В. Нехамкин О методике преподавания истории: контрфактическое моделирование // Высшее образование в России. — 2005. — №6. — С. 101-104.




М.Т. Студеникин Проблемы методики преподавания истории и современные задачи. // Преподавания истории в школе. — 2014. — №1. —

Основные проблемы, связанные с преподаванием истории(и не только), следующие:

-отсутствие достаточно квалифицированных преподавателей. Обучать стали 4 года, а не 5 лет, сократилось время практики студентов в школе. Многие студенты работают, из-за чего они не получают систематических знаний.

-плохое обеспечение учебного процесса литературой. К сожалению, мы не можем обеспечить студентов современными учебниками (даже выпустить электронные учебники), а также литературой для практических и семинарских занятий. Такую литературу частным издательствам публиковать не выгодно, государство же осталось в стороне от этих дел. Теперь уже нет глубоких теоретических исследований по актуальным проблемам методики, какие регулярно проводились в советское время. Вдобавок, выпускающиеся учебники внедряются в образование без апробации.

Выход из этой ситуации – использовать многообразие исторических документов и источников для анализа, но перед этим их нужно грамотно отобрать.

Исторические источники можно также использовать и в проектной деятельности. Однако, в педагогическом плане важно не только тщательно проанализировать содержание проекта, но и реализовать воспитательные задачи.

За последнее время уменьшилось воспитательное воздействие школы В основном, это связанно с неблагоприятными условиями жизни ребенка. Во многом с проблемой воспитания связана проблема качества нашего повседневного быта. Мы не научили детей аккуратности, трудолюбию, ответственности за свое дело, не выработали прилежание и многие другие свойства личности, необходимые для качественного труда. Борьбу с разгильдяйством, безответственностью надо вести на протяжении всех лет пребывания детей в школе при изучении всех школьных дисциплин, в том числе истории. На сегодняшний день это одна из важнейших задач.

Школам нужно следить за качеством своих выпускников. Для этого им следует завести специальный сборник, где были бы имена бывших учащихся, добившихся особых достижений в карьерной лестнице и в своей жизни.

М.Ю. Хохлова Использование наследия женского дореволюционного исторического образования в практике современной школы. // Преподавания истории в школе. — 2014. — №7. —

В настоящей статье рассматривается историческое образование в женских учебных заведениях России XIX – начала XX вв. и возможные условия использования его методов и приемов в российских образовательных учреждениях.

В женском образовании на первое место ставился вопрос воспитания, поэтому центральное место занимали гуманитарные дисциплины, а в особенности – история. Она была связующим звеном между такими предметами как география, литература, грамматика, иностранные языки, законом Божьим(принцип междисциплинарности). Сейчас же между предметами нет никакой связи, что препятствует развитию креативного мышления учащихся.

Другая характерная черта женского дореволюционного исторического образования – это его социально-психологическое воздействие на учениц. Преподаватели старались останавливаться на разных нравственных образах и примерах для подражания – рассказывали о выдающихся женщинах и их благородных поступках. На сегодняшний момент, подобная практика не менее актуальна. Благодаря ей историческое знание приобретает личностно-значимый характер(а не остается обезличенным).

В женских образовательных учреждениях 19 – нач. 20 века при преподавании истории учитывали и гендерные особенности. Девушкам рассказывали не столько о великих событиях истории, а сколько о биографии лиц связанных с данным событием, о нравах и культуре той эпохи. О войнах и других внешнеполитических событиях говорили куда меньше. В современной же школе гендерных особенностей не стараются учитывать.

В приемах и методах образования отличий в мужском и женском образовании не было: и там и там были лекции, а после них шли семинары, на которых учитель завала вопросы по пройденному материалу.

Не маловажное место в женских образовательных учреждениях занимала внеклассная работа. Она не была обязательной – в ней принимали участие только по собственному желанию. Внеклассная работа были построены на чествовании правителя, царской семьи и их деяний во благо страны.

Таким образом, девушки получали не только прочные знания, но и нравственные ориентиры.

В. Нехамкин О методике преподавания истории: контрфактическое моделирование // Высшее образование в России. — 2005. — №6. — С. 101-104.

В данной статье автор пытается ответить на вопросы: Можно ли использовать контрфактическое моделирование в образовательном процессе? Если да, то как?

На данный момент, контрфактические исследования активно публикуются и могут изучаться студентами. Но, среди них есть и радикальные(против сложившейся исторической хронологии), от которых студентов стоит «уберегать». Это делается, чтобы студенты не стали «жертвами» новомодной теории.

Контрфактическое моделирование играет позитивную роль вспомогательного средства обучения: Во-первых, оно позволяет увидеть причинно-следственные связи между историческими событиями. Во-вторых, учит студентов логически мыслить при самостоятельном конструировании нереализовавшихся исторических возможностей. В-третьих, побуждает дополнительный интерес к изучению истории.

При применении этого метода целесообразно идти двумя путями: 1) Моделирование влияния отдельной «великой личности» на исторический процесс. Например, что было бы, если Александр Македонский прожил дольше?; 2) Анализ исторического события. Например, какова роль Саламинской битвы? Что было бы, если греки проиграли персам?

Задача преподавателя – помочь учащимся сформулировать определенные логически линии рассуждений.

Задача учащегося – используя имеющиеся знания, сконструировать возможные варианты развития события и обосновать их.

Л.П. Бозова Совершенствование методики работы с наглядными средствами обучения истории как один из факторов реализации ФГОС// Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. – С. 67-71.

Статья посвящена проблемам использования наглядного материала в школьном курсе обучения истории. Автор затрагивает вопрос необходимости совершенствования методики работы с наглядностью, исследует трудности, которые мешают учителю эффективно использовать наглядный материал в преподавании истории.

Одним из требований ФГОС к предметным результатам по предмету «история» является владение навыками проектной деятельности и исторической реконструкции с привлечением различных источников. Для реализации этого требования необходимо пользоваться исторических картина(изображениями), иллюстрациями объектов материальной культуры, портретов, картографическими материалами и др.

Не смотря на то, что сегодня достаточно часто прибегают к использованию мультимедийных проекторов(презентаций) проблема наглядного обучения остается достаточно актуальной. Детям обычно просто показывают карты, схемы, картины, и не проводят какой-либо толковой работы с ними, из-за чего эти картинки остаются в памяти ребенка как лишь цветовое пятно.

При работе, например, с исторической картиной, важно побуждать учащихся вглядываться в ее детали и научить их извлекать из нее информацию.

Пример работы с картиной В. И. Сурикова «Покорение Ермаком Сибири».

Именно такой метод поможет ученикам перенестись в то самое время и легче усвоить исторический материал.

Для применения этого метода обучения преподаватель может найти описания картин в методической литературе, брошюрах и на интернет-сайтах. Однако, на сегодняшний день очень мало методических работ касаемо создания полноценных описаний картин и разработки методических приемов рабы с ними.

Л.В. Бычкова Системно-деятельностный подход в преподавании истории и обществознания: методический аспект. // Проблемы преподавания истории и гуманитарных дисциплин в школе: традиции и новации. – М.: Московский педагогический государственный университет, 2016. – С. 55-59.

Системно-деятельный подход позволяет реализовать следующие педагогические принципы: деятельности(ученик получает знания добывая их сам),

—непрерывности(преемственность между всеми ступенями и этапами обучения)

—целостности(формирвоание учащимися обобщенного системного представления о мире)

—минимакса(школа должна дать ученику осваивать учебный материал на максимальном для него уровне и на уровне социально безопасного минимума)

—психологической комфортности(снятие всех стрессообразующих факторов)

—вариативности

—творчества

Учителю необходимо помочь учащимся в следующем:

—Четко сформулировать цель деятельности

—Осознать значение деятельности

—Выделить средства достижения цели

—Проанализировать трудности достижения цели и способы их преодоления

—Обеспечение возможностей для самоконтроля

Автор статьи предлагает использовать разработанный ею учебное занятие на основе метода мини-проектов рассчитанное на 2 акад. ч. Суть – составление презентации коллажа на основе газет и журналов по теме «Завтра это будет история …».

Мини-проект отличается от проекта и творческого задания локализацией во времени, относительной свободой выбора и самостоятельностью исполнения, большими возможностями в формировании регулятивных УУД(универ.учеб.действ.)(планирования, целеполагания, рефлексии и т.д.)

Итак, мини-проект следует рассматривать сегодня как один из ведущих методов системно-деятельностного подхода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: