Необходимо проведение ряда мероприятий по направлениям:
•нормативно-правовое, методическое и аналитическое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ
•организационное обеспечение реализации ФГОС ОВЗ
•кадровое обеспечение реализации ФГОС ОВЗ
•финансово-экономическое обеспечение введения ФГОС ОВЗ
•информационного обеспечение введения ФГОС ОВЗ
Необходимо:
- создание в общеобразовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования, универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов;
-оснащение общеобразовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием и автотранспортом для организации коррекционной работы и обучения инвалидов по зрению, слуху и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
- повышение квалификации педагогических работников по вопросам инклюзивного образования детей с ОВЗ и инвалидностью.
Стандарт обучающихся с ОВЗ учитывает их возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.
В основу Стандарта положены деятельностный и дифференцированный подходы:
Признание обучения и воспитания как единого процесса организации познавательной, речевой и предметно-практической деятельности обучающихся с ОВЗ, обеспечивающего овладение ими содержанием образования, в качестве основного средства достижения цели образования;
Признание того, что развитие личности обучающихся с ОВЗ зависит от характера организации доступной им учебной деятельности;
Развитие личности обучающихся с ОВЗ в соответствии с требованиями общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации;
Осуществление данных подходов предполагает:
- разработку содержания и технологий НОО обучающихся с ОВЗ, определяющих пути и способы достижения ими социально желаемого уровня личностного и познавательного развития с учетом их особых образовательных потребностей;
- ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где общекультурное и личностное развитие обучающихся с ОВЗ составляет цель и основной результат получения НОО;
- реализацию права на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивающего развитие способностей каждого обучающегося, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- разнообразие организационных форм образовательного процесса и индивидуального развития каждого обучающегося с ОВЗ, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной дейтельности.
Стандарт является основой для:
• Объективной оценки качества образования обучающихся с ОВЗ и соответствие образовательной деятельности организации установленным требованиям.
• Разработки примерных АООП НОО обучающихся с ОВЗ
• Разработки и реализации АООП НОО обучающихся с ОВЗ (образовательной организации)
• Определения требований к структуре, условиям, результатам реализации АООП НОО
• Разработки нормативов финансового обеспечения
• Проведения текущего контроля и промежуточной аттес тации обучающихся с ОВЗ
• Осуществления внутреннего мониторинга качества образования
Положения Стандарта
• АООП НОО для обучающихся с ОВЗ, имеющих инвалидность, дополняется ИПР инвалида в части создания специальных условий получения образования.
• АООП НОО самостоятельно разрабатывается в соответст вии со Стандартом, с учетом примерной АООП НОО и утверждается организацией.
• В образовательной организации может быть один или нес колько вариантов АООП НОО
• Реализация АООП НОО может быть организована совместно с другими обучающимися, в отдельных классах/группах или в отдельных организациях. Также возможно использование сетевой формы.
Стандарт направлен на решение следующих задач образования обучающихся с ОВЗ:
- формирование общей культуры, обеспечивающей разностороннее развитие их личности (нравственно-эстетическое, социально-личностное, интеллектуальное, физическое);
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их социального и эмоционального благополучия;
- формирование основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями;
- формирование основ учебной деятельности;
- создание специальных условий для получения образования <1> в соответствии с возрастными, индивидуальными особенностями и особыми образовательными потребностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого обучающегося как субъекта отношений в сфере образования;
- обеспечение вариативности и разнообразия содержания АООП НОО и организационных форм получения образования обучающимися с учетом их образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья, типологических и индивидуальных особенностей;
- формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.
Стандарт устанавливает сроки освоения АООП НОО от четырех до шести лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей, указанных в приложениях к настоящему Стандарту.
Стандарт предусматривает возможность гибкой смены образовательного маршрута, программ и условий получения НОО обучающимися с ОВЗ на основе комплексной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения АООП НОО, заключения психолого-медико-педагогической комиссии (далее - ПМПК) и мнения родителей (законных представителей).
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ включает в себя требования к:
ü структуре АООП НОО и их объему
ü условиям реализации АООП НООО
ü результатам освоения АООП НОО