Лексическая тема «Домашние птицы»




Старшая группа

 

Игра «Кто с кем!»

Чему учится ребенок: употреблять в речи имена существительные

единственного и множественного числа в творительном падеже с

предлогом «с».

Оснащение: не требуется.

Ход игры: расскажите ребенку, что птицы пошли на прогулку со своими

птенцами. Предложите ребенку подумать и сказать, кто с кем идет на

прогулку.

«Курица— с цыпленком. А если птенцов много?» (С цыплятами.)

«Гусь— с гусенком. А если птенцов много?» (С гусятами.)

«Утка— с утенком. А если птенцов много?» (С утятами.)

Игра «Слова-антонимы»

Чему учится ребенок: разбираться в смысловом значении слов; усвоит

конкретные пары антонимов.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: объясните ребенку, что антонимы — это слова с

противоположным смысловым значением. Например, жарко — холодно,

большой — маленький, темный — светлый. Попросите ребенка подобрать

антонимы к словам.

Лексический материал

Яйца чистые— яйца... (грязные).

Курица белая— курица... (черная).

Хвост длинный —... (короткий).

Петух старый —... (молодой).

Кормушка новая —... (старая).

Птицы сытые —... (голодные).

Индюк слева, гусь—... (справа);

Петух тяжелый, цыпленок—... (легкий).

Игра «Продолжи предложение»

Чему учится ребенок: распространять предложения с помощью

определений.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произнесите предложение. Попросите ребенка его продолжить,

правильно подбирая определения.

На заборе сидел петух. Какой забор? Какой петух? Теперь скажи все вместе.

(На деревянном заборе сидел большой петух.)

У Оли цыпленок. Какой цыпленок? (У Оли маленький пушистый желтый

цыпленок.)

Мама купила курочку. Какую курочку? (Мама купила маленькую

пестренькую курочку.)

По двору ходит индюк. По какому двору? Какой индюк? (По нашему двору

ходит огромный сердитый индюк.)

Игра «Отгадай загадку»

Чему учится ребенок: внимательно вслушиваться в слова текста и

анализировать сказанное; употреблять имена существительные в

творительном падеже; находить лишнюю картинку.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку отгадать загадки, но обязательно скажите,

что все загадки будут о птицах.

Попросите ребенка по возможности пояснить свой ответ.

Клохчет, квохчет,

Детей созывает,

Всех под крыло собирает.

О ком эта загадка? (О курице с цыплятами.)

Как ты догадался?

Не ездок,

А сошпорами,

Не будильник, а всех будит.

О ком загадка? (О петухе.)

Как ты догадался?

Вводе купался,

А сухим остался.

О ком загадка? (О гусе.)

Как ты догадался?

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворамшныряет,

Крошки подбирает,

По полям кочует —

Зернышки ворует.

О ком загадка? (О воробье.)

Как ты догадался?

Скажи, какая птица лишняя? Если ребенок испытывает затруднение при

ответе на загадку, помогите ему, задав наводящие вопросы. Предложите ему

описательные загадки:

Маленький, желтенький, пушистый

Прячется под крылом у мамы.

Рано просыпается, на забор взлетает,

Своей песенкой всех будит.

Игра «Трудолюбивый утенок»

Чему учится ребенок: правильно употреблять глаголы с разными

приставками, составлять с ними предложения; образовывать сложные слова

(любит труд — трудолюбивый).

Оснащение: сюжетные картинки (см. вклейку, рис. 23).

Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки. Рассматривая

рисунки по порядку, спрашивайте у ребенка, что делает утенок? Если

ребенок затрудняется с ответом или говорит неправильно, предложите ему

показать на картинке.

Где утенок выходит из дома? Где утенок переходит через дорогу? Где

утенок подходит к киоску? Где утенок уходит от киоска? Где утенок наливает

воду? Где утенок выливает воду? Где утенок переливает воду? Где утенок

поливает грядку?

Спросите ребенка, как можно назвать этого утенка, ведь он так любит

труд, любит трудиться? (Трудолюбивый.)

Игра «Как назвать утенка?»

Чему учится ребенок: образовывать новые слова.

Оснащение: игрушечный утенок.

Ход игры: возьмите в руки игрушечного утенка и покажите его ребенку.

Скажите, что этот утенок многое умеет делать, поэтому зовут его по-

разному. Например, он умеет ловить рыбу — значит, он... (рыболов). Птиц

ловит... (птицелов). Змей ловит... (змеелов). Землю копает... (землекоп).

Землю мерит... (землемер). Лес рубит... (лесоруб). Трубы чистит...

(трубочист).

Игра «Слова с переносным значением»

Чему учится ребенок: употреблять в речи слова с переносным

значением. Оснащение: не требуется.

Ход игры: прочитайте ребенку словосочетания и попросите его сказать,

какие из слов употреблены в переносном, а какие— в прямом значении.

Лексический материал

Куриные яйца — куриные мозги (в значении «недалекий, глупый

человек»). Гусиная кожа (кожа «пупырышками»)— гусиная

печень. Петушиный характер (т. е. «задиристый» человек)—

петушиные перья. Утиные яйца— утиная походка (идет—

«переваливается»).

Игра «Измени слово»

Чему учится ребенок: употреблять имена существительные

множественного числа в винительном и творительном падежах.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку изменять слова по образцу: «Я вижу

цыпленка — я вижу цыплят».

Я вижу курицу — я вижу... (куриц).

Я вижу петуха — я вижу... (петухов).

Я вижу гуся — я вижу... (гусей).

Я вижу утку — я вижу... (уток).

Я вижу индюка— я вижу... (индюков).

Я вижу яйцо— я вижу... (яйца).

Я кормлю уток... (булкой).

Я ухаживаю за... (цыплятами).

Игра «Назови, сколько»

Чему учится ребенок: согласовывать имена существительные с

числительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 24).

Ход игры: подготовьтесь к игре заранее. Из плотной бумаги или картона

вырежьте три квадрата. На первом квадрате фломастером нарисуйте 5

крупных точек, на втором — 2 точки, на третьем — 1.

Положите перед ребенком карточки с точками. Затем покажите ему

картинки с изображением разного количества птиц. Попросите ребенка

положить картинки с точками на изображения птиц в соответствии с

количеством точек. Предложите ему назвать, сколько птиц изображено.

Игра «Чей цыпленок!»

Чему учится ребенок: согласовывать притяжательные местоимения с именами

существительными.

Оснащение: предметные картинки (см. вклейку, рис. 4, 11).

Ход игры: покажите ребенку картинки с изображением домашних птиц.

Спросите: «Петух — он чей? — Он мой». Предложите продолжить игру по аналогии.

Курица чья? (Она моя.)

Цыпленок чей? (Он мой.)

Петушок чей? (Он твой.)

Петух чей? (Онтвой.)

Если играет группа детей, разбейте их на пары и предложите отвечать вдвоем.

Гусь чей? (Оннаш.) Гуси чьи? (Они наши.)

Петух чей? (Он наш.) Петухи чьи? (Они наши.)

Игра «Кому что принадлежит»

Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: спросите у ребенка: «Если перо потерял петух, то перо чье?»

(Петушиное.)

Предложите ребенку подбирать прилагательные по этому образцу.

Если перо потерял индюк, то перо... (индюшачье), потерял гусь —... (гусиное);

потеряла утка —... (утиное); курица —... (куриное).

Если яйца снесла курица, значит, яйца... (куриные); утка —... (утиные); индюшка

—... (индюшачьи).

Игра «Лишнее слово»

Чему учится ребенок: образовывать имена существительные с помощью

суффиксов. Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите ряд слов, а ребенку предложите определить и назвать

лишнее слово, объяснив при этом свой выбор. Лексический материал Гусенок —

утенок— цыпленок— петух. Индюк — петух — курочка — гусь. Индюшка —

курочка— утка— гусенок.

Игра «Назови общую часть»

Чему учится ребенок: выделять в однокоренных словах общую часть.

Оснащение: не требуется.

Ход игры: произносите слова, голосом выделяя общую морфему (корень).

Предложите ребенку определить и назвать общую часть родственных слов. Попросите

его объяснить свой выбор.

Лексический материал

Петух — петушок — петушиный.

Индюк— индюшка индюки.

Гусь — гусыня— гусиный.

Утка — утенок— утята.

Игра «Раз, двасосчитай»

Чему учится ребенок: внимательно слушать; правильно согласовывать

числительные «два» и «пять» с существительными в косвенных падежах;

употреблять предлоги «за», «возле» («около»).

Оснащение: не требуется.

Ход игры: предложите ребенку послушать рифмовку:

Посмотри, какой отряд—

Пятьжелтеньких цыплят.

Налинейку встали в ряд:

Первый цыпленок— самый главный,

Второй цыпленок — самый храбрый,

Третий— самый грязный,

Четвертый — самыйшумный,

А пятый — самый умный.

Задайте ребенку вопросы по содержанию рифмовки.

«Какой по счету цыпленок самый умный?

Какой по счету цыпленок самый главный?

Какой по счету цыпленок самый храбрый?

Какой по счету цыпленок самый шумный?

Какой по счету цыпленок самый грязный?»

Затем формулируйте вопросы о качествах цыплят, используя порядковые

числительные.

«Четвертый цыпленок какой? А пятый?»

Так как ребенку сложно с первого раза запомнить рифмовку, то после

каждого вопроса читайте ее еще раз, помогайте ребенку загибать пальчики и

выделяйте голосом правильный ответ в рифмовке.__



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: