Обучение грамоте и подготовка руки к письму.
Звук и буква «Ч»
На следующий день Буковке позвонил ее старый друг Дракоша и пригласил ее со Слышем к себе в гости. Дракоша жил около другого волшебного города, в темной пещере.
Буковка зашла за Слышем, они взяли угощение для Дракоши и отправились на вокзал. На вокзале они купили билеты до другого волшебного города и пошли на платформу. Там стоял красивый черный паровоз, за которым тянулись разноцветные вагончики.
Паровоз выпустил нар и загудел, предупреждая пассажиров об отправлении. Слыш и Буковка сели в зеленый вагон, расположились около окна и стали ждать отправления поезда. Раздался гудок, паровоз тронулся и колеса застучали: «ч-ч-ч».
Слыш стал слушать песенку колес — она ему очень понравилась. Слыш размял язычок.
Упражнение для язычка.
Предложите ребенку вместе со Слышем потренировать язычок. Упражнения выполняйте перед зеркалом 5—7 раз.
«Почистим верхние зубки » — растянуть губы в улыбке, рот открыть, двигать язычком по внутренней стороне зубов налево-направо.
«Язычок — силач » — положение губ и рта не меняется, кончик языка упереть в верхние зубы и с силой толкать их.
— Ч-ч-ч,— повторял Слыш песенку колес.
(Язык не хотел пропускать воздух, он прижался к бугоркам за верхними зубками. Но воздух прорвал преграду, и язычок чуть-чуть отодвинулся от бугорков. Воздух радостно зашумел.)
Задание - «Произнеси звук».
Попросите ребенка произнести данный звук верно, в соответствии с описанной артикуляцией. Следите за правильным положением губ, языка, работой горлышка и дыханием.
Слыш решил описать и этот звук.
Задание «Опиши звук».
|
· Предложите ребенку помочь Слышу описать звук [ч]. Спросите:
«Если воздух при произнесении этого звука встречает преграду, какой это звук?» (Согласный.)
· Теперь попросите ребенка определить место преграды и описать ее: воздуху мешает язычок, который прижимается К бугорочкам за верхними зубами.
· Далее спросите: «Этот звук звонкий или глухой?» Чтобы ответить на этот вопрос, ребенок может закрыть ушки ладонями и произнести звук [ч]. Если ушки «гудят», этот звук звонкий, если не гудят — глухой. Также можно для проверки приложить ладонь к горлышку.
· Затем определите, может ли этот звук быть мягким и твердым. Произносите вместе с ребенком этот звук твердо: [ч] (помогите себе кулачком — кулачок сжимается слабо, губы улыбаются). Обратите внимание ребенка на то, что этот звук произносится только мягко.
· В заключение попросите ребенка дать полное описание звука: этот звук согласный, глухой, может быть только мягким.
Слыш предложил Буковке поиграть в дороге с новым звуком
Игра «Добавь звук [ч] в конце слова».
Предложите малышу новую игру. Вы произносите части слов, а он добавляет к ним звук [ч] и называет слово целиком. В игре можно использовать мяч.
Рекомендуемые слова: мя.., вра.., кала.., гра… ила.., пала…
Буковка достала из кармашка листок и волшебный карандаш, а потом записала букву «Ч»:
А Слыш заметил:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем как четыре.
(В. Степанов)
Игра «Напиши буквы».
· Предложите ребенку написать вместе с буковкой еще одну новую согласную букву в альбоме или в тетради.
· Сначала вы пишете большую печатную букву «Ч», читая стихотворение про нее.
|
· Затем ребенок пишет эту же букву и сам рассказывает про нее стихотворение.
· Когда написание большой буквы «Ч» будет получаться достаточно хорошо, попробуйте вместе с ребенком написать маленькую печатную букву «ч».
Играя с новым звуком и буквой, друзья и не заметили, как приехали на свою станцию.
Задание «Чтение».
· Предложите ребенку почитать слоги вместе с Буковкой. Читайте их слитно, «растягивая» гласный звук.
· Если ребенок читает слоги достаточно хорошо, можно перейти к словам. Читайте их по слогам, слитно, «растягивая» гласные звуки.
· Если первой в слоге стоит согласная буква, обращайте внимание ребенка на последующую гласную, чтобы при чтении он сразу переходил к следующей букве, не делая пауз между ними.
Слоги для чтения: ач, оч, уч, эч, ич.
Слова для чтения: чай, часы, туча, дача, чайка, дочка, очки, бочка, чижик, бочонок.
Во время поездки Буковка успела нарисовать поезд, в котором ехали друзья.
Подготовка руки к письму
Задание «Рисунок по клеточкам “Поезд”».
Предложите ребенку нарисовать поезд, на котором путешествовали Слыш и Буковка. Возьмите тетрадь в клеточку. Попросите малыша отступить на 10 клеточек вниз от предыдущих рисунков и на 10 клеточек вправо от левого края листа, поставить точку в правом нижнем углу десятой клеточки — это будет начало рисунка. Затем ребенок перерисовывает (копирует) картинку.
+ Смотрите задание ниже!