- внешние - осуществляемые в установленном международными соглашениями и договорами порядке на территории иностранных государств;
- транзитные - в отношении объектов, перемещаемых через территорию Российской Федерации по инициативе правоохранительных органов иностранных государств или международных правоохранительных организаций.
Внешние контролируемые поставки проводятся только с разрешения руководителей центральных аппаратов МВД, ФСБ, ГТК, ФПС Российской Федерации по согласованию с правоохранительными органами иностранных государств. Транзитные контролируемые поставки проводятся по поручению этих же руководителей на основании официальных запросов международных правоохранительных организаций.
Организация и тактика проведения контролируемой поставки регламентируются ведомственными нормативными актами.
Контролируемая поставка, как правило, проводится по плану, утверждаемому руководителем органа, являющегося ее инициатором, и согласованному с руководителями других органов и ведомств, привлекаемых к ее реализации. В плане указываются основания для ее проведения, поставленные цели и задачи, используемые силы и средства, предполагаемые финансовые расходы, мероприятия по документированию преступных действий, меры по обеспечению безопасности участников и порядок использования полученных результатов.
В планах и постановлениях на проведение контролируемой поставки запрещается указывать сведения о личности привлекаемых к ее реализации штатных негласных сотрудников и лиц, оказывающих конфиденциальное содействие.
Результаты контролируемой поставки оформляются различными документами в зависимости от достигнутых целей и задач: рапортом, справкой, приходно-расходными и другими документами, объяснениями граждан, актом контролируемой поставки, иными носителями информации, которые могут использоваться в процессе доказывания по уголовным делам.
|
15. Оперативный эксперимент - это способ получения информации путем воспроизведения негласно контролируемых условий и объектов для установления противоправных намерений лиц, обоснованно подозреваемых в подготовке или совершении тяжких и особо тяжких преступлений.
Оперативный эксперимент в соответствии с ч. 5 ст. 8 комментируемого Закона проводится на основании постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего ОРД. Согласно ч. 6 этой же статьи его производство допускается только в целях выявления, пресечения и раскрытия тяжких и особо тяжких преступлений, признаки которых определены в ст. 15 УК РФ.
Условия проведения эксперимента не должны провоцировать лицо к совершению противоправных действий, ставить его в обстоятельства, затрудняющие удовлетворение своих потребностей законными способами. Производство оперативного эксперимента допускается, если не унижаются достоинство и честь участвующих в нем лиц и окружающих, не создается опасности для их здоровья. Оперативный эксперимент может проводиться как в отношении конкретных лиц, обоснованно подозреваемых в преступной деятельности (получение взяток, торговля оружием, операции с наркотиками и т. п.), так и для выявления намерений неизвестных лиц, совершающих серийные преступления, путем применения различных "ловушек" и "приманок".
|
Если в ходе оперативного эксперимента подозреваемое лицо совершает действия, содержащие признаки преступления, то за содеянное оно привлекается к уголовной ответственности по действующему законодательству.
При проведении оперативного эксперимента на основании ч. 4 ст. 16 настоящего Закона допускается вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам личности и государства, совершаемое при правомерном выполнении лицом своего служебного или общественного долга (см. комментарий к ст. 16). В соответствии со ст. 36 Федерального закона "О наркотических средствах и психотропных веществах" при проведении оперативного эксперимента для имитации преступной деятельности разрешается безлицензионное использование наркотических средств и психотропных веществ.
Организация и тактика оперативного эксперимента регламентируются ведомственными нормативными актами.
Результаты оперативного эксперимента оформляются рапортом сотрудника оперативного подразделения, а в случае выявления преступлений или лиц, к ним причастных, - актом оперативного эксперимента, который по своей форме и содержанию в максимально допустимых пределах должен соответствовать требованиям, предъявляемым к составлению протокола следственного эксперимента, без указания в нем сведений, составляющих государственную тайну. К акту приобщаются физические носители информации, полученные в результате использования в процессе проведения оперативного эксперимента специальных технических и иных средств, которые могут использоваться в процессе доказывания.
|
16. В ходе осуществления оперативно-розыскных мероприятий используются информационные системы правоохранительных органов, создаваемые на основании ведомственных нормативных актов.
Технические средства, применяемые в ходе осуществления ОРМ, могут быть как общего назначения (бытовые диктофоны, фотоаппараты, видеокамеры и др.), так и специально изготовленными для негласного получения информации.
Организация и тактика применения специальных технических средств (СТС) регламентируются специальными ведомственными нормативными актами.
Специальные технические средства, применяемые при проведении ОРМ, должны иметь государственную сертификацию, подтверждающую безопасность их для жизни и здоровья людей, а также окружающей среды.
В случае применения СТС в соответствующих оперативно-служебных документах, составленных по результатам ОРМ, должны быть отражены данные о технических характеристиках этих средств, условиях и порядке их использования. Это является одной из важных гарантий установления объективной связи полученных материальных носителей информации с обстоятельствами и фактами, подлежащими доказыванию.
17. Наиболее сложные оперативно-розыскные мероприятия, связанные с ограничением конституционных прав граждан и требующие использования специальной аппаратуры, осуществляются оперативно-техническими подразделениями органов внутренних дел или ФСБ по заданиям оперативных аппаратов, утверждаемым руководством МВД (УВД) субъекта Российской Федерации. Компетенция этих подразделений и порядок их работы определяются ведомственными нормативными актами.
18. В органах внутренних дел правом осуществления оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с ведомственными нормативными актами наделены сотрудники и руководители служб криминальной милиции, в число которых входят подразделения уголовного розыска, по борьбе с экономическими преступлениями, по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, по борьбе с организованной преступностью, оперативно-технические и оперативно-поисковые подразделения (см. комментарий к ст. 13). В случае необходимости по указанию руководителей органов внутренних дел к проведению ОРМ могут привлекаться сотрудники служб милиции общественной безопасности: участковые инспектора, сотрудники паспортно-визовой службы, лицензионно-разрешительной работы и т.д.
Внештатные сотрудники милиции могут привлекаться к проведению ОРМ, не связанных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, на неприкосновенность жилища. Использование при проведении ОРМ на гласной основе помощи отдельных граждан с их согласия означает возможность дачи ими впоследствии свидетельских показаний на предварительном расследовании или в суде.
При использовании помощи граждан на конфиденциальной основе сведения о таких лицах становятся государственной тайной, и они могут допрашиваться в качестве свидетелей лишь с их согласия в письменной форме.
19. Часть 6 комментируемой статьи вводит запрет на проведение ОРМ и использование технических средств, предназначенных для негласного получения информации, лицами, не уполномоченными на то настоящим Законом.
Под не уполномоченными лицами следует понимать прежде всего сотрудников служб безопасности, частных детективов и частных охранников. Закон Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" в ч. 3 ст. 1 запретил гражданам, занимающимся частной детективной деятельностью, осуществлять какие-либо оперативно-розыскные мероприятия, отнесенные законом к исключительной компетенции государственных правоохранительных органов. Нарушение этого запрета может быть квалифицировано как превышение полномочий служащими частных охранных или детективных служб, за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 203 УК. Кроме того, нарушители данной нормы могут быть привлечены к административной (ст. 166 КоАП РСФСР) либо уголовной (ст. 330 УК) ответственности за самоуправство.
20. Производство специальных технических средств и торговля ими в соответствии с ч. 7 комментируемой статьи подлежат лицензированию. Эта норма получила развитие в Указе Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. N 21 "О мерах по упорядочению разработки, производства, реализации, приобретения в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы, а также использования специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации", который возложил лицензирование этой деятельности, а также выявление и пресечение случаев проведения ОРМ и использования СТС не уполномоченными лицами на ФСБ РФ.
Правила выдачи лицензий определены в Положении о лицензировании деятельности физических и юридических лиц, не уполномоченных на осуществление оперативно-розыскной деятельности, связанной с разработкой, производством, реализацией, приобретением в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации, и Перечне видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержденных постановлением Правительства РФ от 1 июля 1996 г. N 770. В соответствии с указанным Положением деятельность, связанная со специальными техническими средствами, разрешается на основании заявок органов, осуществляющих ОРД, или договоров с иностранными партнерами после проведения органами лицензирования экспертизы заявленного вида деятельности. Лицензированию подлежат разработка, производство и реализация специальных технических средств, а также их приобретение в целях продажи, ввоза в Российскую Федерацию и вывоза за ее пределы. При этом на каждый вид деятельности выдается отдельная лицензия.
Незаконное производство, сбыт или приобретение в целях сбыта специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в соответствии с ч. 3 ст. 138 УК РФ влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до трех лет.
21. Перечень видов специальных технических средств, предназначенных (разработанных, приспособленных, запрограммированных) для негласного получения информации в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1996 г. N 770. В этом нормативном акте указано 10 видов специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, в том числе:
- для негласного получения и регистрации акустической информации;
- для негласного визуального наблюдения и документирования;
- для негласного прослушивания телефонных переговоров;
- для негласного перехвата и регистрации информации с технических каналов связи;
- для негласного контроля почтовых сообщений и отправлений;
- для негласного исследования предметов и документов;
- для негласного проникновения и обследования помещений, транспортных средств и других объектов;
- для негласного контроля за перемещением транспортных средств и других объектов;
- для негласного получения (изменения, уничтожения) информации с технических средств ее хранения, обработки и передачи;
- для негласной идентификации личности.
Статья 7. Основания для проведения оперативно-розыскных мероприятий
1. Основания, перечисленные в ч.1 комментируемой статьи, позволяют оперативным аппаратам осуществлять любые из числа указанных в ст. 6 Закона об ОРД оперативно-розыскных мероприятий.
Наличие возбужденного уголовного дела - наиболее общее основание для проведения ОРМ. При этом не имеет значения, кем (органом дознания или следователем) возбуждено дело и в чьем производстве оно находится.
По возбужденным уголовным делам, находящимся в производстве следователя, ОРМ могут проводиться как по его поручению (в соответствии с п. 3 ч. 1 комментируемой статьи), так и без такового (согласно п. 1 ч. 1). Если уголовное дело возбуждено по факту неочевидного преступления, то оперативные аппараты, являясь одновременно органом дознания, обязаны в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 118 и ч. 4 ст. 119 УПК РСФСР принять необходимые оперативно-розыскные меры для установления преступника. В таких случаях даже отсутствие поручения следователя по находящемуся в его производстве нераскрытому делу не должно сковывать инициативы и активности оперативных работников. О результатах проводимых ОРМ по возбужденному уголовному делу оперативные аппараты должны уведомлять следователя.
Из смысла комментируемой статьи вытекает правомерность самостоятельного (т. е. без поручения следователя) проведения ОРМ по уголовному делу, где известно лицо, совершившее преступление. Установление факта совершения известным лицом умышленного преступления можно рассматривать в качестве достаточного основания подозревать его в причастности к другим преступлениям и проводить ОРМ с целью получения необходимой проверочной информации. Возложенная на оперативные аппараты органов внутренних дел задача - раскрывать преступления - не снимается с них после установления лица, его совершившего, и ее выполнение не может ставиться в зависимость от решений следователя.
2. В п. 2 ч. 1 комментируемой статьи в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрено получение органами, осуществляющими ОРД, сведений о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного противоправного деяния, а также о лицах, его подготавливающих, совершающих или совершивших, если нет достаточных оснований для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
Под противоправным деянием, как указано в п. 5 определения Конституционного Суда РФ от 14 июля 1998 г., в данном случае подразумевается уголовно наказуемое деяние, т.е. преступление.
Под ставшими известными следует понимать сведения, поступившие в правоохранительный орган по официально установленным каналам от заинтересованных лиц, а также полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, которые облечены в документальную форму и зарегистрированы в установленном порядке.
Порядок приема, регистрации и разрешения заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и происшествиях в органах внутренних дел регламентирован Примерной инструкцией, утвержденной приказом МВД СССР от 11 ноября 1990 г. N 415. В этом нормативном документе предпринята попытка систематизации поступающей информации о преступлениях и происшествиях, которая делится на две группы: заявления и сообщения о преступлениях, являющиеся в соответствии с уголовно-процессуальным законом поводами к возбуждению уголовного дела, и другая информация о преступлениях и происшествиях.
К заявлениям и сообщениям о преступлениях, являющимся поводом к возбуждению уголовного дела, относятся протоколы устных заявлений граждан и должностных лиц, письменные заявления и письма граждан, письменные сообщения предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц, а также явки с повинной, оформленные в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона. Эти документы регистрируются в книге учета заявлений и сообщений о преступлениях дежурной части органа внутренних дел и рассматриваются в соответствии со ст. 109 УПК. В случае вынесения по результатам рассмотрения таких заявлений и сообщений процессуального решения об отказе в возбуждении уголовного дела оперативно-розыскные мероприятия должны быть прекращены, поскольку исключаются основания для их дальнейшего проведения.
Под другой информацией понимаются сообщения, которые не являются поводами для возбуждения уголовного дела, но требуют проверочных действий с целью установления признаков преступления или их отсутствия. К такому виду информации относятся:
телефонные и иные сообщения об обращении в лечебные учреждения граждан с травмами криминального характера;
сообщения об утрате гражданами при криминальных обстоятельствах документов, удостоверяющих личность;
факты срабатывания охранной сигнализации;
публикации в средствах массовой информации;
сообщения страховых компаний о возникновении страховых случаев в результате совершения преступления;
оповещения об авариях, пожарах, несчастных случаях с людьми;
рапорты работников органов внутренних дел о непосредственно ими обнаруженных или выявленных происшествиях;
некоторые другие сообщения.
Эти сведения регистрируется в специальном журнале учета информации, находящемся в дежурной части органа внутренних дел, и по ним проводится обязательная проверка, в том числе путем осуществления оперативно-розыскных мероприятий. Если в ходе такой проверки обнаружатся объективные данные, опровергающие предположение о подготовке или совершении преступления, либо по ее результатам будет вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, проведение ОРМ должно быть прекращено.
Анонимные сообщения, поступающие в органы внутренних дел, в дежурных частях не регистрируются, а передаются в оперативные подразделения для проверки и использования в пресечении и раскрытии преступлений. Такие сообщения, если в них идет речь о подготовке или совершении преступлений, следует рассматривать наряду с другими в качестве оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения, полученные в результате инициативной поисковой работы оперативных аппаратов, относятся к категории иной информации, оформляются рапортами должностных лиц и регистрируются также в журнале учета информации. Поисковая работа (оперативный поиск) осуществляется на основании ст. 118 УПК, которая возложила на органы дознания обязанность обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также принятия всех мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступлений. Речь здесь идет в первую очередь о выявлении латентных преступлений, заявления и сообщения о которых могут не поступить (например, о фактах незаконного сбыта оружия, наркотиков и т.д.). Таким образом, оперативные аппараты обязаны не просто реагировать на поступающие к ним сигналы, но и вести активный инициативный поиск сведений о признаках маскируемой и скрываемой преступной деятельности.
Одной из разновидностей сведений о признаках преступной деятельности является конфиденциальная информация, получаемая от лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим ОРД. Эта информация также регистрируется в специальных журналах, докладывается руководителям оперативных аппаратов и проверяется в порядке, установленном ведомственными нормативными актами.
Поступление в правоохранительный орган первичных сведений о признаках преступной деятельности или их выявление в инициативном порядке зачастую не требует применения сразу всего комплекса оперативно-розыскных мероприятий, указанных в ст. 6 комментируемого Закона, а обусловливает необходимость проведения лишь отдельных мероприятий проверочного характера, таких как опрос, наведение справок, сбор образцов для сравнительного исследования и некоторых других, не затрагивающих конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров и неприкосновенность жилища. Оперативно-розыскные мероприятия, в наибольшей степени ограничивающие конституционные права граждан, как правило, проводятся по делам оперативного учета, которые заводятся при наличии достаточных оснований подозревать лицо в подготовке или совершении преступлений (см. комментарий к ст. 10).
3. Сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, являются основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий ФСБ, ФСГО, СВР и органами пограничной службы в соответствии с возложенными на них задачами (см. комментарий к ст. 13).
4. Розыск лиц, скрывшихся от следствия и суда и уклоняющихся от уголовного наказания, определен законодателем в качестве одной из задач оперативно-розыскной деятельности (см. комментарий к ст. 2). Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях решения этой задачи следует рассматривать, в первую очередь, постановление органа дознания, следователя или судьи о розыске обвиняемого, которое выносится в соответствии со ст. 196 УПК после приостановления производства по уголовному делу. Рассмотрение такого постановления в качестве основания для проведения ОРМ логически вытекает и из содержания пп.1 и 3 ч.1 комментируемой статьи.
В соответствии с Инструкцией об организации и тактике розыскной работы органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД РФ от 5 мая 1993 г., при получении материалов об объявлении обвиняемого (подсудимого) в розыск сотрудник оперативного подразделения должен провести первоначальные проверочные действия, включающие в себя: информирование личного состава о личности и приметах скрывшегося лица; проверку его по оперативно-справочным учетам ОВД; опрос родственников и других граждан, знающих разыскиваемого, и некоторые другие. После проведения первоначальной проверки, но не позднее 10 суток с момента поступления сведений о необходимости проведения розыска, оперативный аппарат обязан завести розыскное дело и все остальные мероприятия по розыску проводить согласно плану работы по этому делу.
Сведения о лицах, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда или уклоняющихся от уголовного наказания, являющиеся основанием для проведения ОРМ, могут содержаться в ориентировках и розыскных заданиях, поступивших из других органов внутренних дел. Розыскные ориентировки направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых вероятно появление разыскиваемых лиц, но неизвестны конкретные адреса и связи. Они передаются по каналам телетайпной либо почтовой связи, доводятся до сведения всего личного состава и хранятся в дежурных частях. Ответы на розыскные ориентировки, как правило, не составляются. Розыскные задания направляются в органы внутренних дел, на территории обслуживания которых, по имеющимся данным, разыскиваемый имеет конкретные связи и где наиболее вероятно его появление. Исполнение розыскных заданий организуется немедленно по их получении. Ответы инициатору розыска направляются не позднее 10 суток с момента получения задания. При невозможности выполнения розыскного задания в указанные сроки инициатору розыска дается предварительный ответ, в котором сообщается, какие меры приняты, их результаты, что будет предприниматься, в какой период исполнение будет завершено и направлен окончательный ответ.
Сведения о разыскиваемых лицах могут быть получены из оперативно-справочных учетов, на которые они ставятся с момента заведения розыскного дела. Если при проверке конкретного гражданина по учетам органов внутренних дел будет установлен факт его объявления в розыск, то это следует рассматривать как основание для проведения в отношении его оперативно-розыскных мероприятий.
Сведения о разыскиваемых лицах могут быть получены также из конфиденциальных источников, однако в таких случаях информация требует проверки другими способами, и основания проведения ОРМ возникают при условии ее подтверждения.
5. Поступление сведений о лицах, без вести пропавших, и об обнаружении неопознанных трупов выделено законодателем в качестве отдельного основания проведения ОРМ.
Без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение и судьба которого остаются неизвестными. Сведения о безвестном исчезновении поступают, как правило, от граждан либо должностных лиц предприятий, учреждений и организаций. Заявления и сообщения о безвестном исчезновении регистрируются в книге учета заявлений дежурной части органа внутренних дел, а их проверка поручается сотрудникам оперативных аппаратов, которые могут осуществлять необходимые оперативно-розыскные меры.
При проведении ОРМ на основании заявлений о безвестном исчезновении граждан решается двуединая задача, заключающаяся, во-первых, в установлении местонахождения лица и, во-вторых, в проверке версии о криминальном характере исчезновения. В связи с этим оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться сразу после получения заявления наряду с проверочными действиями. Если по результатам проверки заявления не будет установлено признаков совершения преступления в отношении исчезнувшего лица, то в соответствии со ст. 109 УПК выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Однако в случае неустановления местонахождения лица одновременно с принятием процессуального решения должно заводиться розыскное дело, и дальнейшие оперативно-розыскные мероприятия могут проводиться на основании утвержденного плана работы вплоть до прекращения производства по делу.
Сведения об обнаружении неопознанных трупов рассматриваются законодателем в качестве основания для проведения ОРМ. Необходимость их проведения возникает, как правило, в случаях обнаружения на трупе признаков насильственной смерти. Заключение о причине смерти выносится судебно-медицинским экспертом на основании проведенного исследования или экспертизы.
При отсутствии признаков насильственной смерти и других оснований к возбуждению уголовного дела выносится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, а оперативным аппаратом заводится дело по установлению личности, по которому могут проводиться лишь отдельные оперативно-розыскные мероприятия, не требующие ограничения конституционных прав граждан (опросы, наведение справок, отождествление личности).
6. Поручения о проведении ОРМ могут быть даны следователем и органом дознания по делам, находящимся в их производстве. Согласно ч. 4 ст. 127 УПК поручения следователя даются в письменном виде.
Уголовно-процессуальным законом не предусмотрено право органов дознания давать поручения органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, однако у тех органов дознания, которые в соответствии с законом не наделены полномочиями на проведение оперативно-розыскных мероприятий, такая потребность может возникнуть, например, у специализированных подразделений дознания милиции общественной безопасности. Поручение органа дознания о проведении ОРМ должно быть оформлено в письменном виде. В тех случаях, когда уголовное дело находится в производстве органа дознания, наделенного полномочиями на осуществление оперативно-розыскной деятельности, решение о проведении ОРМ принимается им по собственному усмотрению.
Основанием для проведения ОРМ согласно п. 3 ч. 1 комментируемой статьи являются также указание прокурора и определение суда по делам, находящимся в их производстве. В соответствии с п. 4 ст. 211 УПК прокурор вправе давать органам дознания указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или следователя прокуратуры. Таким образом, комментируемый Закон сужает полномочия прокурора на дачу указаний органу дознания. В практической деятельности нужно руководствоваться положениями УПК, который более полно регламентирует полномочия прокурора. Если уголовное дело находится в производстве следователя органов внутренних дел, ФСБ, органов налоговой полиции, прокурор обязан дать указание следователю, который может конкретизировать его в своем поручении органу, осуществляющему ОРД.
С учетом роли суда в отправлении правосудия вряд ли целесообразно, чтобы суд напрямую давал оперативным аппаратам поручения о проведении ОРМ.
Поручения и указания органам, осуществляющим ОРД, не должны содержать предписаний о проведении конкретных ОРМ, их месте, времени и тактике. Все эти вопросы оперативные работники решают самостоятельно. Выполнение таких поручений - обязанность органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (см. комментарий к ст. 14).
Результаты выполнения ОРМ, проводимых по поручению следователя или органа дознания, оформляются справкой, рапортом или другими оперативно-служебными документами, в которых отражаются сведения, имеющие значение для процесса доказывания. К ним могут прилагаться предметы и документы, полученные при проведении ОРМ (см. комментарий к ст. 11).
В оперативно-служебных документах, отражающих результаты выполнения поручения, недопустимо раскрывать организацию и тактику проведения ОРМ, а также указывать данные, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 12).
7. Пункт 4 комментируемой статьи в качестве основания для проведения ОРМ предусмотрел запросы других органов, осуществляющих ОРД, поступившие при наличии оснований, указанных в данной статье.
Под другими органами следует понимать как оперативные подразделения и службы этого же ведомства, так и органы других федеральных министерств и ведомств, наделенных правом осуществления ОРД (см. комментарий к ст. 13).
Взаимные обязанности по выполнению запросов органов, осуществляющих ОРД, определяются в межведомственных соглашениях и нормативных актах, утверждаемых руководителями этих органов. В частности, в совместном приказе МВД РФ и Департамента налоговой полиции РФ "О мерах по организации взаимодействия между органами внутренних дел и органами налоговой полиции Российской Федерации" от 5 августа 1994 г. N 379/182 на обе службы возложена обязанность оказывать содействие в подготовке и осуществлении оперативно-розыскных мероприятий, исполнять запросы о наличии материалов в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, и совершаемых или совершенных ими преступлениях.