаковать вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание.

Громкое чтение - форма устной пропаганды литературы. Чтение вслух текста произведения с последующими комментариями чтеца и обсуждением прочитанного.

Цели и задачи Громких чтений.

Цель громкого чтения — научить активно слушать, чтобы расслышать и понять прочитанное, или, как говорит Чаусова С.: «научить читать-мыслить, читать-чувствовать, читать-жить».

Главная задача громкого чтения – «раскрыть перед ребёнком мир словесного искусства» (Л. С. Выготский). Это значит – познакомить ребёнка с существованием словесного искусства как неотъемлемой части жизни каждого человека, приучить к постоянному общению с таким искусством, воспитать чувство слова, вызвать интерес, любовь и тягу к книге. Только чтение вслух дает возможность выработать у детей умение читать выразительно, показать красоту, ритм и напевность художественного слова, выявить особенности речи действующих лиц

Основные этапы подготовки проведения.

При кажущейся простоте этой формы, в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание.

Основные шаги по подготовке:

1.Определение формата мероприятия и его целевой аудитории и распределение чтецов и слушателей в зависимости от формата мероприятия (маленькая группа или индивидуально).

2.Выбор книг для чтения, определение художественной значимости литературного произведения.

3.Создание уютных «уголков» для реализации данного мероприятия.

4.Составление вопросов для обсуждения прочитанного, творческих заданий, объяснения малопонятных слов и выражений.

После того, как определен формат мероприятия и целевая аудитория, на этапе выбора литературы, можно обратить внимание на следующие аспекты:

- какими знаниями должен владеть ребенок, чтобы понять содержание книги?

- какие у ребенка языковые навыки?

- какой возраст или насколько развиты дети?

- как много и как часто ему читают вслух?

- насколько хорошо знают друг друга дети, есть ли конфликты?

- что хотят сказать в своей книге авторы/иллюстраторы?

- достигнута ли цель?

- какие средства передачи этой цели используются? Язык? Форма? Структура? Иллюстрации?

- какое воздействие оказывает произведение? К чему это может привести?

- каким образом можно использовать книгу?

На этапе выбора места проведения желательно выбрать отдельное помещение (с достаточным количеством света и воздуха). Оформление места проведения мероприятия, преображение библиотеки в литературную гостиную, литературное кафе (если этого требует формат и стилистика встречи). Необходимо правильное расположение в пространстве читающего. Предпочтительно, напротив слушателей, так, чтобы дети могли видеть ваше лицо, наблюдать за мимикой, выражением глаз, жестами, так как эти формы проявления чувств дополняют и усиливают впечатления от прочтения. Во время чтения сохраняйте зрительный контакт с ребёнком.

Важное значение имеет предварительная подготовка к чтениям в части формирования вопросов и тем обсуждения.

Сами «Чтения» можно разделить на 3 блока:

1. Знакомство (вступительная речь)

2. Чтение произведения или его отрывка

3. Беседа о прочитанном. Рекомендация книг для самостоятельного чтения.

Начало мероприятия – знакомство с аудиторией. Если большинство слушателей дошкольного или младшего школьного возраста желательно провести подготовку к чтению. Сделайте упражнения, обеспечивающие прилив энергии и помогающие сконцентрироваться и снять напряжение: хлопанье в ладоши, хлопки руками и ногами о ровную поверхность, топанье ногами, щелканье пальцами, трение руки об руку, встряхивание руками, потрите (подготовьте) ушки детей к чтению. На этом же этапе важно заинтересовать читателя, вызвать его любопытство, настроить на предстоящую работу с книгой (напомнить нужные слова, объяснить незнакомые, встречающиеся в тексте). Можно озвучить факты истории написания книги, сведения об авторе.

Нужно учитывать, что длительность мероприятия для детей дошкольного возраста не более 20-25 минут. Для детей старшего возраста временные рамки раздвигаются. В данном случае возможна работа с отрывком произведения, что побудит ребенка к прочтению его полностью.

Не отвлекайтесь на опаздывающих - поздоровайтесь и продолжайте.

Чтение произведения

Читайте с выражением. Выразительное чтение - чтение вслух (наизусть или по книге) с соблюдением норм литературного произношения, при котором передается идейно образное содержание текста. Правдиво и искренне. Излишняя драматизация мешает ребёнку воспроизводить в воображении нарисованные словами картины.

Под выразительным чтением понимают правильное, осмысленное и эмоциональное (в нужных случаях) чтение текста. Именно такое чтение значительно содействует пониманию, осмыслению текстового материала. У читающего должен присутствовать определенного набор навыков, связанных с произносительной культурой речи. Включает в себя следующие компоненты: тон голоса, сила голоса, тембр высказывания, ритм речи, темп речи (убыстрение и замедление), паузы (остановки, перерывы речи), мелодика тона (повышение и понижение голоса), логические и синтагматические ударения. Все средства интонации, выразительность речи и чтения поддерживаются общей техникой речи – дикцией, дыханием, орфоэпическим правильным произношением.

Читайте легко. Конечно же, прочитайте текст заранее, потому что взрослый, вчитывающийся, медленно разбирающий слова прямо в процессе громких чтений не может считаться хорошим чтецом. Любая книга требует подготовки. Помните, что нельзя тараторить и торопиться – говорите медленнее и не бойтесь повторять. Спокойный, уверенный тон всем пойдет на пользу. Читайте детям неторопливо, но и не монотонно, старайтесь передать музыку ритмической речи. Ритм, музыка речи чарует ребёнка, они наслаждаются напевностью русского сказа, ритмом стиха.

В процессе чтения детям нужно периодически давать возможность говорить о своих ощущениях, но иногда можно попросить просто молча «слушать себя».

Сокращайте текст, если он слишком длинный. В таком случае не надо читать всё до конца, ребёнок всё равно перестаёт воспринимать услышанное. Коротко перескажите окончание.

Некоторые источники предлагают активно использовать технику так называемого диалогового чтения, включающую разговор со слушателями о том, что вы читаете.

Останавливайтесь, когда детям уже не интересно. Время, которое неподготовленная группа может внимательно слушать – 15 минут. Чем младше слушатели, тем больше отвлекающих и игровых маневров совершает читающий взрослый. Дети среднего дошкольного и тем более младшего дошкольного возраста обладают сравнительно небольшой способностью воспринимать текст на слух, которая в малознакомой обстановке еще и ухудшается. Поэтому чтение разбавляется занимательными вставками, активизирующими внимание детей или позволяющими им сбросить накопившееся напряжение.

Чтение может сопровождаться подвижными играми, музыкальными паузами, песенками, творческими заданиями, пальчиковыми или ролевыми играми, обсуждением, инсценировками. Примерами упражнений, обеспечивающими приток энергии можно считать следующие: хлопанье в ладоши, хлопки руками и ногами о ровную поверхность, топанье ногами, стук, - щелканье пальцами, трение руки об руку, встряхивание руками. Упражнения, помогающие расслабиться: зевание, вздохи, пение, смех, ритмические движения.

Выбор дополнительных видов деятельности зависит от возраста детей, их готовности слушать, тематических особенностей мероприятия.

Беседа о прочитанном

После чтения можно провести беседу с ребятами о прочитанном, но это не обязательно. Чтение без комментариев дает ребенку возможность самостоятельно осмыслить прочитанное.

Демонстрируйте ребенку уважение к книге. Ребёнок должен знать, что книга - это не игрушка, не крыша для кукольного домика, и не повозка, которую можно возить по комнате. Приучайте детей аккуратно обращаться с ней.

Если вы решили провести беседу, запланируйте еще примерно 15 - 20 дополнительных минут в конце на разговоры, на то, чтобы «порыться» в книгах, полистать их. Когда книга дочитана, дайте детям высказаться. Задавайте наводящие вопросы, вопросы без единственного верного ответа, вопросы, на которые нельзя ответить просто «да» или «нет». Что тебе понравилось (или не понравилось) в книге? Что ты думаешь о главном герое? Как тебе понравилась развязка истории? Может быть, сюжет книги напомнил тебе что-то, случившееся с тобой? Будьте готовы советовать подходящие книги для домашнего чтения. Возможность пообщаться – один из самых привлекательных аспектов детской книжной встречи. Это дает возможность ближе познакомиться, а вам лучше узнать их интересы (что может очень пригодиться при планировании следующих встреч). Используются так же ответы на вопросы к прочитанному тексту, которые должны показать понимание:

• значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле;

• содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями;

• предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей (т.е. не только о чем говорится, но и что этим сказано);

• основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.

Помимо этого, для проверки качественной стороны восприятия художественного произведения можно использовать круг вопросов, предложенных, специалистом в области детского чтения, доцентом Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств И. И. Тихомировой. Вопросы направлены на проверку:

- образного мышления ребёнка;

- эмоционального резонанса читателя;

- способности читателя проникать во внутренний мир персонажа и авторский подтекст;

- умения читателя чувствовать подтекст произведения;

- фантазии читателя;

- тонкости восприятия, умения истолковать мелочи и детали;

- ассоциативного мышления читателя;

- способности перенести читаемое на себя;

- способности целостного восприятия произведения

Вопросов не должно быть много, они должны помогать увидеть, рассмотреть скрытое художественное содержание.

Помимо беседы можно использовать еще ряд технологий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: